Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 06.10.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Алижанова, Х. А. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии / Х. А. Алижанова, Т. Ш. Алиханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73905/ (дата обращения: 25.10.2020).



Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся формированию исследовательской компетенции обучающихся в рамках кружковой работы на разных этапах урока по биологии и экологии, посредством метода проектов и создания проблемных ситуаций. Проведено экспериментальное исследование среди учеников 6–7–8-ых классов в МБОУ «Средняя образовательная школа № 61», г. Махачкала.

Ключевые слова: биологические знания, экологические знания, компетентность, эксперимент, универсальные учебные действия.

Research competence is a set of knowledge and systems of activity that is mandatory for a modern school graduate. Its development is carried out using a number of methods and techniques used during the lesson. The article deals with issues related to the formation of research competence of students in the framework of circle work at different stages of the lesson in biology and ecology, through the method of projects and creating problem situations. An experimental study was conducted among students of grades 8–9 in MBOU secondary educational school no. «61», Makhachkala.

Keywords: biological knowledge, ecological knowledge, competence, experiment, universal educational actions.

В современной образовательной среде в настоящее время претерпевает существенные изменения. Она предъявляет ряд требований абитуриентам, так и к студентам высших учебных заведений, будущим специалистам различных сфер деятельности.

При обучении в основной школе ФГОС основного общего образования внедряют высокие требования к достижению метапредметных результатов.

Рассматривается владение учащимися навыками исследовательской деятельности.

Реорганизация обучения в общеобразовательной школе вносит огромный вклад в создание и развитие человеческого состояния, не только основанного на приобретении и усвоении знаний, а также и умение творчески, нестандартно мыслить, создавая современный продукт [11].

Исследовательская компетентность учитывает возможность и особенность обучающихся, благодаря присущим ей качествам, а также повышает мотивацию, то есть, она является плодотворной технологией.

На развитии различных навыков, которые направлены на целые ряды компетенций, реализуются педагогами современной школы, и, прежде всего, компетенция исследовательская.

Исследовательская компетенция — совокупность знаний в определенной сфере, способная видеть и решать препятствия на основе выдвижения и обоснования предположений, ставить определенную цель и проектировать систему деятельности, осуществляя сбор и исследуя необходимую информацию. В компетенции можно в наибольшей степени выбрать соответствующие методы, реализовывать эксперимент и предоставлять итог исследования [10, 11, 15]

Выделяют следующие этапы выполнения любого вида исследования:

  1. Постановка проблемы, выбор темы исследования.
  2. Определение актуальности и новизны исследования.
  3. Формулировка целей и задач исследования.
  4. Выдвижение гипотезы.
  5. Сбор материала по теме исследования.
  6. Анализ и обобщение материала, формулировка выводов.

Уроки биологии и экологии предоставляют безграничные возможности для реализации исследовательской компетенции, на том основании, что современные педагоги владеют существенным багажом разнообразных методов и приемов, направленных на формирование навыков исследования [10, 13].

В частности, на уроках биологии, возможно, создавать различные проблемных ситуации, помогающие в развитии исследовательских навыков учащихся и их творческих способностей.

Важно отметить, что проблемные задания можно применять на разных этапах урока (формулировка темы, цели, изучение нового материала).

Использование технологии исследовательского обучения позволяет учащимся проводить эксперименты, наблюдения, а также самостоятельно решать познавательные задачи и формулировать выводы.

При изучении материала «Культурные растения» в 6 классе, можно предложить детям задание: «У вас появилась необходимость размножить культурные растения в огороде. Как вы будете это делать? [6]

Детям нужно будет описать последовательность действий размножения культурных растений. В процессе проведения лабораторной работы по теме «Опорно-двигательная система» в 8 классе, учащиеся получают готовые микропрепараты мышц кольчатых червей и человека «без названия». Необходимо разграничить микропрепараты и после ответить на вопрос: с чем связано именно такое строение мышц червей и человека? Этот материал в 7 — ых классах, можно применять при изучении материала «Земноводные», в рамках раздела «Экология».

Для закрепления материала по теме, учащимся предлагается письменно ответить на вопрос: «Почему земноводные не могут жить без воды, если в процессе эволюции, они являются первыми организмами, которые вышли на сушу?» [7]

В настоящее время на уроках биологии и экологии предполагают применять компетенции метода проектов.

Если рассмотреть со стороны, при изучении отдельных разделов биологии и экологии, метод проектов очень подходящий, так как расширяет кругозор школьников и предусматривает развивать нетрадиционное мышление.

В качестве примера можно взять уроки по теме «Экология и здоровье человека» в 9 классах. Дети заранее выбирают направление будущего проекта и работают в группах. Непосредственно на уроке анализируем название проектов, разрабатываемые в виде задачи, цели и проблем [14].

Домашняя работа — подбор материала по выбранной теме и подготовка группой защиты проекта. В качестве жюри будут выступать остальные учащиеся, выставляя баллы за критерии, которые ранее обсуждалось в классе [1].

Сущность критерий оценивания заключается в:

– прозрачности в постановке целей и задач;

– качество защиты;

– содержание проекта;

– формулировка темы проекта в форме проблемы;

– разработке выводов.

Если использовать проектную деятельность на уроке достаточно сложно, то для факультатива она очень удобна и полезна, так как предоставляет максимально реализовать творческий потенциал учителя и учащихся, способствует разрабатывать практически универсальные виды учебных действий таких как:

– познавательные

– личностные

– коммуникативные

Учителю нужно подобрать комплексную тему исследовательской работы, которая может быть исполнена группой школьников. Это нам позволяет, более широко раскрыть проблему, предполагает сбор материала и обсуждение результатов сразу несколькими учащихся. Со временем это приведет к способам развития коммуникативных навыков учащихся [3]

Результаты

Выводы по работе обсуждаются вместе с учащимися, но обязательно корректируются учителем, так как они представляют собой итоговый результат длительного процесса и должны максимально полно раскрывать сущность выполненного исследования.

Следовательно, методы и приемы формирования обязательной для сегодняшнего выпускника исследовательской компетенции могут быть крайне разнообразны. При правильном формировании их комбинации способствуют появлению и закреплению целого ряда в глобальном масштабе учебных действий, и повышают мотивацию к углубленному изучению предмета биологии и экологии. С одной стороны, образование является способствующей системой реализации у школьников.

Исследовательская компетентность является, с одной стороны, системой, способствующей формированию у личности адекватного современным требованиям знания, а с другой стороны, системой ее профессионального и расширенного прогресса [7, 11].

Компетентностный подход предполагает развитие экологической и биологической компетентности обучающихся, понимаемой как направление высокого уровня профессионала специалиста, независимо от его навыков.

Он включает в себя знания, которые позволяют судить о вопросах экологического и биологического аспекта; а также качества личности, дающие возможность специалисту реализовывать профессиональную эколого-ориентированная профессиональная деятельность [8, 5]. По этой методике на уроках достаточно сложным, так как предполагает интегрирование в деятельность образования всех учащихся (табл.)

Таблица 1

Проблемные ситуации, которые применяются на разных этапах урока

Проблемные ситуации

Тема урока

Класс

Пример

Проблемные задания при изучении нового материала

«Виды корней»

6

«Почему при выращивании картофеля, капусты широко применяют окучивание?»

«Цветок»

6

«Чем однодомные растения отличаются от двудомных?»

«Черви»

7

Важный продукт питания человека — мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?

Проблемные вопросы для закрепления материала.

«Кишечнополостные»

7

Коралловые полипы образующие известковый скелет, откуда берут известь для строительства скелета?

Проблемные вопросы, опирающихся на жизненный опыт учащихся.

«Пищеварительная система»

8

«Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или

подсоленная?»

Проблема исследования, которая обеспечивает мотивацию включения в заинтересованную работу, заключается в области познавательных интересов учащегося и находится в зоне ближайшего развития.

Заключение

Изменения, происходящие в образовательной современной среде, запрашивают совершенствованию новых видов образования и педагогических методик, связанные с персональным развитием личности, реализации, а также умения ставить в глобальном масштабе.

В частности, методы исследовательской компетентности школьников помогут развивать познавательные потребности, исследовательскую позицию школьника, которые направлены на получении новых знаний, умений и навыков.

При исследовательской работе организуется доказательство истинности знаний на основе с традиционными для наук путями познания истины.

Основополагающей целью проделанной работы составляет теоретическая аргументация методических условий организации учебных исследований, как основы организации исследовательской деятельности школьников.

Проведя эксперимент можно сказать, что на протяжении исследовательской компетентности у школьников разрабатываются:

– планирование работы

– расширение кругозора

– работа с информацией

– развитие творческого мышления

– развитие впечатления

– опыт публичного выступления

Таким образом, в настоящее время возникает необходимость формировать выработка сознательного обращения к научным источникам. У школьников повышается учебно-исследовательская активность в условиях решения поставленной перед собой цель, отслеживать смысловую цепочку между свойствами объекта и возможностями его преобразования. Научились создавать новые способы действия.

В качестве прогресса развития полученных результатов представляется необходимым в дальнейшей исследовательской деятельности более детальное изучение организации исследовательской деятельности в процессе индивидуального развития ученика, разработка методических рекомендаций по отдельным и более углубленным темам, расширение базы данных по разным направлениям [13].

Применение проблемных ситуаций, которые были поставлены перед детьми во время исследовательской работы, раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального поиска и повышает исследовательскую компетентность школьников на уроках биологии и экологии.

Литература:

  1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. 2005. № 6. С.4–29.
  2. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетентностного подхода в школьном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.38–46.
  3. Чикнаверова К. Г. Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С.17–21.
  4. Ушакова О. В. Исследовательская компетенция/компетентность, ее место в системе образовательных компетенций // Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика». 2009. № 3–4 [Электрон. ресурс]
  5. Несговорова Н. П., Ионина Н. Г., Охапкина Е. Н. Методика экологического образования школьников. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. 113 с.
  6. Учебное пособие, Пасечник В. В. 6 класс, «Многообразие покрытосеменных» ФГОС Дрофа. 2018.
  7. Учебное пособие, Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., 7 класс, «Животные» ФГОС Дрофа, 3-е издание.2018.
  8. Кузина О. В. Образование в рамках концепции устойчивого развития // Вестник Поморского университета. Серия «Гума- нитарные и социальные науки». 2006. № 3. С. 45–49.
  9. Недюрмагомедов Г. Г., Багирова И. А. Современное экологическое образование учащихся старших классов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в поликультурной среде // Педагогический ежегодник: Педагогическая наука, теория и практика. Кн. 1. Благоевград: Неофит Рилски, 2014. С. 256–264.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного (5–9 классы) общего образования от 17.12.2010 г. № 1897.
  11. Громова Л. А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников: биология: 5–9 классы: метод. пособие. — М.: Вента-Граф, 2014. — 160 с.
  12. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся /Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, А. В. Фомина //Исследовательская работа школьников. — 2001. — № 1. — C. 24–33.
  13. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей /Д. Б. Богоявленская //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. статей под общей редакцией А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 44–50.
  14. Болотов, В. А. Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2008. — № 10. — С. 8–14.
  15. Захлебный, А. Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения /А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экология и жизнь. — 2009. — № 10. — С. 36–41.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская компетенция, урок биологии, исследовательская компетентность, исследовательская работа, учащийся, этап урока, MBOU, глобальный масштаб, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность школьников.


Задать вопрос