В данной статье раскрывается характеристика политического и геополитического положения современных транснациональных компаний в контексте межгосударственных кризисов в системе международных отношений. Рассматривается негативный характер политической и экономической деятельности ТНК по отношению как к отдельным государствам, так и межправительственным взаимодействиям. Выявляются скрытые противоречия между современными государствами и ТНК, обосновывается мысль о возрастании противостояния этих субъектов в обозримом будущем.
Ключевые слова: международные и внутриполитические конфликты, политический кризис, международная напряженность, транснациональная корпорация.
В финансовых и политических реалиях сегодняшнего дня транснациональные компании / корпорации (ТНК) занимают стабильное — и далеко не последнее — положение среди крупнейших субъектов мировой политики (суверенных государств, союзов государств, международных организаций и т. д.). Так, несмотря на то, что управление любой ТНК в мире осуществляется из главного офиса или из нескольких офисов в различных точках планеты, транснациональное компании и корпорации имеют свои полномочные представительства, региональные офисы и дочерние компании во множестве стран (как правило, тех, в которых находятся их производственные силы и основные рынки сбыта продукции). Кроме того, следует отметить, что у ТНК появились и получили конкретные векторы развития собственные интересы не только в экономической, но и в политической сферах, чему способствуют стабильно увеличивающиеся потребности транснациональных компаний и корпораций в низкой стоимости сырья, большом количестве ресурсов, наиболее оптимальных условиях, выгодном географическом положении, продуктивном режиме производств и развитой логистике, а также в новых рынках сбыта выпускаемой продукции. Удовлетворять все эти потребности исключительно экономическими способами с каждым годом становится всё сложнее и сложнее, а порой и вовсе практически невозможно, так как убыточно и неэффективно, в результате чего ТНК используют в качестве дополнительных методов политико-дипломатические средства с целью увеличения рентабельности решения своих финансовых и корпоративных задач [8]. На современном этапе развития экономической сферы жизни общества у каждой транснациональной компании и корпорации сформировано своё направление внешне- и внутриполитической активности.
В область политических интересов современных ТНК входят как отельные страны, так и целые комплексы стран, на территориях которых располагаются сырьевые базы, производства, транспортные узлы и рынки сбыта, необходимые для рентабельной деятельности и эффективного развития международных компаний и корпораций, а в предпринимаемых ими действиях отчётливо прослеживается объективно оправданное стремление к максимально допустимому контролю над социально-политическими и экономическими процессами, протекающими в этих государствах и на этих территориях [7]. Из этого представляется возможным выделить три важных в теоретико-прикладном аспекте проблемы, порождающие актуальность и повышенный научный интерес к вопросу низкой толерантности транснациональных компаний и корпораций в современной международной политике:
а) вмешательство во внутренние дела государства иностранным субъектом (проблема нарушения государственного суверенитета);
б) лоббирование политических интересов, нередко осуществляемое за пределами законодательно допустимых действий;
в) насильственное или принудительное создание очагов напряжённости и соперничества в интересах ТНК [11].
Конфликтогенность современных транснациональных компаний и корпораций может быть охарактеризована как присущая им на внутреннем уровне характеристика их деятельности. Это мнение является следствием, во-первых, наличия обострённой борьбы за лидерство в мировом экономическом пространстве, и, во-вторых, стремления каждой ТНК к получению сверхприбыли — цели, достижение которой, как считают руководители многих из них, оправдывает любые средства. Однако в любом конфликте (который определяется всемирной юридической наукой как конечная форма нарастания разногласий или коллизия сил и интересов субъектов) всегда присутствуют как минимум две стороны, а чаще — более двух; и если одной стороной является транснациональная компания или корпорация, то в качестве другой (антагонистической) стороны могут выступать соперничающие с ТНК и крупные монополистические национальные компании, и официальные государственные органы власти, и политическая парламентская и непарламентская оппозиция, и отдельные министерства и ведомства, включая дипломатическое и военное, и международные или национальные экологические организации, и даже отдельные народы, плотно проживающие на той или иной территории [6]. Следовательно, транснациональные компании и корпорации могут являться как непосредственными, так и опосредованными участниками как межгосударственных, так и внутригосударственных конфликтов, как политического, так и военного, экономического или экологического противостояния противоборствующих сторон.
Необходимо подчеркнуть, что в наши дни объединительные макропроцессы развиваются как никогда быстро и активно. Стремительно растёт население планеты, мультикультурализм всё больше и больше проникает во все сферы жизни общества, динамично совершенствуются разного рода технологии, но в то же время пропорционально всему этому истощаются запасы природных ресурсов, на фоне чего наиболее наглядно наблюдается увеличивающаяся конкуренция между транснациональными компаниями и корпорациями [9]. ТНК становится всё тяжелее соревноваться между собой, вследствие чего они стараются предпринять как можно больше попыток встретить поддержку отдельных суверенных государств, в том числе открывая переговоры с представителями национального истеблишмента. Для скорейшего получения доступа к рынкам или ресурсной базе этих стран транснациональные компании и корпорации не гнушаются использовать такие заслуживающие осуждения методы, как давление, подкуп, шантаж представителей власти; если это не приносит видимых результатов, то ТНК могут прибегнуть к созданию в стране внутриполитической конфликтной ситуации с целью приведения к власти более снисходительных в отношении них политиков [5].
Умело управляя властью в отдельном государстве, транснациональные компании и корпорации не только продвигают, но и воплощают в действительность собственные экономические и политические интересы. Однако, по мнению некоторых исследователей, в модели всемирной политики и экономики с превалирующей ролью ТНК заложен серьёзный риск, заключающийся в возникновении различных кризисов, прежде всего — финансовых. Так как в мире всё взаимосвязано, при появлении проблемы в одной из этих суперорганизаций появляется так называемый «эффект домино»: проблемой поочередно «заражаются» остальные лидирующие в глобальном экономическом пространстве субъекты, и в итоге если не рушится, то существенно «подкашивается» вся мировая экономика [1]. В качестве примера можно привести финансовый кризис 2008 г., когда компания «Lehman Brothers» внезапно и стремительно утратила стабильность своего экономического положения, что довольно скоро и ощутимо повлияло на возникновение глобального финансового кризиса.
Соглашаясь в целом с приведённым мнением, тем не менее, необходимо внести некоторую корректировку. Прежде причины экономических кризисов лежали в области перепроизводства товаров, услуг, то есть материальных благ, а сами кризисы носили экстроспективный, во многом циклический характер, обусловленный самой природой капитализма; от них обычно нёс убытки и малый, и средний, и крупный бизнес, не говоря об обычном населении. Однако постепенно обществом были выработаны эффективные меры борьбы с такими кризисами и их социальными последствиями, в результате чего кризисы, особенно локальные, стали во многом координируемыми, а значит проектируемыми и предсказуемыми. В этом заключается ключевой момент: современные политические, финансовые и экономические кризисы в отдельно взятом государстве или в целом ряде государств могут быть специально созданы транснациональной компанией или корпорацией с целью перераспределения собственности и рынка в свою пользу [2].
В контексте деструктивной деятельности ТНК, направленной на подрыв экономических основ существования того или иного государства либо той или ной территории в своих интересах, кризис (не только финансовый, но и политический), а также гражданская война, характеризуется, во-первых, резким падением акций разных компаний на фондовых площадках — их тут же скупают по очень низкой цене представители ТНК; во-вторых, многочисленными банкротствами фирм — их новыми владельцами становятся представители международных компаний и корпораций, либо происходит характерное расчищение сектора для создания полноценной монополии [3]. Всё это указывает на прямую заинтересованность крупных ТНК в создании кризисов в странах, имеющихся в области их политических интересов [10]. В процессе возникновения и развития политического кризиса всегда кто-то оказывается в выигрыше, а кто-то — в проигрыше; тем ТНК, которые выигрывают, кризис приносит прибыль, а те, которые проиграли и потерпели убытки, стремятся «отыграться» и восполнить свой ущерб [4].
Следует отметить, что возможны два варианта негативной политической деятельности транснациональных компаний и корпораций: если ТНК владеет собственным потенциалом для формирования в стране политического хаоса, она выступает прямым инициатором или провокатором подрыва политической стабильности; если же ТНК таким потенциалом не обладает, она может спровоцировать на агрессивные действия по отношению к нужной ей стране любое крупное государство, где ТНК имеет свой политический лоббизм (например, Соединённые Штаты Америки) [12]. В действительности, как правило, претворяется в жизнь второй вариант, что даёт основания экспертам в сфере международных отношений говорить о том, что почти все страны Запада проводят свою агрессивную внешнюю политику в интересах узкого круга финансовых групп и подконтрольных им транснациональных компаний и корпораций. Однако довольно часто можно наблюдать и первый вариант автономной реализации ТНК своих политических интересов, особенно в отношении экономически отсталых стран Африки, Карибского бассейна и т. п. [13]
Таким образом, можно сделать следующие обобщения и выводы. Во-первых, если экономический и/или политический кризис местного характера может быть следствием провокации ТНК с целью передела национального или регионального рынка в своих интересах, то внутриполитический кризис зачастую провоцируется транснациональной компанией или корпорацией, чтобы взять под свой контроль внутреннюю и внешнюю политику государства, находящегося в сфере её политических и экономических интересов, не давая ему возможность проводить независимую политику. Во-вторых, участие, как прямое, так и косвенное, в локальных военных конфликтах выгодно как транснациональным компаниям и корпорациям, специализирующимся на военно-промышленной (оборонной) сфере экономики, так и ТНК из других отраслей мировой экономики; в первом случае напряжённость боевых действий запускает стремительный росту стоимости акций ТНК — производителей военной техники и оружия, способствуя значимому увеличению капитализации компании и корпорации, во втором — облегчает доступ корпорациям к сырью, ограниченной ресурсной базе, инфраструктуре, позволяет занять доминирующее (монопольное) положение на рынке. И в-третьих, противостояние между государствами и ТНК на мировой политической арене в обозримом будущем будет постоянно нарастать, что приведёт к увеличению степени конфликтогенности транснациональных компаний и корпораций и, соответственно, к повышению уровня риска стабильного развития мировой политики и системе международных отношений.
Литература:
- Бодиенкова В. С., Кондюкова Е. С. Влияние транснациональных корпораций на мировую экономику // Скиф. 2017. № 10. С.15–20.
- Бондарев А. С. Воздействие транснациональных корпораций на динамику и структуру мировой экономики XXI века // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 3–4. С. 96–104.
- Бутова Е. В., Скопинский А. И. Управление рисками транснациональных корпораций // Вестник ГУУ. 2014. № 4. С. 27–39.
- Гольцман И. А., Губерт К. Д. Влияние транснациональных корпораций на мировую экономику // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11–3. С. 44–49.
- Зайцев С. Ю. Взаимодействие транснациональных корпораций и государства: политологический анализ // Вестник ПАГС. 2017. № 6. С.284–306.
- Зайцев С. Ю. Транснациональные корпорации как агенты глобализации // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 1. С. 9–16.
- Конина Н. Ю. Важнейшие аспекты развития крупных международных компаний в меняющемся мире // Вестник МГИМО. 2016. № 1 (46). С. 13–17.
- Коробов А. А., Окилов Т. Н. Транснациональные корпорации как субъекты современных международных конфликтов и кризисов // Вестник ПАГС. 2018. № 6. С. 13–21.
- Силкин А. Ю. Транснациональные корпорации и развитие глобализации // Символ науки. 2016. № 6–1. С. 62–66.
- Суслова Е. В. Анализ современных тенденций деятельности транснациональных корпораций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 7. С. 18–23.
- Токаева С. К., Журавлёва В. В. Современные тенденции развития транснациональных корпораций // Научные известия. 2016. № 5. С. 133–140.
- Тулина Ю. Г., Мохова К. А. Международные корпорации в мировой экономике // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. № 12. С. 301–307.
- Шичёва К. В., Торбеева М. А. Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. № 12. С. 11–15.