Проблемы обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.10.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Тенизбаева, А. Н. Проблемы обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике / А. Н. Тенизбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73914/ (дата обращения: 26.10.2020).



В научной статье исследованы основные проблемы обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике. Аргументирована необходимость исследования правового регулирования механизмов защиты прав потребителей. Права потребителя и их защита регулируются Гражданским кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Ключевые слова: защита прав потребителей, закон Кыргызской Республики, права потребителя, потребитель, ответственность, соответствие, стандарт, товар.

The scientific article investigates the main problems of ensuring consumer protection in the Kyrgyz Republic. The need to study the legal regulation of consumer protection mechanisms is argued. Consumer rights and their protection are regulated by the Civil Code of the Kyrgyz Republic, the Law of the Kyrgyz Republic «On Protection of Consumer Rights» and other laws and regulatory legal acts of the Kyrgyz Republic adopted in accordance with them.

Keywords: consumer protection, the law of the Kyrgyz Republic, consumer rights, consumer, a responsibility, conformity, standard, product.

Защита прав потребителя является одной из важнейших задач государства. В случае недобросовестного отношения к потребителю восстановить справедливость возможно несколькими способами: обратиться с письмом к руководству предприятия-производителя или продавца, в местные органы исполнительной власти, в средства массовой информации или же подать иск в суд. Данные права потребителей законодательно закреплены во многих странах, в Кыргызской Республике соответственно. Это стало результатом консюмеристского движения. В этом контексте, важным является выделение этапов и понимание тенденций дальнейшего развития защиты прав потребителей в Кыргызской Республике, поскольку эти процессы являются важным фактором, влияющим на маркетинговую деятельность.

Потребительское движение или же консюмеризм ‒ это организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также за усиление влияния потребителя на производителей и торговцев. Впервые термин появился в США в 1899, во времена организации Национальной лиги потребителей [4]. Потребительское движение получило широкое распространение в результате перехода от рынка продавца к рынку покупателя. Союзом потребителей издаются журналы, осуществляется рекламная и консалтинговая деятельность, проводятся независимые экспертизы товаров, предъявляются иски на некачественные товары и услуги. Активного развития приобретает работа по воспитанию потребителей, а также культуры потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве стран приняты законы о защите прав потребителей. Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 г. в США.

В 90-х годах ХХ в. в странах бывшего СССР по разработке и принятию соответствующего законодательства по защите прав потребителей был начат процесс создания механизма защиты прав и законных интересов потребителей.

Так, в феврале 1992 года был введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан закон «О защите прав потребителей» [1].

Заслуживает внимания также помощь, оказываемая бывшим республикам СССР со стороны Европейского Союза. В частности, разработана программа технической помощи в области защиты прав потребителей, которую финансирует программа TACIS. Важным следствием сотрудничества с международным консюмеризмом стало также подписание в 1994 году между органами Евросоюза и правительствами стран-членов СНГ «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве» (с Кыргызстаном, статья 65) [2]. В 1994 и 1995 годах были согласованы два долгосрочных проекта консультаций с Европейской службой экспертизы с целью сделать определенный вклад в развитие законодательства в сфере защиты прав и интересов потребителей.

Формулирование целей и задач исследования

Целью статьи является изучение проблем обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике, а также способы решения данных проблем, обоснование прав потребителей, указанных в законе Кыргызской Республики «О защите прав потребителей».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей»,

2) анализ основных проблем обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике,

3) предложить несколько способов решения проблем обеспечения защиты прав потребителей.

Про Закон Кыргызской Республики о защите прав потребителей

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Кыргызской Республики, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним иными законами, и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Как было указано выше, данный закон был введен в феврале 1992 года. Этот закон направлен на регулирование взаимоотношений между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (оказании услуг, выполнении работ), устанавливает права потребителей на покупку товаров (работ, услуг) должного качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение необходимой информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон предохраняет общество от создания и развития монополий в торговле, а также поощряет и поддерживает конкуренцию на условиях, запрещающих незаконную и дискриминирующую практику, вследствие которой справедливая и честная конкуренция сводится к нулю или имеет препятствия.

Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» содержит следующие основные пункты:

  1. Потребители имеют право на просвещение в области защиты прав потребителей, которое должно включаться в общеобразовательные стандарты, а также право на необходимые действия по защите данных прав,
  2. право потребителя на надлежащее качество и количество товара, работы или услуги,
  3. право потребителя на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя,
  4. потребитель в праве знать информацию об изготовителе и продукции,
  5. изготовитель обязан проинформировать потребителя о фирменном наименовании своей организации, место ее расположения (юридический адрес) и режим работы. Продавец же обязан размещать указанную информацию на вывеске,
  6. информация, касающаяся товара, должна содержать следующее:

– обозначение стандартов товара,

– информацию об основных потребительских свойствах товаров, касаемо продуктов питания ‒ информацию о составе (перечень использованных в ходе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), информация (маркировка) о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, весе и объеме, калорийности продуктов питания, содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Кыргызской Республики,

– стоимость товара и условия приобретения товаров (работ, услуг),

– гарантийный срок, если он общепринят в соответствии с действующим Законом,

– правила и условия безопасного применения товаров (работ, услуг),

– срок службы или срок годности товаров (работ), определенный в соответствии с данным Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют угрозу для жизни, здоровья, а также имущества потребителя или становятся непригодными для использования по предназначению,

– место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы),

– информация о сертификации товаров (работ, услуг), которые подлежат обязательной сертификации, информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Если приобретаемый потребителем товар был в использовании или в нем уже устранялся некий недостаток (недостатки), потребителю должна быть дана информация об этом.

  1. изготовитель товара несет ответственность за ненадлежащую информацию о продукции или о компании,
  2. за несоблюдение закона о правах потребителей продавец, изготовитель или исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством или договором,
  3. за нарушение прав потребителей изготовитель, продавец или исполнитель несут ответственность перед судом,
  4. если продукт неисправен или поврежден, предоставляется полный гарантийный срок 2 года.

Основные проблемы обеспечения защиты прав потребителей в Кыргызской Республике

Все мы в той или иной форме являемся потребителями. Но в нынешнем социально-экономическом сценарии мы обнаруживаем, что потребитель становится жертвой многих несправедливых и неэтичных тактик, применяемых на рынке. Необученный потребитель не может сравниться с бизнесменом, продающим товары и услуги на организованной основе и с привлечением обученных профессионалов. Его очень часто обманывают по качеству, количеству и цене товаров или услуг. Потребитель, который когда-то был «королем рынка», стал его жертвой. Современное экономическое, промышленное и социальное развитие сделало понятие «свобода договора» в значительной степени предметом вымысла и пустым лозунгом для многих потребителей. С глобализацией и развитием международной торговли и коммерции произошел значительный рост бизнеса и торговли, что привело к появлению разнообразных потребительских товаров и услуг для удовлетворения потребностей потребителей [3]. В последние годы во всем мире возросла озабоченность общественности вопросами защиты прав потребителей.

Сегодня во многих компаниях есть отдел по работе с потребителями. Иски об ответственности производителя уже являются частью деликтного права.

Закон о защите прав потребителей вызвал в массах огромные ожидания удовлетворения их жалоб. Эти ожидания могут быть реализованы только тогда, когда механизм возмещения ущерба, изложенный в Законе, заработает. Однако создание механизма возмещения ущерба в соответствии с Законом происходит медленно. Правительства не проявили достаточной заинтересованности в создании окружных форумов и комиссий. Фактически, суд является центром всего механизма рассмотрения потребительских споров.

Способы решения проблем обеспечения защиты прав потребителей

Как и в финансовой системе в целом, защита прав потребителей в микрофинансовом секторе является одним из наиболее важных компонентов обеспечения прозрачности. Только повышение прозрачности и этичности бизнеса позволит добиться защиты потребителей.

В этом документе делается попытка изучить и выявить осведомленность потребителей о потребителях, обязанностях и Законе о защите потребителей 1992 года. Совершенно очевидно, что потребители являются не только самой крупной экономической группой, но и стержнями всей экономической деятельности [6]. Верно также и то, что в большинстве стран мира потребители являются самой неосведомленной или глухой группой. Существует множество законов и других механизмов, обеспечивающих благополучие потребителей, но у них нет полномочий делать заказы там, где он может делать покупки по своему желанию. Предложение:

  1. Научите потребителей понимать свои обязанности как потребителей.
  2. Потребители должны объединяться вместе, чтобы развивать силу и влияние, чтобы продвигать и защищать свои интересы.
  3. Правительству следует сделать и внедрить более суровые правила наказания, чтобы производитель и продавец дважды подумали, прежде чем применять мошеннические методы.
  4. Следует начать кампанию по вовлечению каждого потребителя, чтобы сделать его более сознательным и осведомленным о своих правах и обязанностях.
  5. Правительству и другим потребительским агентствам следует прилагать усилия в направлении пропаганды и гласности судебных органов и государства, созданных для защиты потребителей, чтобы все больше и больше потребителей знали о механизмах для их большего участия и добиваться справедливости в случае жалоб [5].
  6. Дальнейшие процедуры должны быть разработаны таким образом, чтобы облегчить обращение с делами и быстро избавиться от них.

Выводы

Регулирующим органам следует принять меры по обеспечению защиты прав потребителей и совместно с ассоциациями и ведущими учреждениями определить эффективные механизмы рассмотрения жалоб потребителей финансовых услуг. Эффективные принципы защиты потребителей должны быть институционализированы на отраслевом уровне.

Важную роль в этом сыграет внедрение инструментов рассмотрения жалоб клиентов для посредников, предоставляющих микрофинансовые услуги через отраслевые учреждения. В то же время важно внедрить этические стандарты и возможности по мониторингу ассоциаций социального сектора в качестве меры защиты потребителей.

Литература:

  1. Закон Кыргызской Республики от 10 декабря 1997 года № 90 О защите прав потребителей. [Электронный ресурс] // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/depsanmer/consumer_rights/Documents/ %D0 %97 %D0 %90 %D0 %9A %D0 %9E %D0 %9D %20 %D0 %9A %D0 %A0 %20 %D0 %9E %20 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %89 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B5 %20 %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B2 %20 %D0 %BF %D0 %BE %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B1 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %B9.pdf (дата обращения: 28.09.2020).
  2. Зарвовский С. Права потребителей и как они защищаются [Электронный ресурс] // URL: http://w3.lg.ua/media/blogs/zarvovsky/publicism/prava_i_zah.php
  3. Иваненко Л. Н. Защита прав потребителей — дело международное [Электронный ресурс] // URL: http://www.yurpractika.com/ (дата обращения: 29.09.2020).
  4. Казиева А. М., Джиоева Л. Г. Актуальные проблемы защиты прав потребителей // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 20–25.
  5. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (Приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс] // URL: http://www.lawmix.ru/abro/11117 1. (дата обращения: 29.09.2020).
  6. Directive 2005/29/EC of 11 May 2005 concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market and amending Directives 84/450/EEC, 97/7/EC, 98/27/EC and 2002/65/EC and Regulation (EC) No 2006/2004 (Unfair Commercial Practices Directive)
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, кыргызская Республика, защита, работа, товар, услуга, защита потребителей, изготовитель, область защиты, основная проблема обеспечения защиты.


Задать вопрос