Санкционные меры государства в целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.10.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ермолова, Ю. В. Санкционные меры государства в целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов / Ю. В. Ермолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73858/ (дата обращения: 26.10.2020).



В статье рассматриваются актуальная тема, которая связана с рассмотрением установленных законодательством, видов санкционного обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также правовые аспекты и особенности каждого способа обеспечения.

Ключевые слова: арест имущества, приостановление операций по счетам, начисление пени.

The article deals with the current topic, which is related to the consideration of the types of enforcement of obligations to pay taxes and fees established by law, as well as legal aspects and features of each method of security.

Keywords: seizure of property, suspension of operations on accounts, accrual of interest.

При несвоевременном исполнении налоговой обязанности может начисляться пени. Это штрафные суммы, которые необходимо выплачивать сверх причитающегося долга. Начисление пени не зависит от других обеспечительных мер уплаты налогов. [4 — C.132]

Следует знать, что пеня начисляется за каждый просроченный календарный день. Законодательство устанавливает определенный процент ставки пени. Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям придется заплатить одну трехсотую ставки рефинансирования Банка России. По последним данным с 27 июля 2020 г. ставка рефинансирования Центрального Банка составляет 4,25 процентов годовых. Для организаций пени буду начисляться следующим порядком:

– при нарушении срока исполнения обязанности по уплате налогов и сборов до месяца (30 календарных дней включительно) ставка начисления пени будет равна одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России.

– при нарушении срока исполнения обязанности по уплате налогов и сборов свыше месяца процент начисления пени изменится с одной трехсотой ставки до одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России за каждый просроченный день следующий после месяца. [7 — C.31]

Стоит отметить, что данные изменения налогового законодательства вступили в силу с изданием Федерального закона от 30.11.2016 № 401 –ФЗ. [5 — C. 124]. Разъяснения по поводу применения данных правовых норм были даны в решении Федеральной налоговой службы от 05.10.2018 г. № СА-4–9/19520@. Позиция налоговиков заключается в том, что начисленные пени за неуплаченные налоги прошлых лет будут считаться по процентной ставке, которая применялась к задолженности прошлого периода.

Пени могут взиматься в императивном и принудительном порядке за счет денежных средств (драгоценных металлов) на расчетных банковских счетах и реализации заложенного имущества, в случае если иное не предусмотрено законодательством РФ. [3 -C.156]

Максимальный размер объема пени не может превысить размер суммы налогового долга. Также пени не начисляются, при невозможности осуществить оплату задолженности, в связи с арестом имущества или приостановлением операций по банковским счетам.

Исключительным моментом оказалось то, что в связи с эпидемиологической ситуацией (короновирусом) в стране некоторым организациям и ИП была предоставлена рассрочка по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени на время такой отсрочки до полугода не начисляются. [12 — C.67]

Приостановление операций по счетам в банке

Фискальный орган может отправить требование по блокировке счетов, установлению запрета на проведение банковских операций, денежных переводов. Данная мера является обеспечительной и императивной. Надо отметить, что, если у налогоплательщика существуют счета для исполнения обязательств, предшествующих уплате налогов и сборов, блокировка подобных счетов производится не будет. Еще исключения составляют специальные счета референдума.

Банковский расходный счет может быть заблокирован на сумму, указанную в требовании налогового органа. [17 — C.21]

Для организации в лице налогоплательщика по требованию налогового органа могут быть «заморожены» банковские счета при условии, если такая организация в течении 10 дней не предоставит декларацию по трехлетней отчетности.

Предельно ясно, что при решении налоговой службы о приостановлении операций по счетам налогоплательщика организации, обязанность банка исполнить требование налоговиков.

Приостановлены банковские операции могут быть у следующих налогоплательщиков:

  1. Организационных форм собственности, являющимися налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов.
  2. Индивидуальных предпринимателей, являющимися налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов.
  3. Организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщикам, но обязанных подавать налоговые декларации в соответствии с налоговым законодательством. Например, организации, выбравшие специальный налоговый режим.
  4. Нотариусов, адвокатов — являющимися налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов.

Еще одной санкционной мерой обеспечения исполнения обязанности налоговое законодательство предусматривает арест имущества. [21 — C.73]

Если налогоплательщик проигнорировал все сроки уплаты налогов, сборов, начисленных пеней и у налоговой службы есть все основания полагать о возможности сокрытия имущества и непосредственно самого должника, налагается арест имущества.

Существуют виды полного и частичного ареста имущества.

Полный арест имущества заключается в запрете для организации-налогоплательщика на право распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование таким имуществом возможно с осуществления разрешения налоговых или таможенных органов.

При частичном аресте имущества и распоряжение, и владение, и пользование имуществом возможно под строгим контролем и с разрешения фискальных органов. [22 — C.15]

Сокрытие принадлежащего имущества или не предоставление запрашиваемых документов для налогового контроля, карается штрафными санкциями. Кроме периода с 01.03.2020 г. по 30.06.2020 г. связанного эпидемиологической ситуацией в стране. [12 — C. 33]

Арест имущества применяется как крайняя мера обеспечения исполнения налоговых обязательств. Предшествовать аресту должно начисление пеней, штрафов и приостановление операций по банковским счетам. При обращении налогоплательщика-организации в налоговую службу арест имущества может быть заменен следующими видами обеспечения исполнения налоговых обязательств:

– банковской гарантией, согласно которой банк принимает на себя обязанность по обеспечению уплаты задолженности по налогам и сборам;

– залогом имущества, оформленным в порядке, предусмотренном налоговым кодексом; [4 — C. 132]

– договором поручительства, на основании которого третье лицо обязуется уплатить все налоги, штрафы, пени и неустойки в полном объеме за налогоплательщика. [4 — C.133]

Законодательно установлено то, что арест может быть наложен на все имущество организации, но при этом важный момент определяет, что аресту может подлежать имущество, расценённое в размере обеспечения стоимости долга налоговой службе.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов законодательством предусмотрены следующие санкционные меры в виде:

– начисление пени;

– приостановление операций по счетам в банке;

– арест имущества.

Такие меры побуждают должника к своевременному исполнению возложенного на него обязательства, ведь в случае просрочки, либо неисполнения обязательства, либо ненадлежащего исполнения, для должника наступят неблагоприятные, не выгодные для него последствия.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — С. 34.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 3 — С. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019 г. с изм. 03.07.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 5. — С. 410.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — С. 3824.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 32. — С. 3340.

6. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ (ред. от 03.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 1. — С. 54.

7. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395–1 ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 1. — С. 100.

8. О Центральном Банке РФ (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 03.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 56. — С. 457.

9. О несостоятельности банкротстве: Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 224. — С. 17.

10. О деятельности кредитных рейтинговых агентств РФ, о внесении изменения в статью 76.1 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке РФ)» и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов РФ: Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 222-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 15. — С. 200.

11. О максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов: Постановление Правительства от 24.07.2017 г. № 874 (ред. 30.12.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 7. — С. 12.

12. О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»): Постановление Правительства от 02.04.2020 г. № 409 // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 1 — С. 1–5.

13. Имыкшенкова Е. А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по налоговому кодексу Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2005. — 81 с.

14. Савельева Т. А. Залоговые правоотношения и их действия по законодательству Российской Федерации: Диссертация канд. юрид. наук. Томск, 1998. — 12–13 с.

15. Ядрихинский С. А. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики/ Отв. Ред. Е. Ю. Грачева. М.: ИНФРА-М. 2015. — 144 с.

16. Спицына Т. В. Арест имущества налогоплательщика: процедура и последствия / Спицына Т. В. // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2019. — № 5. — 12–14 с.

17. Кирпичников В. Ю. Комментарий к Письму Минфина России от 14.03.2019 N 03–02–08/16736 «Арест имущества в качестве обеспечительной меры при взыскании авансов» / Кирпичников В. Ю.// Нормативные акты для бухгалтера. — 2019. — № 9. — 34–44 с.

Основные термины (генерируются автоматически): арест имущества, уплата налогов, приостановление операций, налоговая служба, налоговое законодательство, начисление пени, пеня, плательщик страховых взносов, счет, налоговый орган.


Ключевые слова

арест имущества, приостановление операций по счетам, начисление пени
Задать вопрос