Статья посвящена изучению визуальной метафоры как когнитивного столкновения и специфики аннотации и интерпретации визуальной метафоры в политической карикатуре.
Ключевые слова : метафора, когнитивная метафора, визуальная метафора, политические карикатуры
Перед тем как непосредственно перейти к рассмотрению такого понятия как «визуальная метафора», стоит отдельно разобраться и проанализировать сам термин «метафора» — что это, и за счет чего оно строится и функционирует?
Впервые определение метафоры было высказано Аристотелем, охарактеризовавшим его как «несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род» [1, c. 170]. Это высказывание можно трактовать следующим образом: метафора — это литературный прием, который позволяет сделать текст ярче, насыщенней и эмоциональней. Смысл его заключается в переносе свойства одного предмета или действия на другой предмет. Среди прочих тропов метафора занимает ведущее место, она позволяет создавать ёмкие образы, основанные на насыщенных, неожиданных ассоциациях. В ее основе может быть положено сходство самых различных свойств или признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.
С середины XX века мнение о том, что почти все мыслительные операции человека проходят исключительно в «формах языка», начинает исчезать, и постепенно в науке формируется идея гетерогенности, «в метафорическом выражении — семиотической неоднородности человеческого мышления» [3, c. 274]. Иначе говоря, можно утверждать, что метафора затрагивает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Наша привычная, обыденная система представлений, в пределах которой мы живем, то есть в данном случае мыслим и действуем, метафорична сама по себе [2, с. 25].
Метафору в нынешней когнитивистике положено рассматривать как ведущую ментальную операцию, как способ изучения, освоения, структурирования, понимания мира; помимо того, что с помощью метафор человек выражает свои мысли, он также и мыслит ими, строит при помощи метафор тот мир, в котором находится.
Дж. Лакофф и М. Джонсон дали наиболее четкую формулировку концептуальной теории метафоры. В работе «Метафоры, которыми мы живем» авторы охарактеризовали концептуальную метафору как пересечение информации, знаний об одной концептуальной области в другой концептуальной области [2, С. 256]. По Дж. Лакоффу и М. Джонсону концептуальная метафора — это не «сокращенное сравнение», не один из множества возможных вариантов украшения речи и также не свойство слов и языка в целом. В понимании нынешней когнитологии, метафора — это одна из главных ментальных операций, это метод познания, структурирования и толкования окружающего нас мира [6].
Положение о возможностях метафоры создавать «новую реальность» Лакофф и Джонсон подкрепляли примерами и логическими суждениями, например: так как большая часть повседневной реальности понимается в метафорических терминах, и наше представление о мире также отчасти метафорично, следовательно, метафора занимает важное место в установлении новой для нас реальности.
Установив роль метафоры в современном мире и ознакомившись с ее когнитивной природой, перейдем к определению понятия визуальной метафоры. Мариана Болоньезе говорит о визуальной метафоре как об «изображении, обладающем определенной структурой и зрительно воспринимаемой несочетаемостью элементов, которая стимулирует к установлению метафорической проекции двух когнитивных областей для понимания заложенного в него смысла» [4, с. 3]. Этот монтажный механизм работает таким способом, что при одновременном воспроизведении первого и второго плана в содержании метафоры появляется третий план. Другая художественная реальность, новый смысл, которого не было в предыдущих планах. И это, в свою очередь, является основной построения метафоры. Изображения, созданные с помощью визуальной метафоры, помогают привлечь внимание и наглядно продемонстрировать идеи.
Схожий метод когнитивного столкновения заложен в структуре политических карикатур. Одна из главных задач данного вида изображения — это критика актуальных политических событий. При создании новой художественной работы карикатурист ставит перед собой задачу показать общественно-политическую жизнь страны в заранее намеченном комическом виде. Визуальный компонент карикатуры обладает значительным количеством информации, является эквивалентной частью текста и играет не менее важную роль в сравнении со словесным элементом, который, в свою очередь, является неким комментарием или же дополнением к визуальному образу.
Процедура составления визуального компонента трудна и требует творческого подхода, ведь визуальная составляющая содержит ведущую смысловую нагрузку. Визуальный элемент политической карикатуры изображается по-разному: он может быть в виде схем, эмблем или символов, однако, больше всего его представляют в качестве рисунка. Для яркого описания какого-либо события авторы используют визуальную метафору как один из основных источников дополнения или обновления лексических ресурсов языка.
Благодаря визуальной метафоре карикатуристы могут выразить свое отношение или мнение к социально-политической обстановке в мире, призвать к разрешению современных политических проблем. Визуальные метафоры в политических карикатурах часто оказывают комическое воздействие. Более того, строение этого визуального тропа дает возможность кардинально сокращать переходы от одних образов к другим. Такое молниеносное перемещение, в одно мгновение от одного визуального представления к другому, несомненно, привлекает большой интерес аудитории.
С целью определения прагматического эффекта, а также определения специфики аннотации и интерпретации визуальной метафоры в политической карикатуре, был проведен опрос среди представителей 3 стран: России, Израиля и Японии. Студентам были предъявлены несколько карикатур для интерпретации с такими предварительно описанными моделями визуальных метафор как Control is up (рис. 1) и Infection is a relay race (рис. 2).
|
|
Рис. 1 |
Рис. 2 |
О наличии визуальных метафор в карикатурах респондентам заранее не сообщалось. Проанализировав около 230 ответов, мы подсчитали количество когнитивных метафор, на которые опирались респонденты в ходе интерпретации карикатур, и описали основные зафиксированные ими модели визуальной метафоры.
Россия |
Япония |
Израиль |
Общее количество |
|
Количество респондентов. |
15 |
11 |
7 |
33 |
Общее число текстов, ответов респондентов. |
105 |
77 |
49 |
231 |
Количество сумевших с различной точностью проинтерпретировать обе карикатуры. |
14 |
11 |
7 |
32 |
Количество когнитивных метафор, на которые опирались респонденты при интерпретировании обеих карикатур. |
9 |
6 |
8 |
9 |
Модели визуальной метафоры, зафиксированные в ходе интерпретации
рис. 1. |
Модели визуальной метафоры, зафиксированные в ходе интерпретации
рис. 2. |
Control is up |
Competition Is A Race |
Treating illness is fighting a war |
Change Is Replacement |
Unity is strength |
Acting On Is Transferring An Object |
Change is Motion |
|
States are Location |
|
Knowing is seeing |
В результате было установлено, что, используя так называемые разные метафорические языковые выражения (metaphorical linguistic expressions), студенты, принадлежащие к разным культурам, опирались на сходные модели визуальной метафоры в ходе интерпретации предъявленных карикатур. Данное наблюдение только подтверждает высказывание Золтона Ковечеша об универсальности (universality) когнитивных метафор [5, с. 12], о способности человека реагировать определённым, но зачастую абсолютно одинаковым образом на глобальные, затрагивающие каждого из нас, явления.
Литература:
- Балашова Л. В. Динамическая концепция метафоры: от Аристотеля до современной когнитивной лингвистики. / Л. В. Балашова // Филология. — 2015. — № 2. — С. 169–177.
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. — М.: Едиториал УРСС, 2004–256 с.
- Мардиева Л. А. Визуальная метафора как объект и инструмент исследования семиотически осложненных политических текстов. / Л. А. Мардиева // Политическая лингвистика. — 2013. — № 4. — С. 274–276.
- Bolognesi M. Conceptual metaphors and metaphoric expressions in images. / M. Bolognesi — Pavia: CAMBRIDGE SCHOLAR, 2015. — 416 p.
- Kövecses Z. Metaphor: A Practical Introduction. / Z. Kövecses — New York: Oxford University Press, 2002. — 303 p.
- Грузберг О. // Концептуальная метафора. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_5_101#b2 — (Дата обращения 05.09.2020).