Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.10.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ярцева, В. Ю. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций / В. Ю. Ярцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73962/ (дата обращения: 25.10.2020).



В данной статье анализируется экономическая сущность и правовой статус транснациональных корпораций, выдвигаются предположения по оптимальному правовому регулированию деятельности ТНК силами самих транснациональных корпораций и государств-участников международных организаций.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, международная правосубъектность, международные организации.

В современном мире ход развития мировой экономики во многом определяется процессами глобализации. Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития, характеризующаяся ростом влияния интеграции и взаимозависимости национальных экономик и формированием глобального экономического поля, необходимостью мгновенного обмена информацией и ускорением внедрения технологий, а также географией размещений производственных сил.

На сегодняшний день основные лидеры промышленных, маркетинговых и финансовых экономических направлений, их ассоциации трансформировались в транснациональные компании / корпорации (ТНК), которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие мировой экономики.

Транснациональная корпорация — это корпорация, обладающая производственными мощностями в нескольких странах, управляемыми из единого центра.

Деятельность ТНК направлена на постоянное расширение, в связи с чем они организовывают международное производство с единым рыночным и информационным пространством, создают международный рынок капиталов, рабочей силы, научно-технических, консультационных и иных услуг. Борясь за рынки в глобальном масштабе, ТНК постоянно повышают уровень конкуренции, что способствует развитию новых технологий, внедрению инноваций, ускорению научно-технического прогресса (неслучайно на данный момент транснациональные корпорации контролируют большую часть мирового промышленного производства, в том числе в сфере патентов и технологии «ноу– хау»). Содействуя обороту капиталов, людей и техники, ТНК в значительной степени способствуют экономическому росту и развитию.

Транснациональные корпорации располагает примерно 50 % мирового промышленного производства и более 2/3 внешней торговли. Такое финансовое влияние дает возможность ТНК влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства, при этом избегая контроля с их стороны. Базируясь в разных странах, транснациональные корпорации действуют вне рамок национальных границ, что делает невозможным их контроль национальным правом. Больше того, ТНК удается получать льготы, касающиеся иностранных инвестиций, им предоставляются правительственные гарантии, освобождение или уменьшение налогов и пошлин и другая поддержка в принимающих странах. В связи с этим государствам необходимо создавать условия для реализации деятельности транснациональными корпорациями строго в рамках законодательства, как внутреннего, так и межгосударственного, эффективного правового воздействия на них со стороны государства.

В научной международно-правовой литературе неоднократно поднимался вопрос о закреплении за транснациональными корпорациями статуса субъекта международного права. Среди зарубежных ученых (Н. Макдугал, У. Фридмэн) бытует мнение о том, что ТНК являются субъектами международного права. Российские ученые имеют другую точку зрения. В частности, В. А. Романов и С. В. Черниченко утверждают, что субъектом международного права может быть только то образование, которое способно участвовать в международных отношениях, а так как ТНК не присущи данные признаки, они не могут участвовать в межгосударственных правоотношениях, а следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права.

Помимо этого, многие авторы выделяют определенные уровни правового регулирования деятельности транснациональных корпораций в рамках того или иного законодательства. Например, специалист в области международного частного права Г. К. Дмитриева считает, что существует три уровня правового регулирования деятельности ТНК:

− внутреннее законодательство;

− двусторонние соглашения;

− многосторонние соглашения.

Внутригосударственное регулирование представляет собой подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий транснациональных корпораций национальному законодательству принимающей страны. Другими словами, данный вид правового регулирования подразумевает правовое воздействие в рамках внутригосударственного законодательства. В научной литературе этот уровень нередко определяется как одностороннее регулирование. Зачастую это инвестиционное законодательство, которое определяет правовой статус иностранного вкладчика, которым может быть физическое либо юридическое лицо.

Следует заметить, что одностороннее регулирование деятельности транснациональных корпораций достаточно уязвимо. Так, благодаря своей организационной структуре ТНК при одностороннем регулировании могут избежать контроля со стороны одного государства. На основании этого можно сделать вывод о том, что в целях правового регулирования деятельности ТНК внутригосударственного законодательства принимающих стран будет недостаточно.

Вместе с тем имеет место быть и другая проблема. Поскольку отделения транснациональных корпораций осуществляют реализацию политики головного предприятия, то необходимо учитывать тот факт, что законодательство страны базирования так или иначе оказывает влияние на деятельность ТНК. Деятельность ТНК регулируется страной базирования с помощью национального законодательства о корпорациях, при этом не делается различие между транснациональными и национальными корпорациями. Помимо этого, предпринимаются попытки распространить действие внутреннего законодательства на отделения национальной компании, находящиеся за границей.

Следующим уровнем правового регулирования деятельности транснациональных корпораций являются двусторонние соглашения, заключаемые между заинтересованными договаривающимися сторонами, которыми являются непосредственно государства. Необходимо подчеркнуть, что в научной литературе подобного рода соглашения и договоры оцениваются неоднозначно. Так, Г. К. Дмитриева отмечает, что на данный момент существует определенная тенденция к унификации имеющихся в них норм, что подтверждается наличием значительного числа соглашений, которые содержат сходные, но не идентичные нормы. Экспертами ООН отмечается, что роль международного обычая в настоящее время значительно возросла, а также расширяется сфера государственной политики в применении норм международного права в области экономического сотрудничества.

Тем не менее, имеются и другие точки зрения. Так, например, В. В. Наталуха отмечает, что малоразвитые страны, нуждающиеся в получении инвестиций, заключают подобные договоры непосредственно с транснациональными корпорациями, тем самым предоставляя широкие льготы для иностранного капитала. В этом проявляется неравноправие сторон и нарушается стабильность международных экономических отношений. Несмотря на это, практический опыт показывает, что заключение соглашений между принимающей страной и страной базирования является наиболее часто встречающимся способом регулирования деятельности ТНК.

В качестве третьего уровня регулирования деятельности транснациональных корпораций выступают многосторонние международные договоры. В качестве интересного примера можно привести правовое регулирование деятельности ТНК в пределах Союза независимых государств (СНГ), в состав которого входит Российская Федерация. Главной проблемой, препятствующей развитию транснациональных корпораций в рамках СНГ, являются расхождения и противоречия во внутригосударственных законодательствах, в связи с чем необходимо сближение национальных законодательств, создание единого правового поля в части, касающейся деятельности ТНК. Так, одним из первых нормативных актов в области создания ТНК в рамках СНГ явилось «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных объединений» от 15 апреля 1994 года. Данный акт послужил основанием для принятия некоторых других документов о создании транснациональных корпораций между правительствами Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и России.

Можно отметить также Конвенцию о транснациональных корпорациях, подписанную в марте 1998 г. Данный документ определяет правовые основы деятельности и сотрудничества государств из числа стран СНГ в сфере регулирования создания и деятельности ТНК.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день отношения между транснациональными корпорациями и государствами урегулировать в рамках норм международного права невозможно, так как еще не принято универсальных доктрин и правовых норм, а действующие нормативные правовые акты зачастую имеют декларативный характер, поскольку не хватает механизмов их реализации на практике. Тем не менее, наиболее эффективным должен быть именно международный уровень регулирования, который поможет установить всесторонний надзор и контроль за деятельностью ТНК. Единые правовые документы позволят обеспечивать гарантию соблюдения прав и законных интересов всех участвующих сторон, а также не допускать злоупотреблений со стороны ТНК, в результате чего возможно построение взаимовыгодных отношений, где стороны благодаря высокой экономической силе транснациональных корпораций смогут эффективно развивать экономику, а ТНК, в свою очередь, также осуществлять свою деятельность в своих интересах без противоречий с государственными интересами под надзором государств.

Литература:

  1. Антонова П. А., Макаревич М. Л. Вопросы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 12–17
  2. Аристова Е. А. Правовое регулирование ответственности трансграничных корпоративных групп нормами международного публичного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 4. С. 210–222.
  3. Кирсанова В. Е. Тенденции развития международно-правовой ответственности транснациональных корпораций // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. С. 224–226.
  4. Натапов С. Л. ТНК и применимые к ним международные акты рекомендательного характера в области прав человека // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 4. С. 61–66.
  5. Сулейманов М. Р. К вопросу об ответственности ТНК за нарушения в области международного права // ВЭПС. 2016. № 1. С. 193–196.
  6. Шуралева С. Б. К вопросу о некоторых аспектах правового регулирования транснациональных корпораций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2010. № 5 (181). С. 73–78.
  7. Ященко Д. В., Московенко И. В. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций // Бюллетень науки и практики. 2019. № 1. С. 44–49.
Основные термины (генерируются автоматически): корпорация, правовое регулирование деятельности, внутреннее законодательство, внутригосударственное законодательство, мировая экономика, мировое промышленное производство, научная литература, национальное законодательство, одностороннее регулирование, правовой статус.


Задать вопрос