Средства обеспечения качества стратегического управления в условиях общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.10.2020

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Розова, В. А. Средства обеспечения качества стратегического управления в условиях общеобразовательной организации / В. А. Розова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73869/ (дата обращения: 25.10.2020).



В статье рассматриваются средства обеспечения качества стратегического управления школой. Описаны основные особенности комплексного мышления, корпоративной культуры, управленческого совета и управленческого семинара, а также их преимущества для реализации стратегии школы.

Ключевые слова: стратегическое управление, качество стратегического управления, сформированное комплексное мышление, корпоративная культура, управленческий совет, управленческий семинар

Стратегическое управление общеобразовательной организацией сможет обеспечить требуемые результаты развития школы и ее функционирования только в том случае, если само обладает высоким современным качеством. Достижение общего стратегического успеха школой обусловлено успешностью управления общеобразовательной организацией. Об успешности стратегического управления позволяют судить такие ее проявления, как результативность стратегического управления, его эффективность, экономичность, удовлетворенность стратегическим управлением со стороны объекта, потребителей и субъектов управления, качество стратегического управления (Катыщук, Квасникова, Косарецкий, Моисеев, Ронзина).

А. М. Моисеев под качеством стратегического управления школой в самом общем виде понимает «степень соответствия присущих ему характеристик предъявляемым к ним требованиям. Иными словами, качество стратегического управления подразумевает наличие у него совокупности характеристик, обеспечивающих способность соответствовать потребностям конкретной школы и ее заинтересованных сторон в таком управлении и его результатах» [5, с. 121].

Следует понимать качество как «характеристику результатов стратегического управления, но при этом рассматривать его в теснейшей связи с качеством системы управления, самой управленческой деятельности, процесса и условий управления» [4, с. 179]. Требуемое качество стратегического управления школой будет обеспечено, если будет создана управляющая система, ориентированная на обеспечение качества стратегического управления школой, с определенными характеристиками и средствами, распределены обязанности между ее субъектами по стратегическому управлению школой.

Средствами обеспечения качества стратегического управления школой выступают личностные качества руководства, отношения внутри коллектива, органы управления, созданные на базе общеобразовательной организации, и организационные формы совместной деятельности администрации.

Нами были выделены наиболее действенные средства обеспечения качества стратегического управления общеобразовательной организацией:

1) Сформированное (развитое) комплексное (в том числе и стратегическое) мышление;

2) Корпоративная культура;

3) Управленческий совет;

4) Управленческий семинар.

Руководитель успешной современной общеобразовательной организации должен обладать комплексным мышлением, основу которого составляют стратегическое, творческое и трансформационное мышление. Н. М. Квасникова связывает творческое мышление с «умением генерировать новые идеи, обнаруживать новые связи и закономерности» [2, с. 159]. Среди черт личности, ассоциируемых со способностью к креативному мышлению, исследователи проблемы выделяют такие, как: наблюдательность и любознательность, способность к обучению и саморазвитию, воображение и способность улавливать связи и закономерности, интуиция и способность разглядывать новые возможности, вдумчивость и аналитические способности, настойчивость и терпение, гибкость и склонность к риску.

Развитое стратегическое мышление руководителя является важным компонентом в определении перспектив развития общеобразовательной организации и достижении ею целевых устремлений. Подобное мышление выражается в умении видеть картину в целом, в понимании реалий сегодняшнего дня, сочетающемся с умением смотреть в будущее, в способности действовать нестандартным образом. По мнению Н. М. Квасниковой «объединение творческого и стратегического мышления в личности руководителя проявляется как креативность, как умение нестандартно и всесторонне подходить к решению сложных проблем» [2, с. 159].

Не менее значимым в цепочке компетенций руководителя, решившего обратиться к стратегическому управлению общеобразовательной организацией, является трансформационное мышление, которое «связано с формированием компетентности, позволяющей бороться с сопротивлением переменам; выстраиванием отношений сотрудничества, необходимых для реализации образовательным учреждением своих стратегических намерений; способностью действовать в заданном направлении» [2, с. 161]. Трансформационное мышление руководителя во многом определяет его внутреннюю личностную готовность к стратегическим процессам общеобразовательной организации и в целом задает характер деятельности всей организации.

Корпоративная культура — это набор наиважнейших предположений, принимаемых сотрудникам любой организации и получающих выражение в определяемых ценностных ориентациях, которые задают людям направления их поведения и действий. Ядром организационной культуры являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Применительно к корпоративной культуре ценности можно определить как целевое и желательное событие. Ценности в данной ситуации служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия.

Влияние культуры на деятельность организации определяется, прежде всего, ее соответствием общей стратегии организации. М. Д. Ронзина полагает, что «культура организации, ее цели и стратегия, условия внешней и внутренней среды должны быть приведены в соответствие друг другу. Определившись с фактическим и идеальным представлением культуры учреждения, руководство может выстраивать логическую последовательность принимаемых решений в целях достижения результата, максимально приближенного к желаемому» [7, с. 49]. Стратегия организации, приемлемая в условиях динамичного окружения, предполагает наличие корпоративной культуры, основанной на инициативе, риске, интеграции различных областей знаний, адекватном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении.

Управляющий совет школы — это «коллегиальныйорган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой. В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса, Управляющий совет «является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления)» [3, с. 18] и должен представлять, выражать и защищать общие интересы всех участников образовательного процесса.

Управляющий совет отличается от всех других общественных структур, связанных со школой, тем, что он «юридически получает право участвовать в управлении школой, принятии и выполнении управленческих решений» [3, с. 22].

Применительно к школе могут рассматриваться в качестве участников управляющего совета родители, представители государства и образовательного ведомства, представители администрации и педагогического коллектива школы, местного сообщества, активные граждане, люди, занимающиеся бизнесом и выступающие в роли непосредственных или потенциальных работодателей для выпускников школы, деятели культуры.

Управляющий совет — стратегический штаб школы. Сегодня, по мнению А. М. Моисеева, «управляющий совет начинает выступать как постоянный конструктивный помощник и советчик, иногда — контролер и дружественный критик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения» [6, с. 34].

Управляющий совет определяет стратегическую линию развития общеобразовательной организации и контролирует ее выполнение, не вмешиваясь в решения повседневных текущих вопросов жизни школы.

Управленческий семинар является «средством обеспечения требуемого качества стратегического управления школой с помощью выявления требований внешней среды к процессам и результатам деятельности управления школой, потребностей и возможностей субъекта управления школой, условий, в которых осуществляется деятельность по управлению школой» [1, с. 8]; построения концептуального видения образа будущего образовательного учреждения с учетом выявленных компонентов целеобозначения; анализа настоящего состояния в контексте этого будущего (достижения, проблемы, перспективы); проектирования перехода от настоящего к будущему (что сохранять, что менять, от чего отказаться, что привнести нового).

Модель управленческого семинара, разработанная С. М. Катыщук, являющегося формой совместной деятельности администрации школы и используемого для решения задач стратегического управления школой, обладает следующими важнейшими характеристиками: стратегический уровень управленческих задач, решаемых на управленческом семинаре; коллективность мышления участников семинара; незавершенность в работе управленческого семинара (каждый следующий семинар является логическим продолжением предыдущего до получения конкретного мыслительного продукта); открытость работы управленческого семинара (доступность информации о содержании работы управленческого семинара, возможность участия педагогов в семинарах расширенного состава, определяемых тематикой управленческого семинара).

Для эффективной работы управленческого семинара необходимо обеспечить следующие условия и нормы проведения управленческого семинара: специально выделенное время и место проведения, систематичность и периодичность проведения управленческого семинара, использование приемов «включенности» каждого участника в общие обсуждения, использование визуальных методологических схем для организации коллективного мышления участников.

Применение и органическое соединение описанных средств обеспечения качества стратегического управления сможет обеспечить требуемые результаты развития и эффективного функционирования общеобразовательной организации.

Литература:

  1. Катыщук С. М. Организационные формы совместной деятельности администрации как средство обеспечения качества стратегического управления школой. Автореферат. — Красноярск: 2011.
  2. Квасникова Н. М. Некоторые аспекты профессионализма руководителя образовательного учреждения в условиях стратегического управления организацией // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2011. — № 4. — Т. 3. — с. 158–161.
  3. Косарецкий С. Г., Седельников А. А., Мерцалова Т. А., Шимутина Е. Н., Моисеев А. М. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. — М.: Вердана, 2015.
  4. Моисеев А. М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. — 2017. — 3(63). — с. 178–191.
  5. Моисеев А. М. Обеспечение качества стратегического управления школой: актуальность темы и подходы к исследованию // Известия АСОУ. Научный ежегодник. — 2013. — 1(1). — 121–132.
  6. Моисеев А. М. Управляющий совет и стратегия: сделаем школу лучше. — М.: 2015.
  7. Ронзина М. Д. Корпоративная культура как инструмент управления персоналом // Известия ЛЭТИ. –2005. — № 2. — c. 47–51.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое управление, общеобразовательная организация, управленческий семинар, управляющий совет, корпоративная культура, школа, способность, Управленческий совет, комплексное мышление, образовательный процесс.


Ключевые слова

корпоративная культура, стратегическое управление, качество стратегического управления, сформированное комплексное мышление, управленческий совет, управленческий семинар
Задать вопрос