Фискальное стимулирование инвестиционной деятельности: особенности регионального законодательства Ленинградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.10.2020

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Миронова, М. М. Фискальное стимулирование инвестиционной деятельности: особенности регионального законодательства Ленинградской области / М. М. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 247-250. — URL: https://moluch.ru/archive/331/73976/ (дата обращения: 06.03.2021).



В статье рассмотрена возможность Ленинградской области устанавливать налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность в регионе в рамках имеющейся законодательной свободы, исследованы используемые региональным законодательством инструменты предоставления таких льгот, их особенности и ограничения. На основе сравнения полученных данных с имеющимися возможностями и принятой стратегией развития делается вывод о текущем состоянии законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: региональное законодательство, налоговые льготы, инвестиционная деятельность, инвестиционный налоговый вычет, региональный инвестиционный проект, специальный инвестиционный контракт, территории опережающего социально-экономического развития.

The article discusses the possibility of the Leningrad region to establish tax incentives that stimulate investment in the region within the framework of the existing legislative freedom, explores the tools used by regional legislation to provide such benefits, their features and restrictions. Based on a comparison of the data obtained with the available opportunities and the adopted development strategy, a conclusion is made about the current state of legislation in this area.

Keywords: regional legislation, tax incentives, investment activity, investment tax deduction, regional investment project, special investment contract, territories of priority social and economic development.

Активная инвестиционная деятельность — одна из ключевых стадий экономического роста согласно модели развития конкурентоспособности региона. Таким образом, стимулирование инвестиционной деятельности предприятий — одна из ключевых задач, возникающих перед регионами [1]. Предоставление предприятиям налоговых льгот является одним из часто предусматриваемых в региональном законодательстве методов стимулирования инвестиционной деятельности предприятий.

Субъекты предпринимательской деятельности как потенциальные инвесторы могут воспользоваться налоговыми льготами и преференциями, установленными на федеральном уровне, то есть непосредственно Налоговым кодексом РФ (например, инвестиционный налоговый кредит, амортизационная премия). Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность введения дополнительных налоговых льгот региональным законодательством. Это возможно в отношении региональных налогов (таких как налог на имущество, транспортный налог), а также в отношении налога на прибыль [2, 3].

Налог на прибыль является федеральным налогом, поэтому возможность региональных властей по введению льгот в его отношении существенно ограничена: в НК РФ были внесены изменения, согласно которым регионы больше не вправе устанавливать налоговые льготы, инструменты применения которых не описаны в Налоговом кодексе. Таким образом, если ранее региональное законодательство могло вводить и устанавливать собственные критерии и условия для предоставления инвесторам льгот по налогу на прибыль (такие ранее установленные льготы будут действовать до 2022 года), то теперь законодатель может только вводить дополнительные правила и ограничения для основных инструментов предоставления льгот, предложенных Налоговым Кодексом [2, 3]:

  1. ОЭЗ — особые экономические зоны и СПВ — свободный порт Владивосток;
  2. ТОСЭР — территории опережающего социально-экономического развития;
  3. РИП — региональный инвестиционный проект;
  4. ИНВ — инвестиционный налоговый вычет;
  5. СПИК — специальный инвестиционный контракт.

Перечисленные инструменты уже описаны в Налоговом кодексе, однако для их применения необходимо наличие соответствующего регионального законодательства

Таким образом, регионы обладают определенной законодательной свободой только в части установления льгот в отношении налога на имущества и транспортного налога. Такие льготы могут быть заметными и интересными преимущественно для производств, содержащих на своем балансе значительные суммы недвижимого имущества, таким как газотранспортные проекты.

Ленинградская область является регионом, имеющим высокую инвестиционную привлекательность. Благоприятность налогового законодательства — один из ключевых факторов, обеспечивающих соответствующее положение в рейтинге [4].

Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года предусмотрен пересмотр мер адресной поддержки инвестиций путем внедрения инструментов СПИК, РИП и ИНВ [5]. Действующие методы фискального стимулирования инвестиций в Ленинградской области, предусматриваемые региональным законодательством [6, 7, 8, 9, 10], представлены в табл. 1.


Таблица 1

Наименование льготы

ТОСЭР

ИНВ

РИП

Иные инструменты:

«режим государственной поддержки» (113-оз)

Краткое описание льготы (в части доходов региона)

– Пониженная ставка по налогу на прибыль;

– Пониженная ставка по налогу на имущество организаций

Снижение суммы налога на прибыль к уплате при осуществлении капвложений

– Освобождение от налогообложения имущества, включенного в контур инвестпроекта;

– Снижение ставки по налогу на прибыль для прибыли от реализации проекта

Существенные ограничения и дополнения, установленные регионом

– Регистрация предприятия на территории ТОСЭР «Пикалево» (Бокситогорский район);

– Ограничен перечень кодов ОКВЭД, которым должна соответствовать проектная деятельность предприятия

– Ограничен перечень кодов ОКВЭД, которым должна соответствовать проектная деятельность предприятия;

– Ограничен перечень получателей льгот:

  • участник регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях»;
  • деятельность осуществляется на территории Бокситогорского, Лодейнопольского, Подпорожского муниципального районов;
  • деятельность осуществляется на территории моногорода

– Установлена минимально допустимая ставка по налогу на прибыль для инвесторов — 10 %;

– Установлен максимально возможный срок применения льгот — 6 лет.

– Ограничен перечень кодов ОКВЭД, которым должна соответствовать проектная деятельность предприятия;

– Упрощены условия получения поддержки для территории Бокситогорского, Лодейнопольского и Подпорожского муниципальных районов


Выделение некоторых муниципальных районов и обеспечение их территорий более выгодным налоговым законодательством обусловлено сложившейся ситуацией поляризации инвестиций. Так, 2/3 объема инвестиционных вложений сконцентрированы только в четырех муниципальных образованиях Ленинградской области [3], в то время как Бокситогорский, Лодейнопольский и Подпорожский муниципальные районы признаны наименее привлекательными для инвестиций [11].

Особенностью РИП на федеральном уровне является требование к содержанию проекта — это может быть создание или модернизация производства, направленного на производство продукции и осуществляющего свою деятельность только в обрабатывающей промышленности. В перечень кодов ОКВЭД, для которых возможно применение режима государственной поддержки (113-оз), и, как следствие, получения льготы по налогу на имущество в том числе отнесены и не обрабатывающие виды деятельности, такие как «Деятельность по складированию и хранению» и «Транспортная обработка грузов», что является закономерным в связи с потенциалом развития транспортно-логистического комплекса региона (Усть-Луга, Приморск, Высоцк).

Особенностью и одним из основных преимуществ инструмента ИНВ является его низкий уровень бюрократизации — получение льготы не требует одобрения проекта от властей региона или составления бизнес-плана в соответствии с требованиями законодательства. Кроме удобства применения, это также означает низкий коррупционный риск для предприятий. Между тем, именно этот инструмент оказался наименее доступным для инвесторов: круг потенциальных получателей меры поддержки существенно снижен требованиями к виду деятельности и расположению производства.

ОЭЗ — это территория, предполагающая для резидентов получение налоговых и таможенных льгот, поэтому их создание наиболее рационально в приграничных с иностранными государствами территориях. В настоящее время в Ленинградской области отсутствуют соответствующие зоны, однако, в перспективе возможно образование такой территории в приграничном районе Финляндии. Реализация проекта сможет способствовать выходу предприятий Ленобласти на мировой рынок [12].

Наиболее существенным с точки зрения инвестора отличием инструмента СПИК от РИП является возможность получения статусов «российского производителя» и «единственного поставщика» с помощью первого. Указанные статусы, в свою очередь, означают для предприятий расширить возможности заключения госконтрактов и, следовательно, отчасти снизить рыночные риски проекта. Между тем, текущим региональным законодательством не предусмотрены налоговые льготы для предприятий, ориентированных на получения СПИК.

Таким образом, региональное законодательство Ленинградской области в части инвестиционного стимулирования ориентировано на поднятие уровня инвестиционной активности, в первую очередь, на наиболее «депрессивных» территориях — Бокситогорском, Лодейнопольском и Подпорожском муниципальных районах и моногородах. Для стимулирования развертывания транспортно-логистических проектов режимом «государственной поддержки (113-оз)» предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций, а для обрабатывающей промышленности — возможность включения проекта в реестр РИП. Тем не менее, потенциально наименее бюрократизированный и наиболее доступный для инвеститоров инструмент ИНВ оказался доступным лишь небольшой категории предприятий, а инструменты ОЭЗ и СПИК Ленинградской областью не представлены вовсе, но имеются в планах.

Литература:

  1. Шорохов, В. П. Оценка конкурентоспособности региона / В. П. Шорохов, Д. Н. Колькин. — Текст: непосредственный // Региональные проблемы. — 2007. — С. 92–100.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 19.09.2020).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 19.09.2020).
  4. Национальное рейтинговое агентство. VII ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2019. Москва, 2019. URL: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/Obzor_Rating_Investment_Regions_VII_2020.pdf (дата обращения 19.09.2020).
  5. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года утверждена областным законом № 76-оз от 8 августа 2016 года (в ред. от 19 декабря 2019 года). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=176170–0&rnd=6AB797F2E27F5467B5F1BED2A213B20D&req=doc&base=SPB&n=221116&REFDOC=176170&REFBASE=SPB#2fnyk4lei2d (дата обращения 19.09.2020).
  6. Областной закон «О налоге на имущество организаций» от 25.11.2003 № 98-оз URL: https://www.nalog.ru/rn47/about_fts/docs/4472538/ (дата обращения 19.09.2020).
  7. Областной закон «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области» от 29.12.2012 № 113-оз URL: https://www.nalog.ru/rn47/about_fts/docs/4293330/ (дата обращения 19.09.2020).
  8. Областной закон «О мерах стимулирования при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области» от 25.11.2019 N 89-оз URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=219470#05091313310557439 (дата обращения 19.09.2020).
  9. Областной закон Ленинградской области «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков — резидентов территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Ленинградской области (моногорода)" от 19.03.2018 N 23-оз URL: https://lenoblpravo.ru/zakon/2018–03–19-n-23-oz/ (дата обращения 19.09.2020).
  10. Областной закон «О применении на территории Ленинградской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» от 06.04.2020 № 36-оз URL: https://www.nalog.ru/rn47/about_fts/docs/9754141/ (дата обращения 19.09.2020).
  11. Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 19 февраля 2014 г. N 29 (в ред. от 16.05.2016 N 144) URL: http://lenoblinvest.ru/images/2018/documents/Investment_Strategy.pdf (дата обращения 19.09.2020).
  12. В Ленобласти заявили о необходимости тщательной проработки проекта ОЭЗ с Финляндией. Официальный сайт газеты «Коммерсантъ» URL: https://www.kommersant.ru/doc/4275076 (дата обращения: 19.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Ленинградская область, региональное законодательство, льгота, перечень кодов ОКВЭД, государственная поддержка, налог, Налоговый кодекс, прибыль, проектная деятельность предприятия, территория.


Задать вопрос