Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.10.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Анискина, Е. А. Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России / Е. А. Анискина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/331/73999/ (дата обращения: 24.01.2022).



Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой капитализацией строительного сектора экономики России, в рамках которой функционирует механизм саморегулирования, характеризующийся определенными недостатками. В рамках статьи проанализировано текущее развитие рынка строительства на территории РФ. Выделены актуальные проблемы функционирования системы саморегулирования в строительстве. Предложены мероприятия, направленные на совершенствование системы саморегулирования в России.

Ключевые слова: система саморегулирования, строительство, строительная отрасль, строительная деятельность, строительные предприятия.

Строительная отрасль в России играет значительную роль в социально-экономическом развитии государства, являясь важным фактором ее стабильности, а также она служит материальной основой непрерывного развития народного хозяйства, решения жилищной проблемы, повышения уровня качества жизни населения [1].

Актуальность научного исследования на тематику «совершенствование системы саморегулирования в строительстве» обусловлена высокой капитализацией строительного сектора экономики России, в рамках которой функционирует механизм саморегулирования, характеризующийся определенными недостатками.

Целью научной работы выступает разработка инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности.

Строительство — являясь одним из видов экономической деятельности и ключевой фондообразующей отраслью России, оказывает существенное влияние на экономику и рост благосостояния страны и ее хозяйствующих субъектов.

Это отрасль национальной экономики, предназначенная для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капительного ремонта действующих объектов производственного и непроизводственного назначения. Уровень развития строительства, в частности жилищного, является одним из индикаторов экономического климата в стране [2; 3].

Анализируя степень развития строительного сектора в экономике России, необходимо обратиться к данным рисунка 1, где изображена динамика объема выполненных строительных работ.

Динамика изменения объема выполненных работ в сфере строительства России, в период 2012–2018 гг., в трлн рублей [4]

Рис. 1. Динамика изменения объема выполненных работ в сфере строительства России, в период 2012–2018 гг., в трлн рублей [4]

Если в 2012 году объем выполненных работ строительными компаниями составлял 5,714 трлн рублей, то в 2018 году данный показатель составляет уже 8,385 трлн рублей. Одной из причин такой тенденции является развития института и системы саморегулирования в строительстве.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил [5].

Однако, на современном этапе развития системы саморегулирования строительной отрасли в России можно выделить следующие актуальные проблемы [5; 8]:

− трудности при вступлении в СРО, поскольку для организаций созданы различные минимальные требования и барьеры, например, как количество работников с высшим образованием или минимальный трудовой стаж;

− отсутствие единого регулирующего органа СРО;

− наличие требования к созданию СРО (минимальное количество членов — 100 человек), из-за которых соответствие организаций к стандартам и нормам не замечаются;

− финансовые ограничения для малых и средних строительных организаций приводят к тому, что они попросту неконкурентоспособные, из-за чего происходит укрепление позиций крупных игроков рынка строительства и от части ее монополизация;

− демпинг цен при проведении электронных аукционов и заказов;

− наличие устаревшей системы стандартизации качества строительных работ.

Для того, чтобы способствовать развитию системы саморегулирования строительной отрасли в России и заодно стимулировать масштабирование бизнеса строительных компаний, необходимо предложить следующие мероприятия, направленные на совершенствование [6; 7]:

− разработка единых стандартов взаимодействия саморегулируемых организаций с органами государственной власти;

− провести дифференциацию требований к строительным организациям в части необходимого количества персонала;

− внести изменения по снижению требований к стажу трудовой деятельности персонала, работающего в строительной сфере;

− снизить финансовые ограничения для малых и средних строительных организаций, функционирующих в регионах РФ.

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно прийти к следующему заключению: институт саморегулирования в строительном секторе России позволяет обеспечивать процесс развития данной отрасли, увеличивая количество строительных предприятий и масштабируя объемы их работ. Однако, существуют определенные факторы, приводящие к проблемам функционирования системы саморегулирования в строительстве в России.

По этой причине, в рамках совершенствования системы саморегулирования строительной отрасли страны, необходимы разработка единых стандартов взаимодействия саморегулируемых организаций с органами государственной власти, проведение дифференциации требований, внесение изменений по снижению требований к трудовому стажу и снижение финансовых ограничений для малых и средних строительных организаций, функционирующих в регионах Российской Федерации.

Литература:

  1. Карякина И. Е., Потапкина Е. К. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5–2.
  2. Шаркова А. В., Чинаева Т. И., Клепацкая А. С. Анализ деятельности строительных организаций на основе изучения показателей прибыли // Статистика и экономика. 2018. № 5.
  3. Александрова Е. Н., Вдовина В. А. Основные факторы конкурентоспособности строительных предприятий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9–1.
  4. Строительство в России // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/stroit-2018.pdf (дата обращения: 05.10.2020).
  5. Батынков А. П. Саморегулирование в строительстве: проблемы и пути решения // Приволжский научный вестник. 2015. № 6–2 (46).
  6. Уварова С. С., Мышовская Л. П., Беляева С. В. Направления совершенствования системы саморегулирования в строительстве с точки зрения теории изменений // Вестник МГСУ. 2016. № 8.
  7. Ворова Е. А. Особенности совершенствования институциональной инфраструктуры саморегулирования в строительстве // Вестник евразийской науки. 2018. № 5.
  8. Шемякина Т. Ю. Саморегулирование как фактор устойчивого развития строительных организаций // Вестник ГУУ. 2019. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, совершенствование системы саморегулирования, строительная отрасль, строительная деятельность, трлн рублей, высокая капитализация, государственная власть, единый стандарт взаимодействия, Российская Федерация, строительный сектор экономики России.


Задать вопрос