Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 09.10.2020

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Антипова, Ю. А. Особенности психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с расстройством аутистического спектра / Ю. А. Антипова, И. Н. Дворникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74055/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья посвящена изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с Расстройством аутистического спектра. В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с Расстройством аутистического спектра авторами статьи выделяется игровая деятельность. Главный акцент в статье делается на том, что благодаря качественному психолого-педагогическому сопровождению процесса игровой деятельности у ребенка с Расстройством аутистического спектра происходит развитие речи, социальных и коммуникативных навыков. Кроме того, в статье дается обобщенная характеристика особенностей психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников с Расстройством аутистического спектра в условиях современного дошкольного образования, рассматриваются диагностические методики оценки игровых навыков дошкольника с Расстройством аутистического спектра, а также практические подходы к изучаемой проблеме.

Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, игровая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольники с Расстройством аутистического спектра.

This article is devoted to the study of the characteristics of the psychological and pedagogical support of the game activities of preschoolers with autism. As the main ways of the formation and development of social and communication skills in preschool children with ASD, the authors of the article highlighted game activity. The main emphasis in the article is on the fact that due to the qualitative psychological and pedagogical support of the game activity process, a child with ASD develops speech, social and communication skills. In addition, the article gives a generalized description of the characteristics of the psychological and pedagogical support of the game activities of preschool children with ASD in the context of modern preschool education, discusses diagnostic methods for assessing the playing skills of a preschool child with ASD, as well as practical approaches to the problem being studied.

Keywords: autism, play activity, pre-schoolers with ASD.

Согласно ФГОС ДО развитие игровой деятельности является одной из приоритетных задач дошкольного образования, в том числе и для дошкольников с Расстройством аутистического спектра. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.) прямо говорится о том, что в образовательное пространство должны быть включены все дети с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность выбранной темы заключается также в том, что у детей с аутизмом игровые навыки зачастую не развиваются самостоятельно, и для их развития необходима грамотная коррекционная работа. Отсюда же и вытекает первостепенная важность задачи психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников, улучшения развития игровых навыков у дошкольников с Расстройством аутистического спектра. Среди многих направлений работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, немаловажное значение имеет обучение игре.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности, у дошкольников ею выступает игра. У типично развивающихся детей развитие игровой деятельности проходит 2 основные стадии. Первая стадия (3–5 лет) характеризуется воспроизведением реальных действий людей; сутью игры являются предметные действия. Вторая стадия (5–7 лет) характеризуется тем, что ребенок моделирует реальные отношения между людьми, социальные отношения становятся содержанием игры. Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства.

Игровая деятельность у нормально развивающихся детей протекает плавно и, в основном, не требует сторонней помощи в ее формировании, в отличии от детей с расстройством аутистического спектра, которые нуждаются в поддержке педагогов и взрослых для развития игровых навыков. Самостоятельная игра ребенка с аутизмом, как правило, стереотипна, однообразна. Чаще всего взрослому или сверстнику сложно включиться в самостоятельную игру ребенка. Дети с аутизмом редко умеют функционально играть с игрушками, многие не понимают смысла сюжетно-ролевой игры, предпочитая оставаться в одиночестве и манипулировать с предметами. «По сравнению со сверстниками они меньше интересуются ролевыми играми, и не владеют необходимыми для таких игр навыками. … Они кажутся более довольными, когда играют в одиночку со своими игрушками, причем в течение более длительного времени, чем их сверстники. Они не кажутся столь же заинтересованными в том, чтобы включить родителей, братьев или сестер и других людей в свою игру так, как это делают их ровесники». [8]

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с аутизмом отличается рядом особенностей. Во-первых, развитие сюжетно-ролевой игры у ребенка с аутизмом невозможно, если окружающая среда является для ребенка недружелюбной, некомфортной, т. е. на начальном этапе она невозможна без специально организованного пространства. Организация пространства для детей с аутизмом — это один из ключевых моментов, важно, чтобы во время игры ребенок не отвлекался на второстепенные отвлекающие факторы (например, сенсорные: такие как шум кондиционера, слишком яркий свет, или большое количество людей в помещении и т. д.).

Во-вторых, очень часто дети с аутизмом не «впускают» в свою игру других детей и взрослых, не позволяют вмешиваться и «сбивать» их игровые рутины, что делает невозможным установление с ребенком зрительного контакта, а как следствие, и совместного внимания — важнейшего инструмента для развития у ребенка коммуникативных навыков. Из чего следует, что, прежде всего, играя с ребенком, необходимо работать именно над этими навыками, соблюдая тонкую грань «невмешательства» и моделирования игровой ситуации.

В-третьих, в игре детей с аутизмом нет сюжета, либо он очень «сжат», что можно объяснить малым социальным опытом ребенка. В основном, у ребенка закрепляются только яркие, эмоциональные мгновения: запомнившийся сюжет рекламы, разыгрывание сценки из любимого мультфильма и т. п.

Именно поэтому среди многих направлений работы с детьми с Расстройством аутистического спектра, немаловажное значение имеет обучение игре. Данный коррекционный потенциал необходимо использовать для наиболее гармоничного развития детей с расстройством аутистического спектра.

Практически все отечественные и иностранные исследователи Расстройством аутистического спектра (Либлинг, М.М., О. С. Никольская, Роджерс, С. Дж., Э. Шоплер и др.) считают недостаточное развитие игровых навыков одним из барьеров, который препятствует успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с Расстройством аутистического спектра.

Эксперт в области развития социальных навыков, автор программы PEERS Элизабет Логесон (Калифорнийский университет, США) считает, что участия ребенка дошкольного возраста с Расстройством аутистического спектра в игровых группах недостаточно для развития социальных навыков. Для того чтобы играть с другими детьми, необходимы не только мотивация (желание играть), но и умение соблюдать очередность и поддерживать диалог, понимание правил игры и многое другое. [6]

Всесторонне развивая игровые навыки у ребенка с аутизмом, «разыгрывая в сюжете неприятные, пугающие события, но так, чтобы «все кончилось хорошо», или, расправляясь в игре со страшными персонажами, ребенок преодолевает свои страхи и становится активнее и смелее в реальной жизни. Так формируется необходимый человеку аффективный механизм преодоления трудностей, препятствий, собственных страхов, необходимый для адаптации к сложным, меняющимся условиям жизни. [3] О. С. Никольская дает определение аффективному механизму, называя его — «механизмом экспансии», который связан с переживанием «приключения» и обеспечивает «процесс достижения витально значимой цели в условиях неизвестности, изначальной непредсказуемости развития ситуации». [7] Совместная игра является естественным, уникальным и незаменимым средством помощи детям, имеющим особенности в развитии.

В требованиях ФГОС ДО обучающихся с Расстройством аутистического спектра закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с Расстройством аутистического спектра на протяжении всего периода его пребывания в ДОУ. «Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с Расстройством аутистического спектра, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования». [4]

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения (поддержки) обучающихся с Расстройством аутистического спектра являются:

– помощь в овладении содержанием адаптированной образовательной/индивидуальной программы, включая создание специальных образовательных условий;

– коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций. [4]

В зарубежной литературе достаточно широко представлены исследования о формировании навыков игровой деятельности (К. Казари, и др.), а также разработаны специальные программы коррекционного вмешательства для развития игровых навыков у детей с Расстройством аутистического спектра. К примеру, программа раннего вмешательства JASPER (К. Казари), основанная на методах с доказанной эффективностью, позволяющая развивать у дошкольников с аутизмом навыки социальной коммуникации через игру.

В отечественной специальной литературе описаны методики оценки и нормативы развития игровых навыков у детей дошкольного возраста с нормой развития. Описаны также отдельные приемы по развитию игровых навыков у детей с Расстройством аутистического спектра (В. М. Башина, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, А. В. Хаустов), однако нет стандартизированных диагностических методик для выявления индивидуального уровня развития игровых навыков конкретного аутичного ребёнка. [5]

Психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольника с Расстройством аутистического спектра предполагает диагностирование игровых навыков ребенка, а также разработку и внедрение программы коррекционного вмешательства, направленную на развитие игровых навыков.

Ориентиром для составления программы коррекционной работы по развитию игровых навыков у ребенка с Расстройством аутистического спектра служит диагностика сформированности игровых навыков, которая может проводиться:

  1. Методом изучения имеющейся на ребенка документации (медицинской, педагогической);
  2. Методом наблюдения;
  3. В организованной беседе с родителями; [2]

Для выявления текущего уровня игры и игровых навыков дошкольника психологи-педагоги в ДОУ часто используют методику Хаустова А. В., Хаустовой И. М. «Обследование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра». [4 После определения уровня игры и выявления ключевых дефицитов игровых навыков ребенка с Расстройством аутистического спектра, в рамках психолого-педагогического сопровождения составляется программа коррекционной работы в соответствии с данными диагностики. Программа психолого-педагогического сопровождения и коррекционного вмешательства в игровую деятельность может включать в себя методические рекомендации по развитию навыков социальной игры А. В. Хаустова и следующие направления работы, восполняющие дефициты в игровых навыках ребенка с Расстройством аутистического спектра:

  1. Развитие навыков творческой игры (осуществляется воспитателем, тьютором, дефектологом);
  2. Развитие навыков социальной игры (осуществляется тьютором, дефектологом, при участии воспитателя, музыкального руководителя, физкультурного работника, педагога-психолога);
  3. Развитие навыков общения (осуществляется тьютором, дефектологом при поддержке педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда);
  4. Развитие навыков мелкой и крупной моторики, моторного планирования и пространственного мышления — ориентирования в пространстве (осуществляется учителем-дефектологом при участии физкультурного работника, музыкального руководителя, учителя-психолога, тьютора, воспитателя).

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольника с Расстройством аутистического спектра — это комплекс мер, направленный на восполнение ключевых социально-коммуникативных дефицитов у ребенка с Расстройством аутистического спектра, это — прежде всего, работа команды специалистов ДОУ с участием и под непосредственным руководством психолога-педагога.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс]. — Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 01.02.2020).
  2. Сахарова Н. В. «Особенности игровых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра», КГПУ им. В. П. Астафьева, г. Красноярск, 2017 г.
  3. Либлинг М. М. Игра в коррекции детского аутизма. — ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». — Москва, Альманах Института коррекционной педагогики, выпуск 20/2014г.
  4. Хаустов А. В., Хаустова И. М. Обследование игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра// Практика управления ДОУ 2013 № 1 с 31–40.
  5. Сахарова Н. В. Планирование коррекционной работы по развитию игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с РАС, Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2017 г.
  6. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе:практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018. — 202 с.
  7. Никольская О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение — М.: МГППУ, 2008. — С. 97
  8. Роджерс, С. Дж., Доусон, Дж., Висмара, Л. А. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / [пер. с англ. В. Дегтяревой]. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. —308с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ASD, психолого-педагогическое сопровождение, Расстройство, спектр, игровая деятельность, навык, развитие, аутизм, развитие навыков.


Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение, игровая деятельность, аутизм, расстройство аутистического спектра, дошкольники с Расстройством аутистического спектра

Похожие статьи

Разработка адаптированной индивидуальной программы развития...

Дети с расстройствами аутистического спектра занимают особое место среди различных

организация и проведения комплексной психолого-педагогической коррекционной работы с

Для успешной реализации индивидуальной программы развития необходима координация и...

Похожие статьи

Разработка адаптированной индивидуальной программы развития...

Дети с расстройствами аутистического спектра занимают особое место среди различных

организация и проведения комплексной психолого-педагогической коррекционной работы с

Для успешной реализации индивидуальной программы развития необходима координация и...

Задать вопрос