Здоровьесберегающие подходы в практике работы воспитателя логопедических групп | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белинова, Н. П. Здоровьесберегающие подходы в практике работы воспитателя логопедических групп / Н. П. Белинова, И. В. Лямцева, С. П. Малеева, Т. В. Тюкалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74084/ (дата обращения: 25.04.2024).



Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, воспитание здорового образа жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Главный признак здоровьесберегающей работы педагога — использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Воспитатель, работающий с детьми с речевыми нарушениями, несомненно, должен использовать эти технологии в своей практике. Поэтому использование различных здоровьесберегающих подходов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста очень актуально и важно.

Здоровьесберегающие подходы в практике деятельности воспитателя способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в речевом развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Задачи здоровьесберегающей работы:

  1. Повышение умственной и физической работоспособности.
  2. Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения.
  3. Формирование умения регулировать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов.
  4. Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики.
  6. Повышение резервов дыхательной системы.
  7. Профилактика нарушений зрения.
  8. Создание благоприятного эмоционального фона.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании педагогических принципов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий — это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность — это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

Принцип «Не навреди» — Этот принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.

Принцип постепенного усложнения заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения.

Принцип систематичности — непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении.

Принцип комплексного воздействия на все анализаторы — совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, родителей).

Принцип единства с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, коррекционной работы, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Организация здоровьесберегающей работы включает: накопление практического материала; составление плана работы на учебный год; организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий; работа с родителями (консультации, практикумы, беседы); анализ проделанной работы на педсовете; анализ достижений детей на итоговом МПК в ДОУ.

Здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеют негативные тенденции, обусловленные фактором анамнеза, ухудшением экологической обстановки, значительным ограничением двигательной активности, неблагоприятными социальными факторами и т. д. Дети с различными речевыми нарушениями, зачастую страдают хроническими заболеваниями; имеют нарушения зрения, слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата, соматическую ослабленность, неврозы и нарушения характера.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения, упражнения для профилактики зрения, мышечной релаксации, физкультминутки, музыкотерапию, логоритмику, хромотерапию, психогимнастику, ароматерапию, пескотерапию, Су-джок терапию, аурикулотерапию, способствующая включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, также созданию благоприятного эмоционального фона.

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики. Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.

Важным аспектом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, является взаимодействие педагогов с семьей воспитанников. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу при взаимном доверии и понимании.

Работа педагогов с родителями осуществляется в большем объеме. Это: консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала, оформление информационного стенда для родителей; показ воспитателем и логопедом индивидуальных занятий с детьми, открытых занятий с нетрадиционными формами проведения, а также с участием в занятиях родителей, проведение родительских собраний.

Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на занятиях речевых навыков в свободном речевом общении в повседневной жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий, создание разнообразной, интересной речевой среды, взаимодействие с родителями воспитанников неизменно приводит к достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, коррекционная работа, нарушение речи, ребенок, благоприятный эмоциональный фон, двигательная активность, детский сад, занятие, педагогический процесс, принцип.


Похожие статьи

Основные направления эмоционального развития детей...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР происходят

Коррекционная работа по развитию эмоционально — личностной сферы детей с.

Похожие статьи

Основные направления эмоционального развития детей...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР происходят

Коррекционная работа по развитию эмоционально — личностной сферы детей с.

Задать вопрос