Проблемы и перспективы регламентации административно-правового статуса юридических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 03.10.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Коростелёва, Р. В. Проблемы и перспективы регламентации административно-правового статуса юридических лиц / Р. В. Коростелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73933/ (дата обращения: 25.10.2020).



Актуальность темы исследования заключается в необходимости производства регламентации административно-правового статуса юридических лиц с целью исполнения политики государства. Целью статьи является анализ нормативной регламентации административно-правового статуса юридических лиц. В ходе анализа сформулированы проблемы регламентации, которые имеют в своей основе привлечение к административной ответственности юридических лиц. Методологическую основу исследования составляют такие методы познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, системный подход, формально-логический метод, систематизация и классификация. В результате исследования была дана характеристика административной ответственности рассматриваемых субъектов права, и были обозначены проблемы как привлечения юридических лиц к административной ответственности, так и исполнения уже назначенного наказания.

Ключевые слова: юридическое лицо, административно-правовой статус, административная ответственность, вина

Сторонами административно-правовых отношений выступают различные по своему правовому положению организации, среди которых особое место занимают юридические лица как субъекты права. Исследование административно-правового статуса юридического лица обусловливает необходимость анализа понятия и сущности юридического лица как отдельного института права. Законодательное определение юридического лица дано в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». [1]

Из определения понятия «юридическое лицо» вытекают признаки данной правовой категории:

1) Организационное единство юридического лица. Это значит, что юридическое лицо выступает в правоотношениях как единое целое, что проявляется в четком определении взаимоотношений участников юридического лица. Данный признак закрепляется в учредительном документе (уставе и (или) учредительном договоре);

2) Наличие обособленного имущества юридического лица. Данный признак предполагает наличие материальной базы, соответствующих инструментов, способствующих успешному осуществлению деятельности юридического лица. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имущества, принадлежащего другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

3) Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица. Гражданское законодательство Российской Федерации определяет, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых, если иное не предусмотрено законом. [2] Таким образом, любое отдельно взятое юридическое лицо самостоятельно и несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.

4) Выступление юридического лица в гражданском обороте от собственного имени, а именно возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Данный признак юридического лица определяет ключевую цель его деятельности.

Правовую основу деятельности юридических лиц как субъектов права образуют не только нормативные правовые акты Российской Федерации, но и его учредительные документы, в которых обязательно отражаются наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью и другие сведения, предусмотренные законодательством для юридических лиц соответствующего вида. В связи с этим, административно-правовой статус юридического лица представляет собой совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами государства, а также учредительными документами юридического лица его прав и обязанностей в сфере государственного управления и административной ответственности.

Структура административно-правового статуса юридического лица включает в себя следующие элементы:

1) административная правосубъектность;

2) внешнеорганизационный блок;

3) внутриорганизационный блок. [3]

Административную правосубъектность составляют право- и дееспособность, деликтоспособность, которые появляются одновременно с их государственной регистрации и прекращаются с ликвидацией юридического лица. Выделяют общую (универсальную) и специальную (ограниченную) правосубъекность. Первая определена для всех без исключения хозяйствующих субъектов. Вторая выражается в том, что содержание и объем правоспособности юридического лица зависит от целей и задач, предусмотренных в учредительных документах.

Категория дееспособности юридического лица определяет его возможность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы (единоличные и (или) коллегиальные).

Внешнеорганизационный элемент структуры административно-правового статуса юридического лица включает в себя его взаимоотношения с государством. В рамках данного блока содержатся следующие обязательные составляющие:

  1. Создание юридического лица. Правовым основанием создания юридического лица является правовой акт уполномоченного государственного органа или должностного лица.
  2. Государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
  3. Обязательность лицензирования в случае осуществления определенных видов деятельности. Посредством лицензирования государство обеспечивает контроль за отдельными видами деятельности, которые при неквалифицированном или недобросовестном осуществлении могут нанести ущерб гражданам, обществу или самому государству.
  4. Представление в уполномоченные органы исполнительной власти налоговой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности.
  5. Деятельность юридических лиц проверяется органами исполнительной власти в рамках их компетенции. Эти проверки могут иметь характер контроля или надзора: валютный контроль; бюджетный контроль; таможенный контроль.
  6. Административно-правовые гарантии прав предприятий и учреждений. Административно-правовой статус учреждений включает также гарантии их прав во взаимоотношениях с государственными органами. К таковым, в частности, относятся: — недопущение отказа в регистрации учреждения по мотивам нецелесообразности; — защита имущества учреждения от незаконного изъятия; — запрет на вмешательство органов государства в их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом; — право на защиту самостоятельности в административном и судебном порядке.

Внутриорганизационный блок административно-правового статуса юридического лица заключается в совокупности действий по формированию органа управления делами субъекта права и функционированию этого органа. Управление делами внутри юридического лица организует собственник или учредитель. В любом случае формируется орган управления, администрация. [4]

Исследование административно-правового статуса юридического лица невозможно без рассмотрения понятия административной ответственности. Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

По кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. [5]

Важно, что при применении к юридическим лицам административно-правовых санкций необходимо учитывать их правовой статус в соответствии с федеральным и региональным законодательством, так как любая организационно-правовая форма предполагает различия в правовом положении определенного юридического лица в РФ.

В силу ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. [6]

КоАП РФ провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

При этом необходимо помнить, что виновность юридического лица должна быть доказана органами власти, инициировавшими привлечение юридического лица к административной ответственности, поскольку ч. 3 ст. 1.5 четко установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Административную ответственность юридических лиц характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего и в основном это касается понятия вины.

Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в действующем Кодексе об административных правонарушениях РФ значительное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам.

Таким образом, административно-правовой статус юридических лиц, при всей его структурированности, полноте отображения в различной учебной литературе, доступности для понимания граждан, имеет ряд недостатков, которые находят свое место при непосредственно регламентации этого статуса. Основные проблемы содержатся в несовершенстве отдельных законодательных норм, регулирующих в целом институт юридического лица в административных правоотношениях, а также в процессе привлечения к административной ответственности юридического лица и последующем применении административных санкций. Тем не менее, динамично развивающее законодательство Российской Федерации, постановка значимых для данной правовой области целей и задач внутренней политики государства постепенно приведет к решению указанных проблем регламентации административно-правового статуса юридических лиц, что даст возможность для развития отрасли административного права в целом.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020), ст. 48
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020), ст. 56
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020), ст. 1.4
  4. Административное право: учебник для бакалавров / Э. Г. Липатов, М. В. Пресняков, А. В. Семенова [и др.]; под редакцией Э. Г. Липатов, С. Е. Чаннов. — Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — с. 79
  5. Российское административное пра-во: Учеб. пособие. Манохин В. М., Адушкин Ю. С. — Саратов, 2019. — С. 85–86
  6. Административное право Российской Федерации: Учебник. / Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.А — М.: ИКД «Зерцало-М». 2017. — с. 248
  7. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», ЮНИТИ-ДАНА. Четвериков В. С. 6-е издание, 2017. — с. 14
  8. Актуальные проблемы административного права. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», ЮНИТИ-ДАНА. Костенников М. В., Куракин А. В., Кононов А. М., Кононов П. И., 2017.- с. 56
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, административная ответственность, административно-правовой статус, лицо, РФ, Российская Федерация, административное правонарушение, государственная регистрация, должностное лицо, исполнительная власть.


Задать вопрос