Методическая разработка для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений «История бумажного листа» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.10.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Амелина, Е. В. Методическая разработка для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений «История бумажного листа» / Е. В. Амелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 205-211. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73871/ (дата обращения: 25.10.2020).



Современного человека окружает огромное количество предметов. Используя их в повседневной жизни, мы редко задумываемся об истории их возникновения, их свойствах и т. д. Одним из таких предметов является бумага. На ней печатают книги и газеты, ею издавна пользуются для письма. Это главное назначение бумаги. На протяжении многих веков она имеет выдающееся значение для развития мировой культуры, образования и научно-технического прогресса. Что означает бумага, каковы её свойства и виды, кто и где её придумал, из чего и как делали её раньше и производят сейчас, какие интересные факты о бумаге можно узнать? Цель моей исследовательской работы: показать детям, что изобретение бумаги — это величайшее достижение человечества.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему — актуальная проблема современности. Жизнь современного человека без бумаги была бы неполноценной. Мир книг, писем, открыток, плакатов, бумажных стаканчиков, тарелок и салфеток столь обычный, что отказаться от него невозможно. Обычная бумага помогла нам познать некоторые тайны окружающего мира, но в самой бумаге их осталось немало. Человек повседневно сталкивается с бумагой и изделиями из неё. Если можно так сказать, то общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда он обращается к документам — паспорту, диплому, справке, когда берём в руки книгу, извлекает из почтового ящика корреспонденцию. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна для занятий в детском саду, на уроках в школе, лекций в университете, для делового письма, для творческой работы, и для бытовых надобностей. Из исследования свойств бумаги, из истории происхождения бумаги можно сделать вывод: бумага — ценный материал для человека. Все изученные свойства бумаги необходимы человеку во многих отраслях промышленности, медицине, а также в быту.

Услышав однажды от моих учеников вопрос «Откуда появилась бумага?», тема изучения бумаги, её применение стала актуальной. Бумага — доступный для ребёнка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, не имея при этом достаточных знаний о её разнообразии, происхождении и свойствах.

Цель моей исследовательской работы: дать детям возможность открыть для себя мир бумаги, узнать о том, где и как она появилась, постичь её свойства, структуру, попробовать изготовить бумажный лист своими руками.

Основная часть

Совместная деятельность детей и педагога

Образовательная область

Форма работы

Познание

- «Что такое бумага?», «Появление бумаги?», «Как делают бумагу?», (работа с информационными источниками, художественной литературой, просмотр видео материала).

— «Предшественники бумаги?» (практическая работа)

— «Свойства бумаги» (узнаём опытным путём)

— «Такая разная бумага» (сбор коллекции видов бумаги)

— «Интересные факты»

Коммуникация

Ситуативные беседы

«Что использовали люди до появления бумаги?», «Зачем человеку знать о свойствах бумаги?», «Возможно ли изготовить бумагу самостоятельно?» «Почему бумага может быть опасной?»

Труд

Ручной труд «Изготовление бумажного листа».

Совместная деятельность с родителями

Сбор информации по теме «История возникновения бумаги», сбор коллекции видов бумаги «Такая разная бумага».

Теоретическая часть.

История возникновения бумаги в разных странах

Что мы знаем о бумаге? Трудно представить себе нашу жизнь без радио или телевидения, так же трудно представить газету, журнал или книгу без бумаги. Недаром старые печатники говорили, что если душа книги — ее содержание, то тело книги — бумага, на которой она напечатана. «Бумага — изобретение не менее чудесное, чем книгопечатание, для которого она служит основой. Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком». Так говорил известный французский писатель Оноре де Бальзак. Недаром бумагу называют «источником мудрости», так как она помогает сберечь для поколений прошлое и настоящее. Она прочно утвердилась на Земле и победно идет через столетия.

Что же такое «бумага»? В толковых словарях мы нашли несколько определений:

Бумага материал из растительных волокон, соответствующим образом обработанных и беспорядочно соединенных в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления.

Бумага это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон. Длина растительных волокон, из которых образована бумага, 1–2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.

Бумага — это пористо — капиллярный плоскостной искусственно созданный материал, доступный для проникновения воздуха, влаги и красок.

Изучив определения, мы с детьми сделали вывод, что бумага — это листовой материал из натуральных растительных или искусственных волокон.

Теперь нам предстояло выяснить: как давно и с какой целью человек использует бумагу. Совместными усилиями (учитель, ученики и их родители) мы выяснили, что у бумаги много предшественников.

В начале был камень, стены пещеры, прибрежный валун, скалы у моря. На них первые летописцы, художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра. Вырезанные, выбитые, выскобленные на твердых и не очень породах камня образы — символы, значки, обозначающие нечто, появляются позже. А вначале гениально просто: птица — это рисунок, довольно условный, но все-таки быстро читаемый контурный рисунок птицы, а позже рисунок трансформируется в значок: «птица». Но до этого надо еще дожить, пережив не одну сотню лет и поколений. Чтобы сделать надпись на камне или кости, мастер углем или краской наносил рисунок или буквы, а затем по этому рисунку с помощью резца и молотка высекал линии.

Мы с ребятами тоже попробовали использовать камень в качестве материала для передачи информации. Труд оказался не из лёгких.

Затем появляется глина с ее великолепной способностью хранить на себе следы воздействия. Сырая глина используется для повседневных нужд, а обожженная идет в архив, для потомков, как документ, как память. Чтобы сделать надпись на глине, её как следует разминали и аккуратно разглаживали мокрой рукой. Затем наносили рисунки заострёнными палочками.

Это тоже оказалось кропотливой работой. Сначала мы вымачивали глину, затем лепили таблички, после писали и рисовали.

С металлом также связаны функции носителя информации. Надписи или рисунки вырезались резцом или каким-либо остриём.

Ребята постарались и, как смогли, нацарапали на металлических пластинах свойства бумаги.

В древней Греции и Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Палочки, которыми процарапывали воск, были с одной стороны заострены, а с другой стороны имели закругление в виде лопатки, с помощью которого можно было стереть написанное. Мы тоже растопили воск, сформировали табличку и написали некоторые полученные в ходе исследования сведения о бумаге.

В древней Руси писали на берёсте — берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками- писалами.

Раздобыв в лесу снесколько кусков берёсты, мы испробовали и этот способ передачи информации.

Материал, на котором писали в Древнем Египте, был изготовлен из папируса — тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса вычленяли середину, затем расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя — вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка. Полученные листки высушивали на солнце, склеивали между собой в виде ленты и сворачивали в свитки. Писали на папирусах чернилами с помощью срезанного наискосок тростника.

В Малой Азии, в городе Пергаме, научились выделывать кожу животных так, ятобы на ней можно было писать. Обработанную кожу стали называть пергаментом. Во многом он был лучше папируса. Его можно было сгибать и разрезать. Снятую с молодого животного шкуру промывали и размачивали в воде 6 суток. Затем почти месяц замачивали в специальных растворах, чтобы кожа стала мягкой и ровной. После этого просушивали на ветру. Писали на пергаменте чернилами.

Испробовав многие из изученных материалов, мы с детьми пришли к выводу, что некоторые из них были тяжелыми, другие хрупкими, третьи — дорогостоящими. Их обработка требовала больших усилий, которые не всегда оправдывались. И вот изобрели бумагу — простой, доступный материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево, бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» — так называли бумагу, изготовленную из бамбука.

Первыми это сделали китайцы. Около двух тысяч лет назад — в 105 году чиновник Цай Лунь велел своим подручным собирать кору деревьев, остатки тканей и непригодные для рыболовства сети. Затем его работники измельчали эти материалы и замачивали их в воде на долгое время. Когда смесь превращалась в мягкую массу, её нагревали, а затем заливали в специальные формы и выставляли для просушки на солнце. Так и получали первые образцы бумаги, пригодной для письма.

Вот как шаг за шагом изготовлял бумагу Цай Лунь и его подручные.

Изобретение бумаги: этап первый. Работники измельчают бамбук, очищают от листьев и отмачивают в воде, чтобы обесцветить материал для бумаги.

Изобретение бумаги: этап второй. Материалы варятся на сильном огне.

Изобретение бумаги: этап третий. С помощью специальной доски с отверстиями работник достаёт часть полученной смеси — на ней вскоре образуется лист бумаги.

Изобретение бумаги: этап четвёртый. На каждую доску со смесью кладётся крышка. Сверху — ещё одна доска и на неё снова крышка. И так много слоёв.

Изобретение бумаги: этап пятый. Полученные листы сушат на стене.

Постепенно бумажное ремесло распространилось по всему миру. Способ Цай Луня и поныне используется как основа бумажной промышленности.

Виды бумаги

Оглянувшись вокруг, трудно не заметить большое количество предметов, сделанных из бумаги. Мы используем эти предметы каждый день. Собрав коллекцию разных видов бумаги (у нас получилось 40 видов), мы ещё раз убедились, насколько разнообразен её мир.

Свойства бумаги

Чтобы выявить некоторые свойства бумаги, мы провели ряд опытов и сделали выводы.

  1. В зависимости от толщины материала можно сказать, что бумага — тонкий непрозрачный материал.
  2. Режется, сгибается, рвётся и мнётся.
  3. Впитывает влагу.
  4. На ней можно печатать, рисовать.
  5. Легко воспламеняется и быстро горит.
  6. Издаёт звук.
  7. Может быть гладкой и пористой.
  8. Состоит из волокон.

Процесс изготовления бумаги

И сегодня на современных бумажных комбинатах бумагу изготавливают из древесной массы по тем же технологическим этапам. Только теперь вместо ручного труда используют машинный, а наука химия помогает мастерам делать бумагу разной, с заданными свойствами.

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза основное сырье для изготовления бумаги.

Затем в целлюлозу добавляют клей, смолу, красители или другие химические добавки, в зависимости от того, какого свойства бумагу хотят получить. После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента. Затем бумагу высушивают и наматывают на огромный рулон. Затем она режется на листы и складывается в пачки.

Полученный материал используется для изготовления различных предметов(просмотр видео фильма).

Практическая часть.

Изготовление бумаги в домашних условиях

Изучив материал по теме нашего проекта, мы пришли к выводу, что вполне возможно изготовить бумагу своими руками.

  1. Берем газету.
  2. Измельчаем. Можно порвать на маленькие кусочки руками (это очень полезно для мелкой моторики ребенка), а можно порезать ножницами, чем мельче, тем лучше. Вот что получается.

  1. Заливаем эти обрезки водой (количество значения не имеет), лучше, если вода будет теплой. Можно оставить отмокать, можно еще поизмельчать руками.
  2. Затем добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА (для скрепления бумаги) и столовую ложку крахмала (для того, чтобы лист был эластичным и мог гнуться)

  1. Все хорошенько перемешиваем с помощью миксера. В результате должна получиться смесь наподобие каши.

  1. Выкладываем нашу «кашу» на сетку. Дырочки нужны для того, чтобы лишняя вода быстрее стекала. Аккуратно руками разравниваем массу, а потом сливаем всю воду.

  1. После этого промакиваем наш «лист» бумаги полотенцем до тех пор, пока полотенце не будет почти сухим.

  1. Теперь настало время для окончательной сушки. Есть несколько вариантов. Проглаживаем лист утюгом через материю до полного высыхания.

  1. В результате этого увлекательного занятия получается бумага ручной работы.

Заключение

  1. Исследовательская работа была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей младшего школьного возраста социально-значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.
  2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы со взрослыми.
  3. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов.
  4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжным материалом и материалом Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.
  5. Реализация проекта позволила сделать родителей активными и заинтересованными его участниками.
  6. Выполняя исследовательскую работу, мы достигли поставленной цели: дети узнали, что изобретение бумаги — это величайшее достижение человечества.
  7. Изложенный в этой методической разработке материал может быть полезен педагогам детских дошкольных учреждений, а также учителям начальных классов. С его помощью можно быстро и доступно донести до детей основную информацию об истории возникновения, свойствах и видах бумаги.
Основные термины (генерируются автоматически): бумага, изобретение бумаги, свойство бумаги, исследовательская работа, вид бумаги, изготовление бумаги, материал, ребенок, бумажный лист, методическая разработка.


Задать вопрос