В данной статье рассматривается возможность возникновения в России миграционного кризиса, связанного с экономическим кризисом и распространением коронавирусной инфекции. Рассмотрены основные проблемы, с которыми способны столкнуться как мигранты, так и владельцы национального бизнеса в результате ряда мер, направленных на улучшение эпидемиологической и экономической обстановки в стране.
Ключевые слова: экономический кризис, трудовая миграция, миграционная политика
Начало 2020 года ознаменовало для многих стран мира, в том числе и России, начало сильнейшего экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, а также падением цен на нефть. Страна находится в беспрецедентной ситуации, когда многие предприятия, компании, малый бизнес теряют доходы, вследствие чего оказываются неспособными выполнять свои социальные обязательства, сотрудники массово лишаются рабочих мест. Согласно обзору международной консалтинговой компании McKinsey & Company «Влияние COVID-19 на российскую экономику», если не удастся сдержать распространение вируса, ВВП страны в этом году может сократиться на 10–11 %.
Рис. 1. Сценарии снижения ВВП России в 2020 году, %
Очевидно, что кризис, в настоящее время только набирающий обороты, скажется не только на коренном населении Российской Федерации, но и на мигрантах, осуществляющих свою трудовую деятельность внутри страны. Актуальным является анализ того, как именно отразится кризис на мигрантах и что это будет означать для государства. Во-первых, данная категория трудящихся изначально поддерживает не самый благоприятный уровень жизни, отправляя большую часть заработанных средств в страны своего происхождения, где процент подобных переводов составляет значительную часть от ВВП. Зачастую мигранты не имеют финансовой «подушки безопасности», достаточной для того, чтобы прожить определенный период времени без поступления доходов. Во-вторых, большой процент трудовых мигрантов России задействован в тех отраслях, которые оказались под наибольшим ударом на фоне пандемии и кризиса: сферы общественного питания, развлечений, жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая вышесказанное, мигранты оказываются в ситуации, когда они лишаются рабочего места, но при этом не могут покинуть страну базирования вследствие того, что закрыты границы стран, дабы избежать массовых вспышек новых случаев заражения коронавирусной инфекцией. Например, из-за того, что с 23 марта Узбекистан приостановил транспортное сообщение со всеми странами, из России в настоящий момент не могут выехать даже те мигранты, по которым уже есть решение суда о их выдворении, так как суд выносит решение отправить человека на родину, однако все те же государственные власти не могут это решение выполнить, поскольку пересечь границу нельзя. Безусловно, существуют центры временного содержания иностранцев, но и они оказываются переполненными, а, следовательно, трудовой мигрант, не имея средств к существованию и временного проживания, вполне способен пойти на преступление, повысив уровень криминализации в стране.
Сложившаяся ситуация осложняется и тем, что Россия, в свою очередь, также временно ограничила въезд иностранных граждан. С одной стороны, введенные меры совершенно логичны и направлены на предотвращение распространения коронавируса. Однако, у проблемы закрытия границ с точки зрения трудовой миграции есть и другая сторона: в Россию въезжает не только дешевая рабочая сила, но и высококвалифицированные кадры и топ-менеджмент из других стран.
В целом, трудовых мигрантов действительно может стать меньше, но необходимо учитывать, что и объемы производства на фоне кризиса сократятся, либо перепрофилируются, так как принимаемые властями меры и рыночные механизмы направлены на скорейшее урегулирование ситуации. В связи с этим, довольно неоднозначным является вопрос о том, так ли критичен будет дефицит трудовых мигрантов в России в этот период. Скорее, единственной потенциальной проблемой станет вопрос пребывания в стране оставшихся иностранных граждан. Важнейшим моментом для любого трудового мигранта является такое понятие, как «срок пребывания», однако уже известно о том, что Россия позволит иностранным гражданам остаться на территории страны в том случае, если их срок пребывания уже истек. Кроме того, трудовые мигранты могут обратиться за получением новых патентов без необходимости выезда за пределы России и, что крайне важно «без привлечения их к административной ответственности за нарушение срока подачи соответствующих заявлений».
С другой стороны, нельзя утверждать, что все категории трудовых мигрантов находятся в бедственном положении, в связи с тем, что разные сферы занятости проседают в разной степени. Так, иностранным лицам, задействованным в строительстве, пока можно не беспокоиться о потере рабочих мест, большинство субъектов России установили, что строительство не будет останавливаться на время введения карантинных мер.
В целом, несмотря на относительную гибкость мигрантов в том, что касается трудоустройства, проблема является из ряда вон выходящей и оценивать дальнейшие перспективы сложно, особенно в условиях дальнейшего развития кризиса и ухудшения эпидемиологической обстановки в стране. В условиях эпидемии мигранты должны стать объектом приоритетной помощи, в частности в вопросах обеспечения нуждающихся мигрантов жильем и продуктами питания на время кризиса.
Второе направление практической деятельности в этой связи — это недопущение распространения коронавируса в местах резидентной концентрации мигрантов, например, общежитиях. Этого можно добиться посредством создания информационного ресурса для мигрантов или перевода существующих ресурсов языки мигрантов. Наконец, третий блок мер может касаться «патентной амнистии» для мигрантов — отмены платы за патент на период кризиса.
Таким образом, в условиях нестабильной и каждодневно меняющейся социально-экономической ситуации, крайне сложно прогнозировать, наступит ли в России миграционный кризис и как это повлияет на экономические показатели, если учесть, что на данный момент подавляющее число сфер уже находятся в шатком положении. С уверенностью можно говорить о том, что экономический кризис и кризис в области здравоохранения станут прецедентом для того, чтобы пересмотреть миграционную политику, в особенности те ее положения, которые касаются пребывания в стране иностранцев во время чрезвычайных или неблагоприятных ситуаций.
Литература:
- Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015)
- [Статистика и аналитика] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-февраль 2020 года. // Сайт Министерства Внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс] — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19786723/
- Ткачёв И., Старостина Ю. Экономисты допустили падение экономики России ниже уровня 2011 года // Rbc. Ru. [Электронный ресурс] — URL: https://www.rbc.ru/economics/10/04/2020/5e8f108f9a794727b206ba88
- Ткачёв И., Старостина Ю. Экономисты допустили падение экономики России ниже уровня 2011 года // Rbc. Ru. [Электронный ресурс] — URL: https://www.rbc.ru/economics/10/04/2020/5e8f108f9a794727b206ba88
- Шестоперов Д. Россия закрывает границы для иностранцев // КоммерсантЪ. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4291104