Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (33) октябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 16673 раза

Библиографическое описание:

Петрова, С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов / С. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 (33). — Т. 2. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3772/ (дата обращения: 26.12.2024).

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей образовательных учреждений ХХI в. становится подготовка конкурентоспособных специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи, творчески мыслить, адаптироваться и успешно трудиться в динамично-развивающемся обществе. Одним из важнейших требований современного этапа развития университетской подготовки является развитие научно-исследовательской деятельности студента (НИДС), ставшей основой современной обучения студентов вузов. Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать исследовательские задачи. Молодой специалист должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации.

Исследовательскую литературу условно можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся труды, посвященные особенностям и специфике исследовательской и познавательной деятельности в целом (В.И. Андреев, Г.А. Балл, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.). Вторая группа работ включила в себя исследования по изучению особенностей студенческого возраста (С.И. Архангельский, Р.Р. Бибрих, Н.М. Борытко, А.А. Вербицкий, Е.П. Кораблина, Э.Коуэн, С.Е. Моторная, С.Д. Смирнов, М.К. Тутушкина, Э. Эриксон и др.). В третью группу вошли труды, связанные с изучением роли НИДС в системе повышения качества подготовки студентов в вузе (Г.П. Черноусов, Т.А. Алиев, Т.А. Заболотская, В.Р. Атоян, А.С. Железняков).

Прежде чем обратиться к определению понятия НИДС, проанализируем более общее сочетание «деятельность человека». В педагогическом смысле это есть «необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность»[1, с. 34]. В основании любой деятельности лежит цель, которая сознательно создается, но основания самой цели лежат вне сферы деятельности – в области человеческих мотивов, ценностей и идеалов.

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении студентами функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Таким образом, под научно-исследовательской, деятельностью студента будем понимать его выполнение творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере (постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ и обобщение, подбор методик исследования, практическое овладение ими, подведение итогов).

Знания, полученные в результате исследования, являются следствием познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов. Следовательно, это неотъемлемая часть обучения. Исследовательские умения заключаются в способности осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Исследовательская работа студента во всех вузах России является обязательной. Её основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин.

Общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы:

– выполнение лабораторных работ;

– написание рефератов;

– участие в предметных олимпиадах;

– подготовка докладов;

– выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;

– выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;

– изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;

– курсовые, дипломные работы и проекты [3, с. 45].

Исследовательская деятельность студентов в современном вузе достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам. НИДС включает два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) в рамках учебного времени, и научно-исследовательскую работу (НИРС) в рамках внеучебного времени [2, с. 3].

В НГГУ на протяжении его небольшой истории трудом многих преподавателей и ученых сформировалась стабильная система организации НИДС. Наиболее эффективными ее формами являются: студенческое научное общество, научные кружки/общества/лаборатории при кафедрах, студенческие научные конференции, ежегодные внутривузовские, региональные, всероссийские и международные конкурсы студенческих научно-исследовательских работ. Руководство НГГУ уделяет значимое внимание НИДС. Особенно это стало заметно в последние годы, когда, вуз, адаптировавшись в современных условиях, изыскав возможности, создал благоприятные условия для вовлечения студентов в научную работу. В совместные научные проекты одновременно вовлечены студенты, аспиранты, преподаватели. Опыт, накопленный в НГГУ показал, что для внедрения работоспособной системы НИДС вузу необходимо было сформировать научно-исследовательские базы, способные обеспечивать фронт исследовательских работ студентов; постоянно выявлять резерв времени и вносить соответствующие изменения в учебные планы для того, чтобы НИДС стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса; создать для профессорско-преподавательского состава благоприятные условия работы со студентами в сфере НИДС.

В соответствии с основными классификациями научно-исследовательских работ (теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные), в НГГУ ведутся все виды. Теоретические исследования в НГГУ базируются на применении общетеоретических методов познания объекта. Результаты теоретических исследований на старших курсах обязательно подтверждаются практикой. Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают проверку результатов теоретических исследований на экспериментальных образцах или моделях. Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях, при которых исследовании которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности. Проведение экспериментальных исследований подтверждает выдвинутые теоретические предположения.

По сфере использования, в общепринятой классификации научные исследования на фундаментальные и прикладные. Доля фундаментальных работ в НИДС НГГУ составляет –90%, а прикладных -10%.

Особой формой привлечения студентов НГГУ к научной работе является деятельность студенческого научного общества (СНО). Студенческое научное общество дает возможность выделить из разнородной студенческой массы одаренных студентов для занятий наукой. В Нижневартовском государственном гуманитарном университете СНО состоит из научных студенческих объединений, функционирующих при кафедрах факультета [4, с. 124].

Членом студенческого научного общества может стать любой студент независимо от формы и года обучения, изъявивший желание участвовать в научно-исследовательской работе, не имеющий академической задолженности и обязующийся выполнять требования устава общества. Общее руководство студенческого научного общества осуществляется ведущим специалистом по научно-исследовательской работе студентов и ответственных за НИРС на факультетах. Возглавляет студенческое научное общество проректор по научной работе. Студенческое научное общество НГГУ – это добровольное студенческое объединение, организуемое в вузах в целях привлечения студентов к научно-исследовательской работе, распространения и обобщения опыта этой работы, повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов.

На собрании студенческого научного общества студенты, свои голосованием выбирают председателя, заместителя председателя и секретаря университета. Основной целью деятельности СНО является содействие работе вуза по повышению качества подготовки квалифицированных специалистов, посредством вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу, развития и сохранения научно-технического потенциала студентов.

Большинство выпускников НГГУ, которые входили в состав студенческого научного общества, в последующем стали научными работниками, защитили кандидатские диссертации и успешно продолжают работать на научном поприще в настоящее время. Проблема привлечения студентов к НИРС не является актуальной, главной задачей перед СНО и профессорско-преподавательским составом кафедр стало удержание молодых исследователей. В НГГУ были созданы условия для материального поощрения студентов, приносящих результативность по итогам НИРС. За победы в вузовских, региональных, всероссийских, международных конкурсах и конференциях студенты премируются, имеют возможность получать повышенные стипендии и гранты, проходить зарубежные стажировки.

Современные условия и сложившаяся ситуация в НИДС НГГУ требует участия студентов и в международных проектах, которые сегодня должны стать определенной инновационной составляющей студенческих научных исследований.

К настоящему времени студенты НГГУ успели поучаствовать в Х международных проектах. Анализ вовлечения студентов в международные научно-исследовательские проекты показал, что при вопросах вовлечения студентов в международные проекты необходимо учитывать ряд положений. Студенты-исследователи должны: владеть иностранным языком; быть специалистами в своей области; владеть определенным набором знаний из области экономики и юриспруденции; знать и применять принципы проведения научно-исследовательских работ; обладать знаниями о коммерциализации результатов исследовательских работ.

В целом, научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.


Литература:

1. Пидкасистый, П.И. Словарь-справочник по педагогике/Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

2. Бордовский, Г. А. Научно-исследовательская деятельность – решающее условие повышения качества подготовки специалиста /Г.А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. – СПб., 1999. Вып.VII. С. 3–7.

3. Бережнова, Е.В. Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.

4. Сборник нормативных документов по научной деятельности Нижневартовского государственного гуманитарного университета. – Нижневартовск.: Издательский центр, 2009. – 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): студенческое научное общество, научно-исследовательская работа, вовлечение студентов, научная работа, познавательная деятельность, работа, главная задача, знание, повышение качества подготовки, проект.


Похожие статьи

Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Роль учебно-исследовательских заданий в развитии компетенций исследовательского характера

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе

Использование ознакомительной практики преподавателей для повышения квалификации преподавателей и улучшения качества выпускных работ студентов

Технология реализации метода исследовательских групп в процессе научно-исследовательской работы студентов

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Похожие статьи

Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов

Роль учебно-исследовательских заданий в развитии компетенций исследовательского характера

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе

Использование ознакомительной практики преподавателей для повышения квалификации преподавателей и улучшения качества выпускных работ студентов

Технология реализации метода исследовательских групп в процессе научно-исследовательской работы студентов

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Задать вопрос