Программное обеспечение аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.10.2020

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Гущин, М. В. Программное обеспечение аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту / М. В. Гущин, О. А. Киреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74061/ (дата обращения: 20.04.2024).



Правовое регулирование аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1], Положением о порядке прохождения военной службы (Указ Президента Российской Федерации 16 сентября 1999 г. № 1237) [2] и утверждённым порядком организации и проведения аттестации в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В статье 26 раздела IV Положения о порядке прохождения военной службы указывается, что что аттестация проводится с целью всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

Необходимо отметить, что статья 26 определяет и обязанности командира (начальника), аттестующего подчинённого. Так, в соответствии с п. 7 вышеуказанной статьи командир (начальник) при проведении аттестации подчинённого военнослужащего обязан:

а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации.

А п. 8 и 9 статьи 26 обязывают командира (начальника) при изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего:

а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

в) дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей [2].

При этом командир (начальник) несёт ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

Однако, как показывает практика, одной из основных причин необоснованных управленческих решений выступает несоблюдение принципа объективности оценивания, подчинённых при проведении аттестации.

Сложность и неоднородность процесса объективного и всестороннего оценивания результатов деятельности, деловых, моральных и индивидуально-психологических качеств, подчинённых при проведении аттестации требует разработки и совершенствования программ для ЭВМ в этой сфере.

В настоящее время на рынке представлено значительное количество программных продуктов для ЭВМ, автоматизирующих функции аттестации сотрудников подразделения.

Так, например, представленная на рынке компьютерная система «Аттестация» предназначена для проведения аттестации сотрудников любого типа профессиональной организации.

Основные задачи, которые можно решить на базе данной системы:

  1. Оценка каждого сотрудника по 4 блокам профессиональных качеств:

 профессионально-квалификационные качества;

 интеллектуально-волевые качества;

 психосоциальные качества;

 деловые качества.

  1. Формирование общей интегральной оценки на основе оценок по каждому из четырех блоков.
  2. Формирование рейтинга сотрудников.
  3. Оценка динамики профессионального роста сотрудников.

В некоторых компаниях для аттестации сотрудников используется информационная система «WebTutor». Модуль «Оценка персонала» данной информационной системы позволяет автоматизировать различные формы оценки сотрудников по компетенциям, формирование индивидуальных планов развития сотрудников, оценку результатов деятельности (по ключевым показателям и по целям), тестирование, оценку должностей.

Аналогом компьютерной системы «Аттестация» и информационной системы «WebTutor» является экспертная диагностическая система «Ресурс-К», которая позволяет проводить аттестацию сотрудников по оценке компетенций.

Вместе с тем, необходимо отметить, что по совокупности выполняемых функций разрабатываемые программные продукты представляют собой автоматизированные платформы для управленческих решений в сфере бизнеса и не учитывают специфику проведения аттестации военнослужащих.

Эти обстоятельства дают нам основания для разработки программного обеспечения, позволяющего формировать объективную характеристику на аттестуемого военнослужащего в соответствии с утверждёнными критериями оценки.

Данный процесс предполагает составление прямым (непосредственным) начальником аттестационного листа на аттестуемого военнослужащего. Аттестационный лист должен отражать объективную характеристику основных показателей служебной деятельности и профессионального развития аттестуемого военнослужащего, его деловые, моральные и индивидуально-психологические качества, а также основные выводы и рекомендации по аттестации в соответствии с критериями оценки, регламентированными правовым актом (приказом) соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Составление аттестационного листа в ручном режиме вызывает определённые сложности у непосредственных (прямых начальников) при раскрытии смыслового содержания критериев оценки, а также требует больших временных затрат. А разработка программного обеспечения составления аттестационного листа позволит оптимизировать кадровое направление управленческой деятельности начальника структурного подразделения.

Для реализации данного решения было выбрано программное обеспечение « Embarcadero RAD Studio XE2 Version 16.0.4316.44803 » c использованием стороннего компонента « TMS Component Pack Pro 6.2.1.0 ». База данных формировалась на основе Microsoft Access.

Методический замысел разработки программного обеспечения составления аттестационного листа опирается на основные положения применения модульных моделей в управленческой деятельности. Программное обеспечение составления аттестационного листа состоит из функциональных модулей, автономных для работы и интегрированных в общую архитектуру программного продукта:

  1. Модуль «База данных на военнослужащих подразделения».
  2. Модуль «Анализ показателей».
  3. Модуль «Выводы и рекомендации».
  4. Модуль «Формирование аттестационного листа».

Модуль «База данных на военнослужащих подразделения» предназначен для гибкого управления базой данных на военнослужащих подразделения, подлежащих аттестации (ввод, редактирование, удаление). Введенные и отредактированные данные автоматически экспортируются в документ аттестационного листа, подготовленный по заданным параметрам в формате текстового редактора «Word».

Пример создания базы данных на военнослужащего

Рис. 1. Пример создания базы данных на военнослужащего

Модуль «Анализ показателей» предназначен для составления характеристики на военнослужащего подразделения, подлежащего аттестации. Данный модуль позволяет составить характеристику на военнослужащего по основным показателям в соответствии с требованиями руководящих документов. Для удобства составления характеристики он разделён на два блока:

 основные показатели служебной деятельности и профессионального развития военнослужащего;

 показатели, отражающие деловые, моральные и индивидуально-психологические качества военнослужащего.

Пример заполнения поля «Основные показатели служебной деятельности и профессионального развития»

Рис. 2. Пример заполнения поля «Основные показатели служебной деятельности и профессионального развития»

Пример заполнения поля «Показатели, отражающие деловые, моральные и индивидуально-психологические качества»

Рис. 3. Пример заполнения поля «Показатели, отражающие деловые, моральные и индивидуально-психологические качества»

Модуль «Выводы и рекомендации» позволяет сформулировать выводы и рекомендации по аттестации конкретного военнослужащего.

Пример заполнения поля «Выводы и рекомендации по аттестации»

Рис. 4. Пример заполнения поля «Выводы и рекомендации по аттестации»

Необходимо отметить, что варианты ответов, включённые в модули «Анализ показателей» и «Выводы и рекомендации», были сформулированы на основе анализа текстов аттестационных и служебных характеристик, рекомендаций сотрудников кадрового органа и начальников подразделений, непосредственно участвующих в составлении и редактировании аттестационных листов на аттестуемых военнослужащих. Кроме этого, при интерпретации некоторых формулировок использовались Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [3] и тезаурус личностных черт А. Г. Шмелёва [4].

Модуль «Формирование аттестационного листа» позволяет:

 сформулировать (экспортировать из предыдущей аттестации в автоматическом режиме при её наличии в базе данных) краткую оценку выполнения рекомендаций и результаты предыдущей аттестации;

 сформировать в автоматическом режиме текст характеристики текущей аттестации на основе основных показателей служебной деятельности, деловых, моральных, индивидуально-психологических качеств аттестуемого военнослужащего (с возможностью редактирования текста);

 сформулировать выводы и рекомендации текущей аттестации по заданным параметрам;

 экспортировать сформированные и отредактированные данные в документ аттестационного листа, подготовленный по заданным параметрам в формате текстового редактора «Word» ;

 редактировать готовый аттестационный лист в формате текстового редактора «Word» .

Пример автоматического формирования аттестационного листа

Рис. 5. Пример автоматического формирования аттестационного листа

Пример экспортированного итогового документа

Рис. 6. Пример экспортированного итогового документа

Таким образом, применение программного обеспечения способствует оптимизации кадрового обеспечения управленческой деятельности, позволяет непосредственному (прямому) начальнику объективно и всесторонне оценить подчиненного при проведении аттестации, грамотно составить аттестационный лист в соответствии с требованиями руководящих документов.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1993 № 53 — ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 31.07.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
  2. Положение о порядке прохождения военной службы, утверждённое Указом Президента Российской Федерации 16 сентября 1999г. № 1237 (ред. от 02.09.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
  3. Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 800 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов // РАН: ИРЯ им. В. В. Виноградова. — 4-е изд. доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  4. Шмелев, А.Г., Похилько, В.И., Козловская-Тельнова, А. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт) / А. Г. Щмелев, В. И. Похилько, А. Ю. Козловская-Тельнова. — М.: МГУ, 1988. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): аттестационный лист, аттестуемый военнослужащий, военная служба, проведение аттестации, база данных, качество, модуль, служебная деятельность, информационная система, программное обеспечение.


Похожие статьи

Психологический портрет современного военнослужащего

Военная служба является тем видом деятельности человека, которая не

Профессионализм военнослужащего заключается в имеющихся у него качествах, которые отвечают

служебно-должностные, к которым относятся коммуникабельность, эрудиция, трудолюбие...

Похожие статьи

Психологический портрет современного военнослужащего

Военная служба является тем видом деятельности человека, которая не

Профессионализм военнослужащего заключается в имеющихся у него качествах, которые отвечают

служебно-должностные, к которым относятся коммуникабельность, эрудиция, трудолюбие...

Задать вопрос