Проблема применения средств виртуальной и дополненной реальности в педагогической практике общеобразовательных организаций выходит на новый уровень. Все чаще речь идет о реализаии локальных проектов студий вируальной реальности. Автор предлагает и обосновывает экономические параметры управления проектом студии виртуальной и дополненной реальности на базе общеобразовательной школы.
Ключевые слова: VR/AR, виртуальная реальность, дополненная реальность, смешанная реальность.
Отечественный рынок VR/AR-решений находится на очень ранней стадии развития. Реализуются пилотные проекты, позволяющие проанализировать эффективность внедрения данных инструментов в учебной деятельности учащихся, определить масштаб и потенциальные дидактические возможности VR/AR и точку их приложения в ходе изучения различных дисциплин.
Эпидемия коронавируса детерминировала развитие образования в удаленном режиме и применение интерактивных инструментов на основе виртуальной и дополненной реальности. Виртуальная и дополненная реальность на современном этапе динамично внедряется в школьном образовании в качестве дидактического и организационного элемента национальных проектов («Образование», «Цифровая экономика»). Применение технологий VR/AR в системе общего среднего образования уже давно является объектом внимания ученых [1; 2; 3].
Целью статьи является анализ эффективности управления проектом студии виртуальной и дополненной реальности на базе общеобразовательной школы.
Для того чтобы рассчитать эффективность проекта, необходимо выделить критерии, по которым можно судить об эффективности.
Критерии успеха образовательного проекта:
- Количество учащихся, посещающих кружок, более 10 человек.
- Удовлетворенность заказчика образовательным проектом и продуктом.
- Удовлетворенность родителей (законных представителей) учащихся, принимающих участие в рамках образовательного проекта, проведенными занятиями кружка.
- Увеличение доли (количества) мероприятий, включенных в календарный план школы, затрагивающих те или иные аспекты технического творчества до 6 в год.
- Проект завершен в установленные сроки (01.01.20–30.08.2020гг.)
- Проект имеет наличие продукта (дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности).
Издержки на реализацию проекта носят единовременный характер и не распространяются на другие этапы реализации предлагаемого проекта. Размер затрат данной группы определяется на основе подсчета начальной себестоимости, учитывающей совокупность всех издержек выполнения проекта (любые источники финансовых поступлений). Эту группу расходов составляют прямые и накладные расходы.
- Накладные расходы учитывают стоимость сырья и материалов, необходимых для предоставления услуги (См. Таблицу 1).
Таблица 1
Расчет сырья и материалов
№ п/п |
Наименование материала |
Единица измерения |
Количество |
Цена за единицу в руб. |
Сумма оплаты в руб. |
1. |
Бумага писчая |
упаковка |
2 |
140 |
280 |
2. |
Картридж д/пр. |
шт. |
1 |
740 |
740 |
3. |
Ручки |
шт. |
4 |
10 |
40 |
4. |
Диски CD-RW |
шт. |
3 |
55 |
165 |
ИТОГО: |
1225 |
||||
Затраты на основную заработную плату разработчика программного обеспечения учитывают размеры почасовой заработной платы специалистов и трудоемкость разработки проекта на всех стадиях его реализации.
Таблица 2
Расчет основной заработной платы
№ п/п |
Категория |
Заработная плата (руб./час) |
Шифр выполнения работ |
Общая продолжительность работ (часов) |
Основная заработная плата (руб.) |
1 |
Директор |
400 |
5–7 |
40 |
16000 |
2 |
Начальник отдела ИТ |
300 |
5–7 |
40 |
12000 |
3 |
Системный администратор |
200 |
4–5 |
160 |
32000 |
Учитель по предмету |
200 |
1–2 |
160 |
32000 |
|
ИТОГО: |
374000 |
||||
Затраты, определяющие размер дополнительной заработной платы, фиксируются в процент от фактической суммы заработной платы специалиста конкретного профиля (составляет примерно 12 % от ее размера). В ходе реализации проекта необходимо также учитывать расходы на эксплуатацию технических средств. Если данная группа средств предназначена имеет широкое применение, то необходимо учитывать лишь текущие затраты. С целью расчета издержек, учитывающих содержание и использования технических средств, требуется уточнить их состав, и обозначить стоимость каждого средства и стоимость всей их совокупности.
Таблица 3
Расчет стоимости приобретения оборудования
№ п/п |
Наименование оборудования |
Цена за шт. (руб.) |
Количество (шт.) |
Общая стоимость (руб.) |
1. |
Шлем виртуальный реальности Oculus Rift DK2 |
28900 |
2 |
57800 |
2 |
Устройство активного трекинга Oculus Leap Motion |
14500 |
1 |
14500 |
3 |
Шлем виртуальной реальности HTC Vive |
65000 |
2 |
13000 |
4 |
Шлем виртуальной реальности Samsung Gear VR |
5900 |
10 |
59000 |
5 |
Шлем виртуальной реальности Google Cardboard |
700 |
10 |
7000 |
6 |
Шлем дополненной реальности Microsoft Hololens |
399000 |
1 |
399000 |
7 |
Шлем дополненной реальности Epson BT-200 |
54900 |
2 |
109800 |
8 |
Панорамная камера |
499000 |
1 |
499000 |
ИТОГО: |
1159100 |
|||
Расходы на содержание и эксплуатацию всей совокупности технических средств требуют учета стоимости затрат, необходимых на оплату единицы рабочего времени, необходимого для работы технического средства и стоимости на времени, потраченного на проектирование обучающего комплекса. При этом важно учитывать, что стоимость одного часа работы технических средств должна учитывать отчисления на амортизацию, приходящуюся на 1 час работы конкретного технического средства.
Таблица 4
Расчет амортизационных отчислений
№ п/п |
Элемент КТС |
Фперв |
Fд |
Ач |
Количество часов работы |
Общая стоимость (руб.) |
1 |
Компьютер Intel Core 2Duo 1024Мб/ 300Гб/ CD-Rom |
36000 |
3000 |
3 |
260 |
780 |
ИТОГО: |
780 |
|||||
Издержки на оплату электроэнергии, требуемой для 1 часа работы конкретного технического средства, учитывают установленную мощность конкретного технического средства (в кВт) и стоимость 1кВт электроэнергии в час.
Уровень тарифов на электроэнергию для Лабытнанги с 1 января 2020г. — 3,02 руб. за кВт/ч.
Таблица 5
Расчет затрат на силовую энергию
№ п/п |
Элемент КТС |
Установленная мощность, кВт |
Стоимость 1кВт в час (руб.) |
Количество часов работы |
Общая стоимость (руб.) |
1 |
Компьютер Intel Core 2Duo 1024Мб/ 300Гб/ CD-Rom |
1 |
3,02 |
260 |
785,2 |
ИТОГО: |
785,2 |
||||
Издержки, необходимые для осуществления текущего ремонта и профилактики поломок, которые закладываются в 1 час работы технического средства; подсчитываются по аналогии с расчетом расходов на амортизацию (обычно это 0,05–0,1 в зависимости от типа технического средства).
Таблица 6
Расчет затрат на текущий ремонт и профилактику
№ п/п |
Элемент КТС |
Фперв |
Fд |
Вч |
Количество часов работы |
Общая стоимость (руб.) |
1 |
Компьютер Intel Core 2Duo 1024Мб/ 300Гб/ CD-Rom |
36000 |
3000 |
0,6 |
260 |
156 |
ИТОГО: |
156 |
|||||
Таким образом, расходы на содержание и эксплуатацию комплекса технических средств составляют: 780+988+156 = 1924 (руб.)
Общие затраты: 36000+1924 = 37924(руб.)
Основу накладных расходов составляют издержки на амортизацию, ремонт и содержание помещений, заработную плату персонала, освещение, отопление, кондиционирование воздуха, расходы на связь и коммуникации, и т. д. Обычно размер накладных расходов устанавливается в % от основной заработной платы.
Таблица 7
Смета затрат
№ п/п |
Элемент затрат |
Сумма, руб. |
1. |
Прямые материальные затраты |
1225 |
2. |
Основная заработная плата |
374 000 |
3. |
Дополнительная заработная плата |
56 100 |
4. |
Отчисления на социальные нужды |
129030 |
5. |
Расходы на приобретение, содержание и эксплуатацию оборудования |
1159100 |
6. |
Износ нематериальных активов (НА) |
10,4 |
7. |
Накладные расходы |
374 000 |
ИТОГО: |
2 093 455 |
|
Подведение итогов позволяет отметить, что затраты на проект составили 2093455 рублей. Окупаемость не будет рассчитываться, так как проект разрабатывался для использования в школе, а не для коммерческого использования. Эффект будет выражаться в результатах проекта, влиянии программы на образование и развитие школьников.
Литература:
- Иванько, А. Ф. Дополненная и виртуальная реальность в образовании / А. Ф. Иванько, М. А. Иванько, М. Б. Бурцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 11–17. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52655/ (дата обращения: 05.09.2020).
- Симоненко Н. Как VR-приложения помогают детям учиться: статья / Н. Симоненко. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lifehacker.ru/vr-prilozheniya-i-obuchenie/ (дата обращения: 24.08.2020)
- Методические рекомендации Digital-школа: использование технологии виртуальной реальности в проектировании цифровой образовательной среды / Ю. А. Куликов. — Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. — 53 с.