Административные правонарушения в сфере таможенного регулирования с использованием автотранспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 06.10.2020

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Дёмина, К. В. Административные правонарушения в сфере таможенного регулирования с использованием автотранспорта / К. В. Дёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73870/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья предоставляет информацию об административных правонарушениях в сфере таможенного регулирования, с использованием автотранспорта. Актуальность статьи доказывается важностью и частотой использования транспортного средств для пересечения границы с целью транспортировки товаров и услуг между всевозможными странами.

Ключевые слова: транспортное средство, административное право, таможенная служба, таможенное регулирование.

Актуальность темы. Каждый год на территорию Евразийского Экономического Союза, в том числе Российскую Федерацию ввозится огромное количество контрафактного, то есть неучтённого для государства и государственной экономики товара. Глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит признаки правонарушений, в рамках которых физические и юридические лица привлекаются к административной ответственности за перемещение товаров и продуктов, а также транспортных средств, коррелирующих в рамках законодательства ЕАЭС, составам правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной главой.

К цели диспозиции составов правонарушений, регламентированных в данной главе КоАП РФ относят: пресечение теневого оборота незаконно ввезенных товаров и транспортных средств, контроль за объёмами поставляемых товаров, контроль за качеством и конкуренцией на рынках соответствующих продукций, обеспечение защиты предпринимательской деятельности и экономической безопасности государств — членов ЕАЭС [39]. Все это указывает на актуальность изучения данного состава и важность для таможенных органов, и Правительства РФ преступлений, связанных с незаконным перемещением различных товаров.

С позиции государственных масштабов, ущерб от товаров, ввозимых на территорию страны в нарушение таможенного законодательства, имеет комплексный, системный характер и влечет последствия сразу для ряда сфер жизнедеятельности государства.

Основным является экономический ущерб, который заключается как, в прямых потерях для государственного бюджета, в связи с недополучением таможенных пошлин, налогов и сборов, так и в подрыве равенства рыночной конкуренции, для участников рынка однородной продукции.

Социально-негативные последствия провоза контрафактной продукции тесно связаны с ущербом экономике, недостаточное количество бюджетных средств, влечет «замораживание» зарплат бюджетных предприятий, несвоевременную индексацию пенсий и социальных выплат.

Кроме того, контрафактная продукция зачастую служит одной из множества причин обострения политических противостояний сопряженных государств. Недовольство сопредельных стран часто обосновано, нежеланием или невозможностью полностью закрыть таможенную границу от контрабандистов.

Так, по статистике Федеральной таможенной службы большая часть дел об административных правонарушениях (далее АП) возбужденных таможенными органами в первом полугодии 2019 года, в связи с нарушениями в области таможенного дела, в соответствии с главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), общим количеством — 72473 дела. Из них 25 % дел квалифицируются по ст. 16.2 КоАП РФ — недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и 13 % дел — за несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров (ст. 16.3 КоАП РФ). Для сравнения, с января по декабрь 2018 года таможенными органами выявлено правонарушений и возбуждено дел об АП общим количеством 73464 дела. Из них 32 212 дел (22,5 % от общего количества) по ст. 16.2 КоАП РФ — недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и 14026 дел (9,8 %) — за несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров (ст. 16.3 КоАП РФ).

Доля вышеуказанных правонарушений в общем количестве нарушений таможенных правил, по данным ФТС России за 2009–2019 г., составляет 35–50 % что, учитывая массовость и существенный экономический ущерб от этих правонарушений, определяет значимость исследования вопросов административной ответственности за указанные правонарушения.

Большинство исследований административно-правовых характеристик нарушений таможенных правил носят общетеоретический характер, что, с одной стороны, указывает на преобладание серьезных теоретико-методологических изысканий в указанных областях, а с другой — свидетельствует об ограниченности применения результатов таких исследований в практической работе и правоприменительной деятельности таможенных органов.

В связи с этим, следует отметить отсутствие комплексных исследований отдельных видов административных правонарушений в области таможенного дела, характеризуемых единством объекта и предмета административно-правовой охраны, спецификой объективной стороны и орудия их совершения, имеющих целью исследование причин совершения данных групп правонарушений, анализ и разработку наиболее эффективной методики противодействия таким правонарушениям.

Все вышеуказанные обстоятельства показывают малую проработанность данной проблемы, практическую важность и значимость, прежде всего для таможенных органов, Правительства Российской Федерации и экономической безопасности страны.

Однако, стоит отметить, что интерес исследователей к различным видам ответственности за нарушения таможенных правил в последние годы, несомненно, возрос. Так, в 2019 году защитила диссертационную работу Севостьянова Е. В. [40]. В 2018 — З. Ф. Зайнуллина [41], 2017 год — С. А. Ческидова [42], что также актуализирует тему исследования. В свое время в диссертационных исследованиях, получили правовую гласность административные правонарушения с использованием морского транспорта, об этом свидетельствуют научные труды Аноприенко К. В. [43] и Мурашкова М. Ю. [44].

При этом специфика дел об административных правонарушениях в сфере таможенного регулирования, совершенных с использованием в качестве предмета или орудия правонарушения автомобильного транспорта, особенности доказывания правонарушений, не нашли полноценного отражения в науке.

По результатам вышеизложенных обстоятельств, данная тематика приобретает достаточную значимость, для более детальной проработки, в связи с отсутствием комплексно-научной проработки.

Разработанность этой темы в работах зарубежных и отечественных исследователей. Различные проблемные вопросы административной ответственности в своих трудах рассматривали такие ученые, как Ким Н. И. Совершенствование правового регулирования назначения административных наказаний в области таможенного дела, Хомяков Л. Л., Карпеченков М. Ю., Сидоров Е. И. в учебном пособии для ВУЗов «Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела», Ю. П. Моторина в работе «Проблемные вопросы выявления административных правонарушений в таможенной сфере». Деятельность международных автомобильных пунктов пропуска рассматривала Дмитриева О. А. в своем научном труде «Развитие научно-методического аппарата анализа и оценки деятельности международных автомобильных пунктов пропуска в условиях всемирной торговой организации».

Теоретическую основу исследования составят научные работы таких авторов, как: Мусаева Г. М., Петровский А. Н. Д. Н. Бахрах, И. А. Галаган, Б. М. Лазарев, М. Я. Масленников, Б. В. Россинский, Н. Г. Салищева, Ю. Н. Старилов, А. П. Шергин, О. М. Якуба, С. А. Косицина, Г. В. Матвиенко, С. А. Мустафина, Е. В. Трунина.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// СЗ РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза// Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2019
  5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017 № 281-ФЗ)//Собрание законодательства РФ, 01.07.2013, N 26, ст. 3207
  6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164 (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ) // СЗ РФ: 2003. — № 50. — Ст. 4850.1.1
  7. . О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165 в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 280-ФЗ // СЗ РФ. 2003. — № 50.-Ст. 4851.
  8. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ № 118- ФЗ от 20 августа 2004 г. // СЗ РФ. № 34. — Ст. 3533.
  9. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. — № 31 (ч. 1). -Ст. 3448.
  10. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010г. № 311-Ф3 // СЗ РФ. 2010. — № 48. — Ст. 6252.
  11. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ // Российская газ. 2011. — 8 февр.
  12. О ратификации Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и протоколов к ней: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 44-ФЗ. Принят Государственной Думой 20 февраля 1998 г.
  13. Таможенный Кодекс СССР: утв. 05.05.1964г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 20.
  14. Таможенный Кодекс Российской Федерации 1993 г. М., 2001.
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 года № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ; -№ -3. 1998;.
  16. По делу О проверке конституционности положений^:, 1 СТ. 131 № 4; ст:, 380> Таможенного- кодекса РФ: Постановление; Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.1999 № 8-П // СЗ РФ. 1999. -№ 21. — Ст.2669.
  17. О направлении обзора судебной практики по делам об оспариваиии: постановлений, таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности: Письмо Федеральной таможенной службы России от 08.07.2008г. № 01–11/27150.
  18. О применении норм уголовного и административного законодательства: Письмо Федеральной таможенной службы России от 01.07.2010 № 18–12/32400.
  19. О доказывании вины юридических лиц: Письмо Государственного Таможенного Комитета РФ; № 01–06/2052 от 21 января 2002 г.
  20. О направлении информации: Письмо Южной Оперативной таможни от 14.08.2008г. № 05–02/0652.,.: '30: Аналитическая;справка;ФТС. России за* 1-е полугодие 2008 года.
  21. Декрет СІ1К РСФСР от 24.12.1923г. // Собрание Уголовного; законодательства РСФСР. 1923; — № Зі — Ст 372.
  22. Положение о преступлениях государственных от 25.02.1927г. // Собрание законодательства СССР. 1927. — № 12. — Ст. 1233
  23. Токийские правила (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН; 45/110 от 14 декабря 1990 г.) // Минимальные стандартные правила ООН в. отношении мер, не связанных с тюремным заключением.
  24. Агапов, А. Б. Административная ответственность: учеб. / А. Б. Агапов. М.: Статут, 2000. — 267 с.
  25. Агапов, А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (Расширенный, с использованием материалов судебной практики) / А. Б. Агапов. -М.: Изд-во Статут, 2002.
  26. Агапов, А. Б. Административное право: учеб. / А. Б. Агапов. М., 2004.
  27. Административная ответственность в СССР / под ред. В. М. Манохина, Ю. С. Адушкина. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988.
  28. Административное право. Общая часть: учеб. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В. А. Юсупова, канд. юрид. наук, доц. В. Д. Симухина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — 312 с.
  29. Административное право: учеб. / под ред. Ю. М. Козлова, JI.JT. Попова. М.: Юристъ, 1999.
  30. Административное право на рубеже веков: сб. науч. статей. Екатеринбург, 2003.
  31. Административное право. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 816с.
  32. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. науч. статей. М., 2002.
  33. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. науч. статей. М., 2003.
  34. Алексеев, С. С. Общая теория права: в 2-х т. / С. С. Алексеев. Т.2. М.: Юрид. лит-ра, 1982.
  35. Алехин, А. П. Административное право: учеб. / А. П. Алехин. -М., 1999.
  36. Алехин, А. П. Административное право РФ: учеб. / А. П. Алехин. М.: Зерцало, 2003. — 594 с.
  37. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Вторая часть Учебник — М.: Зерцало-М, 2011. — 312 с.
  38. http://lawtheses.com/administrativnye-pravonarusheniya-v-oblasti-tamozhennogo-dela-narusheniya-tamozhennyh-pravil-voprosy-kvalifikatsii-i-nazn???history=21&pfid=1&sample=52&ref=2
  39. Кривобокова Д.Ю. Экономические преступления: контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки №10(26) 2018[электронный ресурс] Alley-science.ru (дата обращения: 10.12.2019).
  40. Севостьянова Е.В. Совершенствование порядка привлечения к административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Специальность 12.00.14 - Административное право; административный процесс / Е.В. Севастьянова; науч. рук. кандидат юридических наук, доцент Кожуханов Николай Михайлович, Люберцы, 2019
  41. Зайнуллина, З. Ф. Уголовно-правовое противодействие контрабанде наличных денежных средств, денежных инструментов, алкогольной продукции и табачных изделий : автореферат диссер. на соиск. уч.ст. канд.юр. наук. Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология ; уголовно-исполнительное право / З. Ф. Зайнуллина ; науч.рук. Л. А. Букалерова. -М., 2018
  42. Ческидова С.А. Административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Специальность 12.00.14 - Административное право; административный процесс / С.А. Ческидова; науч. рук. доктор юридических наук, профессор Гречкина Ольга Владимировна, Нижний Новгород, 2017
  43. Аноприенко К.В. Административные правонарушения в области таможенного дела, предметом или орудием совершения которых являются морские суда; тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Аноприенко, Константин Владимирович, Москва, 2004
  44. Мурашков М.Ю. Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, совершенных с использованием морских судов: по материалам Дальневосточного региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Мурашов, Максим Юрьевич, Москва, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, правонарушение, Административная ответственность, дело, Российская Федерация, таможенное регулирование, автомобильный пункт пропуска, вывоз товаров, недостоверное декларирование товаров, транспортное средство.


Похожие статьи

Транспортное средство как предмет и орудие...

транспортное средство, предмет и орудие, административное право, таможенная служба, таможенное регулирование.

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Российской Федерации обладает рядом существенных недостатков...

Похожие статьи

Транспортное средство как предмет и орудие...

транспортное средство, предмет и орудие, административное право, таможенная служба, таможенное регулирование.

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Российской Федерации обладает рядом существенных недостатков...

Задать вопрос