Теоретический анализ проблемы социальной адаптации детей мигрантов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.10.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Демина, Т. Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации детей мигрантов / Т. Ю. Демина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73930/ (дата обращения: 26.10.2020).



Статья посвящена проблеме социальной адаптации детей мигрантов. Рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на процесс их адаптации (трудности с языком, неготовность специалистов к работе с такими детьми, отношение родителей и их неготовности к обучению детей, фактор пола, межэтническая коммуникация и другие).

Ключевые слова: социокультурная среда, адаптация, миграция, дети мигрантов, личность, ксенофобия, социальная адаптация.

The problem of social adaptation of migrants children is considered in this article. The psychological characteristics of migrants children are learned and analyzed. The main factors influencing the process of their adaptation (difficulties with the language, the unpreparedness of specialists to work with such children, the attitude of parents to teaching children, the gender factor, interethnic communication, and others) are considered.

Keywords: socio-cultural environment, adaptation, migration, children of migrants, personality, xenophobia, social adaptation

Миграция для государства имеет как положительные, так и отрицательные стороны [3, с. 38]. К положительной стороне можно отнести экономический фактор. Россия, в последние десятилетия, столкнулась с проблемой быстрого старения населения, приток мигрантов, наряду с объективными экономическими реформами, способствует сохранению как возрастного, так и экономического баланса в обществе [3, с. 40]. К отрицательной стороне относится низкий уровень адаптации мигрантов, конфликт культур, проявление ксенофобии (нетерпимости к чужому, незнакомому, иностранному). Поэтому одно из направлений работы нацелено на формирование коммуникативной толерантности [13].

В России открываются различные миграционные центры, предпринимаются попытки преодоления социальных, культурных и языковых проблем мигрантов [12, с. 13]. Правительство уделяет особое внимание правовой стороне проблемы миграции: на законодательном уровне утвержден закон о государственных языках и языках малых народов, упростилась система получения гражданства, идет активная разработка программ по профилактике ксенофобии и по развитию толерантного сознания [15, с. 22].

Актуальность. По причине нестабильности геополитической ситуации в стране, назрела необходимость разработки концепции развития поликультурного общества. К сожалению, несмотря на востребованность данного направления, мы наблюдаем, что психолого-педагогическая работа по адаптации детей мигрантов в общеобразовательной школе не развивается на должном уровне.

Целью исследования является проведение теоретического исследования по проблеме социальной адаптации детей мигрантов.

Изучением особенностей адаптации детей мигрантов к новой социальной и культурной среде, занимались такие авторы, как Н. В. Артемьева, В. В. Гатилова, Р. А. Костин, Т. О. Симбирцева и др. С точки зрения социальной педагогики данная проблема рассматривается как трудная жизненная ситуация, для разрешения которой возможно применение нарративной терапии [1]. Проблемы социальной адаптации детей мигрантов в образовательной системе России изучались О. В. Баркановой, В. Г. Крысько, Т. А. Молодцовой и др. Были проведены исследования (М. Н. Вандышев, Т. А. Молодцова, Ю. П. Платонов, Г. У. Солдатова и др.), по результатам которых был разработан ряд рекомендаций для благополучной адаптации детей мигрантов.

В отечественных публикациях наибольшее распространение получило определение социальной адаптации, как некого взаимодействия личности и социальной среды, в процессе чего происходит согласование правил и ожиданий между его участниками [4, с. 26]. В. В. Гатилова пишет о том, что при социальной адаптации происходит процесс приспособления человека к изменившимся условиям среды, посредством усвоения общих норм, порядков, законов [5, с. 21]. Данный процесс оказывает влияние на личность индивида, что помогает ему идентифицировать себя в системе ценностных установок общества.

Семьи мигрантов очень часто закрыты для общества, они всячески стараются сохранить свою самобытную субкультуру, если взрослые люди еще могут противостоять давлению извне, то дети вынуждены ежедневно взаимодействовать с новой культурой, что вызывает у них состояние шока [11, с. 37]. Со сложной, даже кризисной ситуацией, в которой оказывается ребенок, он не способен справиться самостоятельно. Поэтому в процессе адаптации к новой среде, к школе [9], к новому социальному статусу важную роль играют родители [10]. Г. У. Солдатова обращает внимание, что психолого-педагогическая работа оказывает воздействие не только на ребенка мигранта, но и подключает в этом процесс всю его семью [18, с. 33].

Для нормального личностного развития ребенка из семьи мигрантов, необходимо проведение целенаправленной психолого-педагогической работы по его адаптации [3, с. 42] в контексте целостной семейной ситуации и выстраивании личностно развивающих отношений внутри семейной системы [7].

Система психолого-педагогической работы по адаптации детей мигрантов заключается в создании среды, пригодной для развития [16, с. 47].С детьми организуются занятия по преодолению языкового барьера, проводятся разъяснения для понимания других религий, развития толерантного отношения. Групповые занятия развивают навыки взаимодействия, вербального и невербального общения с детьми [6], носителями культуры новой страны, что благотворно влияет на процесс адаптации ребенка к новой среде [16, с. 49].

Таким образом, хотя работа по адаптации детей мигрантов востребована обществом, на государственном уровне отсутствует единая стратегия по данному вопросу. Только в некоторых регионах России, разрабатываются и проводятся программы психолого-педагогической работы с данной категорией детей. В подавляющем большинстве эти семьи предоставлены сами себе, что может приводить к дезадаптации, формированию отклоняющегося поведения [8] и обостряет проблему ксенофобии.

Литература:

  1. Александрова А. Л. Нарративная терапия — эффективный способ помощи в трудной ситуации// Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2009. № 4. С. 32–37.
  2. Артемьева Н. В. К проблеме адаптации детей современных мигрантов к образовательной среде // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 22. С. 128–131.
  3. Барканова О. В. Особенности социализации детей из семей мигрантов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 38–43.
  4. Вандышев М. Н. Проблемы и перспективы обучения детей из семей мигрантов // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С.26–31.
  5. Гатилова В. В. Социально-психологическая адаптация детей мигрантов младшего школьного возраста. — Красноярск, КГПУ, 2012.- 128 с.
  6. Долгополова А. В. Социальная психология. Практикум для студентов 3 курса физического факультета / Самарский государственный университет. Самара, 2002.
  7. Егорова У. Г. Личностно развивающие взаимодействия с детьми как основа позитивного родительства// Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8–1 (109). С. 268–273.
  8. Егорова У. Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков// Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 232–236
  9. Егорова У. Г. Психологическая работа с родителями как фактор адаптации ребенка к обучению в школе// Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 2011. С. 330–332.
  10. Егорова У. Г. Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4–5. С. 1201–1204.
  11. Костин Р. А. Современные миграционные процессы и их тенденции в современном обществе. Регион. Политика. Социология. 2008. № 3. С. 129.
  12. Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с.
  13. Логвинова О. К., Егорова У. Г., Бердиева А. Ш. Особенности коммуникативной толерантности студентов разной профессиональной направленности// Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 286–289.
  14. Молодцова Т. А. Дети из семей мигрантов и их адаптация в школьном социуме // Международный журнал экспериментального образования.2013 № 7. С. 92–94.
  15. Омельченко Е. Л. Адаптация детей мигрантов в школе. — Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. ун-та, 2010. — 104 с.
  16. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1995. -200 с.
  17. Симбирцева Т. О. Социокультурная адаптация детей-мигрантов // Педагогика. 2014. № 15. С.56–60.
  18. Солдатова Г. У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Сфера, 2001.- 279 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическая работа, адаптация детей мигрантов, социальная адаптация, социальная адаптация детей мигрантов, нова, проблема, ребенок, Россия, семья мигрантов.


Задать вопрос