Право граждан на участие в публичных мероприятиях: проблемы реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.10.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Кубякова, К. В. Право граждан на участие в публичных мероприятиях: проблемы реализации / К. В. Кубякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73859/ (дата обращения: 19.04.2024).



Право граждан на участие в публичных мероприятиях представляет собой один из основных принципов, лежащих в основе конституционного строя, ведущее начало политической системы российского общества. Об этом свидетельствует закрепление данного права в статье 31 главы второй Конституции Российской Федерации (далее по тексту — Конституция РФ): «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования» [1]. Кроме того, во исполнение конституционной нормы был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту — Закон № 54-ФЗ), регулирующий порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

Свобода мирных собраний является ключевым фундаментом демократического и правового государства. Она закреплена также в международных документах: часть 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций»; статья 11 Европейской Конвенции по правам человека указывает на то, что «каждый имеет право на свободу мирных собраний».

Таким образом, право граждан на участие в публичных мероприятиях — гарантированная Конституцией РФ и международными документами возможность граждан проводить массовые публичные мероприятия с целью выработки общего мнения по общественно значимым вопросам, выражения своих интересов, требований и взглядов, выражения социальной и политической активности граждан. Осуществление данного права не должно нарушать права и свободы других лиц, быть использованным в целях насильственного изменения основ конституционного строя, разжигания расовой, национальной, социальной, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Основные условия проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации закреплены Законом № 54-ФЗ:

– установлены сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, описаны требования к местам для их проведения;

– закреплены права и обязанности организаторов публичного мероприятия, органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– очерчены обязательства и ответственность участников публичного мероприятия.

В частности пунктом 4 статьи 6 Закона № 54-ФЗ установлены запреты для участников публичных мероприятий: запрещено скрывать свое лицо, в том числе с использованием масок, средств маскировки, иных предметов, специально предназначенных для затруднения установления личности; запрещено иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, а также иные предметы, которые могут применяться в качестве оружия и т. д.; запрещено иметь при себе и распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; запрещено находиться в местах проведения публичных мероприятий в состоянии опьянения.

Статьей 16 также закреплено, что публичное мероприятие должно быть прекращено в случае создания реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершения участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленного нарушения организаторами публичных мероприятий требований порядка проведения публичного мероприятия [7].

Таким образом, при проведении публичных мероприятий не допускается нарушение законодательства Российской Федерации, а также прав и свобод других граждан.

Несмотря на то, что право человека на участие в публичных мероприятиях закреплено в Конституции РФ и конкретизировано федеральным законодательством, возникают проблемы при реализации этого права на внутригосударственном уровне.

В частности, Саленко А. В. говорит о том, что недостатком современного законодательства, регулирующего порядок проведения публичных мероприятий, является недостаточно доработанная юридическая терминология: практика показывает, что правоприменителю бывает затруднительно разграничивать формы публичных мероприятий (собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование). Кроме того, в настоящее время появились новые формы: флешмоб, крестный ход, массовая прогулка, политконцерт и иные, к которым представляется затруднительно применять положения Закона № 54-ФЗ. Возникает вопрос: необходимо ли дополнить законодательство новыми терминами или распространить понятие «публичного мероприятия» на любые формы политической активности гражданина [6].

Полагаем, федеральное законодательство не следует перегружать новыми терминами, однако необходимо осуществить судебное толкование понятий новых форм выражения политической активности граждан, для того чтобы на их проведение также распространялись положения Закона № 54-ФЗ.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день также является ограничение свободы мирных собраний, производимое с выходом за установленные федеральным законодательством рамки. В частности, в связи с проведением в Российской Федерации в 2017 году Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу в 2018 году был издан Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» [3].

Данным указом был закреплен особый порядок проведения публичных мероприятий, в городах-организаторах международных спортивных соревнований: публичные мероприятия, не связанные со спортивными событиями, должны были согласовываться не только с органами местного самоуправления, но и с органами ФСБ, которые в итоге определяли место и время их проведения. Таким образом, стандартные правила проведения публичных мероприятий были ограничены Указом Президента РФ. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли при каждом крупном международном событии в России делать исключение из общих правил и издавать особый президентский указ о временном порядке проведения публичных мероприятий?

Полагаем, введение подобных исключительных правил в период проведения международных спортивных и иных мероприятий вполне обоснованно, поскольку состояние правопорядка, безопасность участников мероприятий влияет на престиж страны на международной арене.

Малышенко В. А. определяет следующую негативную тенденцию в развитии законодательства о публичных мероприятиях: ужесточение федерального законодательства о проведении публичных мероприятий, выражающееся в сокращении списка мест, специально отведенных для их проведения [5].

Для того чтобы право граждан участие в публичных мероприятиях было в полной мере реализовано необходима либерализация и развитие законодательства, выражающееся в предоставлении права органам исполнительной и муниципальной власти более самостоятельно определять требования к местам проведения публичных мероприятий с учетом исторических особенностей, мнения населения.

Современное общество ставит перед собой важнейшую задачу развития гражданского общества, соблюдения гражданских прав. При этом важнейшим условиями проведения массовых мероприятий являются соблюдение требований общественно безопасности, охрана прав граждан, противодействие терроризму и экстремизму.

Для реализации конституционного права граждан на участие в публичных мероприятиях необходимо также: закрепить ответственность органов власти за неправомерный отказ в проведении публичных мероприятий; делегировать на уровень субъектов РФ больше полномочий по определению критериев к местам проведения публичных мероприятий; органам местного самоуправления при планировании, строительстве, эксплуатации инфраструктуры населенных пунктов предусматривать возможность проводить публичные мероприятия в легкодоступных, удобных местах.

Для того чтобы упростить процедуру организации публичного мероприятия также, по мнению Бачурина А. Г., необходимо предусмотреть возможность подачи онлайн-уведомления о проведении публичного мероприятия через официальный интернет-портал государственных услуг [4].

Полагаем, данная мера позволит существенным образом упростить процедуру согласования публичного мероприятия, что обеспечит реализацию гражданами своего конституционного права.

Таким образом, публичные мероприятия, в ходе которых граждане заявляют о своих правах, являются своеобразным показателем политического благосостояния российского общества. Проведение публичных мероприятий должно быть свободно от всяких посторонних воздействий и вмешательства в их проведение. Поэтому опасность нарушений права на публичные мероприятия и их последствий определяет первостепенную важность их охраны и защиты в России.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 3 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: [федер. закон: принят Гос. Думой 4 июня 2004 г.: одобр. Советом Федерации 9 июня 2004 г.: по состоянию на 8 декабря 2010 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 30. — Ст. 3031.
  3. Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 // Российская газета. — 2017. — 11 мая (№ 115).
  4. Бачурин, А. Г. Уведомление о проведении публичного мероприятия в электронной форме / А. Г. Бачурин // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2017. — № 15–1. — М.: Инфра. – С. 159–162.
  5. Малышенко, В. А. О некоторых правовых аспектах проведения публичных мероприятий / В. А. Мылышенко // Юридическая наука. — 2018. — № 2. — М.: Концепция. — С. 34–39.
  6. Саленко, А. В. Свобода мирных собраний в Российской Федерации: несколько тезисов об актуальных проблемах / А. В. Саленко // Журнал российского права. — 2018. — № 1. — М.: Норма. — С. 118–123.
  7. Федеральный Закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
Основные термины (генерируются автоматически): мероприятие, публичное мероприятие, Российская Федерация, FIFA, проведение, гражданин, Конституция РФ, местное самоуправление, место проведения, федеральное законодательство.


Похожие статьи

Публичные слушания: проблемы реализации на муниципальном...

В статье анализируются проблемы проведения публичных слушаний на муниципальном уровне в настоящее время.

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип. Местное самоуправление — это форма народовластия, признак...

Похожие статьи

Публичные слушания: проблемы реализации на муниципальном...

В статье анализируются проблемы проведения публичных слушаний на муниципальном уровне в настоящее время.

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип. Местное самоуправление — это форма народовластия, признак...

Задать вопрос