Становление постиндустриального общества в контексте теорий культурогенеза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (33) октябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 793 раза

Библиографическое описание:

Миланченко А. О. Становление постиндустриального общества в контексте теорий культурогенеза // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 203-205. — URL https://moluch.ru/archive/33/3741/ (дата обращения: 12.12.2018).



Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания, а также средство развития речи детей. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно тянется к языковому образу, повторяет живое слово, играет с ним. Е. А. Флёрина отмечала, что «…литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок» [1].

Н. С. Карпинская также считала, что «…художественная книга даёт прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках — меткость, выразительность» [8].

Из книги ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной, закладывая в нём основы патриотических чувств. Кроме того, книга открывает ребёнку мир человеческих чувств, учит понимать людей, воспитывает человечность, приобщает ребёнка к миру нравственных отношений.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые сильные впечатления о прекрасном. Поэтому во многом благодаря книге в дошкольном детстве складываются основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций.

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» — считает А. В. Запорожец [5]. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесением на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Восприятие — это сложная психическая деятельность, которая заключается в воссоздании художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, и имеющих своей целью освоение художественного смысла произведения.

Выделяют следующие компоненты восприятия художественной литературы:

1) Сюжет (художественный образ). Авторское отражение действительности, передача воображаемых автором событий составляет сюжет или художественное содержание произведения.

2) Идея (концепция) — «…авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам» [4].

3) Язык — это то, «…что составляет художественное своеобразие, неповторимый художественный аромат каждого произведения, созданного настоящим мастером слова» [4]. Языковой образ, или по-другому авторское словесное описание является основным средством выражения художественного содержания.

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребёнка: от слитности эстетического отношения к действительности с жизненным отношением к собственно эстетической деятельности, когда ребёнок сопереживает героям.

В эстетическом развитии дошкольников Гурович Л. М. выделяет два периода:

  1. 1). От 2 до 5 лет — Малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства.
  2. 2). После 5 лет — Искусство слова отделяется от игры и становится самоценным.

К. И. Чуковский писал об этой стадии литературного развития ребёнка: «Кончился период слияния поэзии с криками и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре» (Чуковский К. От двух до пяти //Собр. Соч.: В 6 т.–Т.1.–М., 1965.–С.659).

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии, в зависимости от того, какой психический процесс лежит в основе восприятия:

1) Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — воображение).

2) Понимание идейного содержания произведения (в основе — мышление).

3) Влияние художественного произведение на личность читателя (в основе — чувства и сознание).

Принципы отбора литературных произведений для чтения ирассказывания детям

В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т. е. ребёнок формируется как читатель. Поэтому педагоги должны тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения, ведь невозможно охватить всё богатство детской литературы? В педагогической науке разработаны принципы отбора книг. Условно их можно разделить на две группы:

– Принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг детского чтения произведения разных видов, жанров, тематики.

– Принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей, а также отбирать такие книги, которые обеспечивают литературное развитие дошкольников.

Почему одно и то же литературное произведение воспринимается детьми разного возраста по-разному? Это обусловлено возрастными особенностями восприятия дошкольниками художественной литературы. Поскольку возрастные особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров накладывают непосредственный отпечаток на отбор литературных произведений, то рассмотрим в первую очередь эти особенности:

Младший возраст

– Зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка.

– Осознание текста на основе восприятия иллюстраций.

– Осознание произведения с опорой на первый литературный опыт. Например,

оценить поступки козы в сказке «Коза-дереза» помогают впечатления от ранее услышанной песенки «Идёт коза рогатая» и сказки «Заюшкина избушка».

– Установление легко осознаваемых простых связей, когда события логически следуют друг за другом. Например, в русских народных сказках «Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка» и др.

– Скрытый замысел усложняет восприятие или приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчётливо осознают содержание сказки братьев Гримм «Заяц и ёж» или сказки «Маша и медведь».

– Трудность восприятия двухчастных композиций. Например, в сказках «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Коза-дереза» и др. дети улавливают только одну из частей сказки или эпизод.

– В центре внимания главный персонаж — его внешность, действия, поступки. Переживания и мотивы поведения героя детям не понятны. Например, медведя в сказке «Маша и медведь» дети ошибочно оценивают как положительного героя.

– Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается внеконтекстность эмоционального отношения.

– Наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам, выразительной интонации. Поэтому малышам нравятся произведения детского фольклораипоэтические произведения.

Средний возраст

После 4-х лет у ребёнка происходит расширение, обогащение жизненного и литературного опыта, изменение понимания и осмысления текста.

– Границы между реалистическими и сказочными жанрами дети ощущают чётче, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность и невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. Это даёт возможность формировать первые представления об особенностях жанра (сказки, рассказа, небылицы и др.).

– Воссоздающее воображение интенсивно развивается, становится более самостоятельным.

– Иллюстрация к каждому повороту сюжета уже не требуется, но она по-прежнему выполняет положительную функцию.

– Устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете, вычленяют из цепи событий отдельные факты.

– Не осознают скрытый замысел, видят открытые мотивы поступков героев, а сложные внутренние переживания героя детям не понятны.

– Характеризуя героев, опираются на свои представления о нормах поведения и личный опыт. Определяют своё эмоциональное отношение к герою, оценка устойчива, объективна.

– Ярко выраженная реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.

Старший возраст

– Утрата ярко выраженной внешней эмоциональности, возникновение пристального интереса к содержанию, к установлению многообразных связей, к постижению внутреннего смысла произведения. Поэтому наблюдается тяга к волшебным русским народным сказкам («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» и др.).

– Потребность в длительном общении с любимыми героям, интерес к «толстым» книжкам («Золотой ключик…» А. Толстого, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского и др.)

– Способность понимать текст без иллюстраций. Иллюстрация выполняет вспомогательную роль — уточняет представления.

– Осознание событий, не связанных с их личным опытом.

– Умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму, т. е. сознательное отношение к авторскому слову.

– Способность сопереживать сочувствовать герою, проникать в его мысли, чувства. Доступными становятся сложные мотивации, противоречивые поступки, нравственные переживания героя.

– Объективность оценки поступков героев. Она не зависит от отдельного поступка, а основывается с учётом всей коллизии произведения.

– Способность устанавливать многообразные связи и отношения.

– С 6 лет появляется способность проникать во внутренний смысл, в доступный эмоциональный подтекст произведения, способность рассмотрения событий с авторской точки зрения. Например, детям доступен эмоциональный подтекст рассказа В.Драгунского «Друг детства».

– Осознание аллегории, иронии, сатиры не доступно детям дошкольного возраста. Например, труден для восприятия аллегорический подтекст басен, или иронический, сатирический подтекст в сказках Андерсена «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Свинопас», но чтение этих произведений вызывает эмоциональный отклик и интерес у детей 6 лет.

Итак, учитывая особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных жанров, педагог должен производить отбор литературных произведений на основании принципов, выделенных Гурович Л. М.:

  1. Идейная направленность произведения должна отвечать задачам нравственного воспитания. Без излишнего дидактизма книга должна формировать идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания, любви к жизни, к природе, к людям, к труду, к Родине и т. д. (например: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.).

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и др.) и произведения устного народного творчества (русский и зарубежный фольклор). Причём в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы.

  1. Художественное мастерство:

– живой образец русского литературного языка,

– яркие личности героев,

– удачная форма,

– динамичность сюжета и др.

  1. Сюжетная занимательность.
  2. Простота и ясность композиции.
  3. Доступность (соответствие возрастным и психологическим особенностям, учёт интересов), т. е. когда автор, учитывая жизненный опыт ребёнка-читателя, одновременно ставит новые задачи, требующие от него душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новую ступень эмоционального, психического развития, т.о. обеспечивая поступательное движение в литературном развитии ребёнка.
  4. Разнообразие литературных жанров и тем позволяет формировать у дошкольника широту читательских интересов, а также избирательность и индивидуальность литературных пристрастий. Пристрастие к поэзии — отличительная особенность читателя-дошкольника. К литературным пристрастиям детей дошкольного возраста относятся также народные и авторские сказки отечественных и зарубежных писателей.

«Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи предпочитают истории о жизни своих сверстников. Знать о возникающих литературных склонностях ребёнка необходимо для того, чтобы развивать их». — считает Л. М. Гурович (4).

  1. Разнообразие типов изданий:

– книга, которая даётся в руки ребёнку;

– книга, которую читает ребёнку взрослый;

– книги-картинки;

– сборники сочинений;

– сборники-хрестоматии;

– —книжки-игрушки (забавные книжки).

  1. Учёт конкретных педагогических задач.
  2. Обязательный минимум детского чтения, о котором много говорили известные литераторы и педагоги (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.), по словам Сухомлинского «книжное ядро», в которое входят ценные в идейном и художественном отношении произведения фольклора и классической литературы.

А также второй круг детского чтения, в который входят произведения, польующиеся любовью уже нескольких поколений маленьких читателей, вызывающих сильный эмоциональный отклик. Второй круг детского чтения постоянно пополняется новыми талантливыми именами и новыми талантливо написанными произведениями. Отбирать лучшее — задача педагога.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.
  2. Андросова В. Н. Обучение восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 3.
  3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. — М., 1992.
  4. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребёнок и книга. — СПб., 1999.
  5. Запорожец А. В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения. // Избранные психологические труды. В 2т. — М., 1986. — Т.1.
  6. Илларионова Ю. Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 1.
  7. Жуковская Р. И. Чтение книги в детском саду. — М., 1955.
  8. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. — М., 1972.
  9. Соловьёва О. И. О принципах отбора художественных книг для круга детского чтения в д/с. — М., 1960.
  10. Полозова А. И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений. // Дошкольное воспитание. — 1970. — № 7.
  11. Ушакова О. С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой. // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
  12. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.,1994.
Основные термины (генерируются автоматически): генезис культуры, культура, постиндустриальное общество, экономико-социальная стадия, высокий уровень, максимальное использование, общественное бытие, очередной этап, экономическая выгода, историческое условие существования.


Похожие статьи

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ

В то же время они имеют самостоятельную форму бытия, определяемую уровнем наличного знания, общей культуры, характером социальных ценностей и нравственных установок» (11). В современном постиндустриальном обществе человек становится главной производительной...

Историко-философские подходы в развитии парадигмы цивилизаций

Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики.

Для индустриального общества характерен высокий уровень развития промышленного

Постиндустриальное, или информационное общество, появляется в 60–70-х годах XX века.

Постиндустриальная эпоха в развитии мировой экономики

...стран мира, в том числе и России, вызванные постиндустриальной эпохой в развитии мировой

этом, чем больше приходится на сферу услуг, тем выше уровень экономического развития страны.

культура и искусство. — финансы, кредит и страхование. — управление.

Выявление и развитие способностей детей и молодежи как...

Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на

(рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые

креативность, социокультурная среда, постиндустриальное общество, функциональная...

Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения

Одна из общественных функций государства — использование имеющихся возможностей для экономического развития.

Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу.

Проблема общественного прогресса | Статья в журнале...

...общества, которые на уровне человека проявляются как экономическая, политическая и

Рахматуллин Р. Ю. Понятия «культура» и «цивилизация» в философии истории Освальда

Основные термины (генерируются автоматически): общественный прогресс, общество...

Парадоксы развития информатизирующегося общества

В процессе своего генезиса социальный интеллект выступает как «вторичное» социальное явление на этапе до возникновения информационного общества

Подходы к формированию толерантного и неэкстремального сознания в условиях культуры информационного общества.

Трансформации в процессе формирования сервисного общества

Термин «постиндустриальное общество» появился под влиянием осознания отличий социально-экономических процессов до и после

Чем значительнее выглядит потенциал сервисной инфраструктуры, тем выше оценивается уровень развития того или иного общества.

Структура общества потребления | Статья в журнале...

В постиндустриальном обществе возрастает численность третьего класса.

Их цель — экономическая выгода, прибыль. В их интересах сделать так, чтобы

[3, с. 229] А уровень духовной культуры в обществе потребления не просто низок: она практически отсутствует.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ

В то же время они имеют самостоятельную форму бытия, определяемую уровнем наличного знания, общей культуры, характером социальных ценностей и нравственных установок» (11). В современном постиндустриальном обществе человек становится главной производительной...

Историко-философские подходы в развитии парадигмы цивилизаций

Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики.

Для индустриального общества характерен высокий уровень развития промышленного

Постиндустриальное, или информационное общество, появляется в 60–70-х годах XX века.

Постиндустриальная эпоха в развитии мировой экономики

...стран мира, в том числе и России, вызванные постиндустриальной эпохой в развитии мировой

этом, чем больше приходится на сферу услуг, тем выше уровень экономического развития страны.

культура и искусство. — финансы, кредит и страхование. — управление.

Выявление и развитие способностей детей и молодежи как...

Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на

(рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые

креативность, социокультурная среда, постиндустриальное общество, функциональная...

Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения

Одна из общественных функций государства — использование имеющихся возможностей для экономического развития.

Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу.

Проблема общественного прогресса | Статья в журнале...

...общества, которые на уровне человека проявляются как экономическая, политическая и

Рахматуллин Р. Ю. Понятия «культура» и «цивилизация» в философии истории Освальда

Основные термины (генерируются автоматически): общественный прогресс, общество...

Парадоксы развития информатизирующегося общества

В процессе своего генезиса социальный интеллект выступает как «вторичное» социальное явление на этапе до возникновения информационного общества

Подходы к формированию толерантного и неэкстремального сознания в условиях культуры информационного общества.

Трансформации в процессе формирования сервисного общества

Термин «постиндустриальное общество» появился под влиянием осознания отличий социально-экономических процессов до и после

Чем значительнее выглядит потенциал сервисной инфраструктуры, тем выше оценивается уровень развития того или иного общества.

Структура общества потребления | Статья в журнале...

В постиндустриальном обществе возрастает численность третьего класса.

Их цель — экономическая выгода, прибыль. В их интересах сделать так, чтобы

[3, с. 229] А уровень духовной культуры в обществе потребления не просто низок: она практически отсутствует.

Задать вопрос