15 августа 2020 года исполнилось 30 лет со дня гибели в автокатастрофе культового советского рок-музыканта Виктора Цоя — лидера группы «Кино». В связи с этим в родном городе артиста Санкт-Петербурге был установлен бронзовый монумент, выполненный по одной из известных фотографий. Согласно законодательству, увековечиванию памяти подлежат представители искусства, чья деятельность заслужила широкое общественное признание. Треть века — весомый промежуток времени, который даёт основания говорить о наследии группы «Кино» — творческого коллектива, деятельность которого создала особую субкультуру в отечественной рок-музыке, став способом самоидентификации для нескольких поколений слушателей. В данной статье мы рассмотрим позднее творчество группы в контексте основных эстетических категорий, синтез которых поддерживает популярность «Кино» на протяжении трёх десятилетий, привлекая внимание любителей музыки разных возрастов и в наши дни.
Во многих постсоветских дворах до сих пор можно увидеть надпись: «Цой жив», а также различные строки из его песен. Значки и футболки с символикой группы — отличительная черта молодого «киномана». «Пачка сигарет», «Кукушка» и «Звезда по имени Солнце» — песни, с которых, как правило, делают первые шаги в музыке начинающие гитаристы.
«В 2000 году был проведен опрос среди пользователей интернета, с целью выяснения, какая группа на сегодняшний день наиболее популярна. Спустя 10 лет после распада группа «Кино» уверенно заняла первое место», — подчеркнул директор группы «Кино» в 1988–89 годах Юрий Белишкин [2] . Согласно исследованию, которое в 2019 году провёл сервис «Яндекс. Музыка», чаще всего «Алису» (мультимедийную станцию) просили включать треки Виктора Цоя, Егора Крида, Стаса Михайлова, Владимира Высоцкого, а также групп «Руки вверх!», «Rammstein», «Сектор Газа», «Ленинград» и «Алиса» [3]. В том же году сервис «Яндекс. Музыка» попросил своих пользователей рассказать об их школьных уроках музыки, а также поинтересовался, кто из российских артистов мог бы дополнить школьную программу. Респондентами были предложены Виктор Цой, Владимир Высоцкий, Борис Гребенщиков и Егор Летов. Также слушатели особо отметили Земфиру, Дениса Мацуева, Оксимирона, Noize MC, Басту, Полину Гагарину и Монеточку [9].
Писатель Александр Житинский справедливо заметил: «Молодые люди, вступающие в жизнь, знакомятся с Цоем как со своим современником и поют его песни не слишком задумываясь о том, в каком времени они были рождены, какая страна окружала их автора, какое государство следило за его деятельностью» [6, c. 13].
Согласно Википедии, «Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языке, зародившаяся в СССР в 1960-е годы под влиянием мировой, прежде всего западноевропейской и американской рок-музыки, также испытавшая влияние бардовской песни» [4].
Читаем там же: «Своего расцвета и массовой популярности русский рок достиг в 1980-е, благодаря ослаблению цензуры в СССР; в этот период появились и приобрели известность такие группы, как «Кино», «Ария», «Алиса», «ДДТ», «Браво», «Наутилус Помпилиус» и другие» [4].
Виктор Цой с детства обладал набором талантов. У мальчика была развита ритмика, а также были способности к рисованию. Мать Виктора Цоя Валентина Васильевна вспоминала, как её сын занял второе место на городском конкурсе по рисованию. На рисунке были изображены три вагона с крупной надписью на них «Все на БАМ!» [7, c.45].Далее цитата матери: « У него был талант попадания во время. Он ведь мог любую тему взять, а он взял политическую. И его песни тоже, они попали во время, в своё время» [7, c. 45].Очевидно, Виктор Цой мог стать художником, но выбрал для себя другой путь. Так или иначе, у будущего рок-музыканта было развито чувство прекрасного, для выражения которого требовалась подходящая форма.
В учебнике «Эстетика» В. В. Бычкова определены следующие эстетические категории: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игра [8, c.5]. Некоторыми авторами выделяется категория героического, являющейся проекцией трагического, которое в свою очередь является выражением возвышенного . Для большей цельности анализа обратимсялишь к основным категориям, а именно: прекрасному, возвышенному, трагическому, комическому и безобразному. Важно заметить, что комическое не встречается в творчестве Виктора Цоя вовсе. Максимум — лёгкая ирония, в том числе — самоирония. Слушатель может улыбнуться вместе с автором, но эта улыбка никогда не перейдет в смех. Прекрасное и возвышенное — эстетические категории, дополняющие друг друга, и у Виктора Цоя отражены в стремлении к идеалу — внутреннему и внешнему. Обращение к безобразному в творчестве музыканта происходит опосредовано, и никогда не называется по имени, оно всегда словно вынесено за скобки повествования. Можем предположить, что добро и зло воспринималось Цоем как две половинки одного целого. В альбоме «Ночь», выпущенном в 1986 году, появляются первые элементы категории трагического, с ярко выраженной проекцией героического — историей воина-одиночки, которая со временем находит своё отражение как в музыке, так и в сценическом образе в целом. В частности, мы говорим о песнях «Жизнь в стёклах витрин» и «Последний герой». Процитируем первую:
Тёмные улицы тянут меня к себе,
Я люблю этот город, как женщину «Х».
На улицах люди, и каждый идёт один.
Я закрываю дверь, я иду вниз.
Для анализа текстов, содержащих признаки геройского повествования, нами было выбрано позднее творчество группы, так как именно в этот период образ героя-странника достиг своего апогея, и прочно закрепил Виктора Цоя на музыкальном Олимпе страны. Под «поздним» творчество коллектива, мы имеем в виду четыре альбома, выпущенных в период с 1988 по 1990 годы: «Группа крови», «Последний герой», «Звезда по имени Солнце» и «Чёрный альбом» (выпущен после гибели вокалиста). Приведём несколько ярких примеров «геройской» лирики из песни «Группа крови», с которой начинается одноимённый альбом:
Мой порядковый номер — на рукаве,
Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне
Не остаться в этой траве.
Повествование ведётся от первого лица, и, как видно из текста, самое лучшее, что может сделать слушатель — пожелать удачи тому, кто отправляется на битву, исход которой — неочевиден. Заканчивает альбом не менее красноречивый пример героического повествования — песня «Легенда». Процитируем несколько строк:
В горле комом теснится крик,
Но настала пора,
И тут уж кричи, не кричи.
Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,
Как, шатаясь, бойцы
Об траву вытирали щиты.
Здесь мы уже слышим голос наблюдателя. Мы не знаем, принимал ли повествователь непосредственное участие в бою. Тогда что это: беседа с внутренним голосом или взгляд на себя со стороны? Возможно, это душа, покинувшая тело, осматривает поле недавней битвы? Так или иначе, согласимся, что герой — не всегда победитель.
Вот как вспоминает тот период друг Виктора Цоя, музыкант групп «Кино» и «Аквариум», Александр Титов: «Самый первый концерт, который вдруг изменил их стиль, — концерт 1986 года, рок-клубовский фестиваль в ДК «Невский». На этом концерте Витька весь свой репертуар запел низким голосом. До этого он пел более-менее нормальным голосом — здесь он сознательно стал петь низким»[1].Учитывая эти свидетельства, можно предположить, что таким образом Виктор Цой решил предать своим песням более бескомпромиссный оттенок. Подкрепим наше предположение следующей цитатой того же Титова: «Он был юношей романтическим и достаточно нежным, сомневающимся. Но, конечно, он точно знал, к чему шел, — совершенно четко двигался к своей цели. В этом смысле он был совершенно железный, азиатский воин. Его интересовала философия воинов, его героем был Брюс Ли, он сам занимался боевыми искусствами. У него был свой собственный путь — он всегда говорил об этом, у него всегда была цель» [1].
В интервью ютуб-каналу «Ещё не Познер», музыкальный критик Артемий Троицкий обратил внимание на то, что у поклонников образ Виктора Цоя во многом ассоциируется с его героем из фильма «Игла».Но вот что он вспоминает о Викторе вне его образа:«Цой был веселейшим парнем. Он был простым, весёлым парнем. Очень смешливым, очень ребячливым я бы сказал, а отнюдь не вот этой вот какой-то готической фигурой. Этот образ, я думаю, ему придумала его тогдашняя подруга Наташа Разлогова, отчасти Рашид Нугманов — режиссёр «Иглы» [5].По мнению Троицкого, Цою было предложено быть сложнее, загадочнее в его сценическом амплуа [5].
Будет верным сказать о ключевой роли альбома «Группа крови» в дальнейшем развитии группы в целом, и Виктора Цоя в частности. Приводим ещё одно воспоминание Александра Титова: «Переломный момент для «Кино» произошел в тот момент, когда они записали «Группу крови» — и это выстрелило. Люди были потрясены, конечно. Материал был сильный. Песни с этого альбома до сих пор поются и считаются знаковыми песнями «Кино» [1]. Можно сделать вывод, что песни — первичный элемент при создании героического амплуа и его визуальной эстетики. Осознано или неосознанно, они были направляющим элементом в создании образа воина, пришедшего из ниоткуда и идущего в никуда.
И я не знаю точно, кто из нас прав,
Меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед.
Закрой за мной дверь. Я ухожу.
В своей поэзии Виктор Цой, как правило, использовал простые слова-символы, которые в свою очередь формировали, по сути, универсальные сюжеты. Обратившись к текстам песен вышеуказанных альбомов, можно заметить, что определённые слова и их производные встречаются наиболее часто. Так, например, разные формы слова «день» встречаются 32 раза, «ночь» — 23, «звезда» — 21, «огонь» — 6. Другие часто встречающиеся слова-символы — это «дом», «дверь», «окно». Несмотря на мрачность внешнего облика группы, назвать её творчество пессимистичным, было бы неверным. Как мы видим, автор чаще обращается к светлому — ко дню, а ночь, темнота — лишь его непременные составляющие. Особое место уделяется в лирике Цоя небесному. Автор — человек, который смотрит не только под ноги, но и вверх, размышляя о возвышенном. Наиболее часто встречающийся небесный символ — звезда, как нечто далёкое и прекрасное, находящееся над всем происходящем на земле.
В небе над нами горит звезда,
Некому кроме неё нам помочь,
В тёмную, тёмную, тёмную ночь.
Таким образом, лирика Виктора Цоя формирует своеобразный микрокосм, которому присущ особый символический язык. Борьба, необходимость, поиск решения, нехватка времени — они лежат в основе проблематики героя. Впрочем, в песнях Цоя мы никогда не слышим конкретных предложений для решений тех или иных проблем. Как правило — это призыв к действию, а также описание пути героя к совершению определённых действий.
Расскажи мне о тех, кто устал
От безжалостных уличных драм
И о храме из разбитых сердец
И о тех, кто идет в этот храм.
Обратимся к визуальной эстетике группы, с её контрастирующей цветовой гаммой — черной и белой. Тёмные одежды и белая гитара солиста — фирменный стиль позднего «Кино» на сцене. Изредка мы можем наблюдать вкрапления красного цвета для подчёркивания экспрессий транслируемого материала. Во всём соблюдается мера: словах, костюмах, движениях. Благодаря этому из зрительного зала наблюдается гармоничное действо, в котором существует группа.
Выступление Виктора Цоя на сцене подобно шаманскому камланию, только его бубен — гитара, а вместо танцев — как правило, статичное положение тела, в широкой, «боевой» стойке. Заклинания здесь — песни, которые скорее не поются, а транслируются в зрительный зал. Писатель Дмитрий Быков разделяет всех поэтов на риторов и трансляторов, то есть на тех, кто высказывает собственные мысли, и на тех, кто транслирует нечто витающее в широких массах. Далее прямая цитата из лекции Дмитрия Быкова для лектория «Прямая речь»: «Трансляторы всегда привлекательнее, потому что в их тексте проще вчитать себя. Высоцкий, классический ритор, предлагает нам побыть то летчиком-истребителем, то шахтером, то кораблем. А Окуджава предлагает нам побыть Окуджавой. И это гораздо привлекательнее» [6]. Таким образом, логично предположить, что Виктор Цой в своих песенных сюжетах, предлагает нам побыть героями, окунуться в некую героическую Одиссею. Герой Цоя часто находится в движении, в дороге, в ожидании чего-либо.
Застоялся мой поезд в депо
Снова я уезжаю, пора.
Поиск своего места в окружающей действительности — ещё один важный мотив лирики Виктора Цоя:
И мне не нравится то, что здесь было
И мне не нравится то, что здесь есть.
Герой никогда не провоцирует конфликт, но часто вынужден давать отпор обстоятельствам:
Солнце моё, взгляни на меня,
Моя ладонь превратилась в кулак.
Образ Цоя в кино — органичное продолжение его сценического образа: реплики немногословны, а декорации часто минимальны, и гармонируют с музыкой. «Когда с Виктором познакомился, я увидел, что он не только отличный музыкант. Во всяком случае, мне на сердце ложилось очень близко все, что он писал. Также и то, что он невероятно пластичный человек, кинематографичный» [2], — рассказал кинорежиссер Рашид Нугманов, снявший в последствии культовый фильм «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. В «Игле» герой Цоя — Моро — загадочный и бескомпромиссный. Человек, живущий здесь и сейчас, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что он должен помочь своей подруге избавиться от наркотической зависимости, и проучить тех, кто к этому причастен. За эту киноработу советский журнал «Экран» признал Виктора Цоя лучшим актёром 1988 года, таким образом укрепив его в статусе отечественной суперзвезды.
Итак, подведём итоги нашей статьи. Лирика Виктора Цоя построена на простых словах-символах, формирующие универсальные сюжеты. Благодаря этому творчество группы «Кино» оформилось в субкультуру с особой эстетикой, внутренним миром, а также языком символов.
Показали актуальность группы «Кино» в современной музыкальной среде посредством результатов соцопросов. Виктор Цой сегодня — актуален вне зависимости от времени и социального строя, но формирование его как творческой единицы во многом обусловлено временем и социальным строем, в которых он жил и работал. Также нам удалось определить важную роль творческой интуиции Виктора Цоя, которая предопределила развитие группы «Кино» в направлении геройской тематики, ставшей в последствии смысловым ядром позднего творчества коллектива. Основополагающим элементом в этом процессе были тексты песен и манера их подачи, противопоставляющие индивидуалиста окружающей действительности. Данный образ — собирательный, навеянный культурными корнями и увлечениями музыканта. Использовался не только в музыке, но и в кино.
Рассматриваемые в статье вопросы подтвердили воспоминаниями людей из ближайшего окружения Виктора Цоя. Обратили внимание на роль его творчества в процессе становления начинающих гитаристов.
Литература:
- «Медуза» [Интернет-ресурс] URL: https://meduza.io/feature/2017/06/20/viktor-tsoy-i-kino-kvartirniki-i-kontserty-v-leningradskom-rok-klube (Дата обращения: 23.08.2020)
- «Мир 24» [Интернет-ресурс] URL: https://mir24.tv/news/16414762/zvezda-po-imeni-viktor-58-let-nazad-lider-gruppy-kino (Дата обращения: 23.08.2020)
- «РБК» [Интернет-ресурс] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5de8b0c09a7947e34bf1b0ff (Дата обращения: 23.08.2020)
- «Википедия» [Интернет-ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский Рок (Дата обращения: 15.08.2020)
- «Ещё не Познер» [ютуб-канал] URL: https://www.youtube.com/watch?v=ehO3N38BV88
- Д. Л. Быков Лекция: «Борис Гребенщиков: навигатор или истребитель?» [аудиокнига]
- А. Житинский Цой forever. Документальная повесть / Александр Житинский. — СПб.: Амфора, 2009. — 509 с.: ил. — (Серия «Дискография.ru»).
- В. В. Бычков Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
- «Вести образования» [Интернет-ресурс] URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/4/25/analitycs/7279-motsart_vmeste_s_chapaem_slushateli_yandeksmuzyki__ob_urokah_muzyki_v_shkole (Дата обращения: 24.08. 2020)