Применение геоинформационных технологий для решения задач стратегического управления организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, А. А. Применение геоинформационных технологий для решения задач стратегического управления организацией / А. А. Захарова, Н. М. Кузьмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 (33). — Т. 1. — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3694/ (дата обращения: 19.04.2024).

Предложено применение геоинформационных технологий для решения задач стратегического управления организацией. Разработан программный продукт, позволяющий использовать ГИС-технологии на этапе стратегического анализа. Приведен пример тематических карт на примере высшего учебного заведения.

Ключевые слова: стратегический анализ, геоинформационные технологии, тематические карты.

Стратегическое управление можно представить в виде совокупности следующих этапов: стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии. В данном исследовании рассматривается только первый этап – стратегический анализ. Он исключительно важен, поскольку от результатов, полученных на данном этапе, существенно зависят все дальнейшие [1, 2]. Исходные данные для таких компонентов стратегического анализа, как анализ внешней и внутренней среды организации, являются сложными, изменяющимися во времени и пространственно распределенными. Для их анализа и интерпретации часто используются ранее накопленные данные, представленные в текстовом (списки, таблицы) и абстрактно-математическом (графики и диаграммы) виде. Однако человеческое восприятие гораздо лучше приспособлено к оценке и анализу информации не в текстовом или абстрактно-математическом, а в более естественном и удобном для понимания графическом виде. С учетом пространственного распределения исходных данных, наиболее естественным, оправданным и обоснованным является представление их в виде разнообразных тематических карт, которые могут применяться в качестве одного из инструментов на этапе стратегического анализа. Таким образом, применение геоинформационных технологий способно дать дополнительные инструменты и методы для решения задач стратегического управления инновационным предприятием.

Актуальность темы данного исследования обусловлена важностью разработки качественных и простых в применении инструментов для задач стратегического анализа в управлении. Новизна полученных результатов заключается в разработке модели ГИС и создании и программного продукта, позволяющих наглядно представлять меняющиеся во времени пространственно распределенные данные для их оценки и интерпретации на этапе стратегического анализа.

Целью данного исследования является разработка и реализация геоинформационной системы для анализа внешней обстановки и внутренних ресурсов на этапе стратегического анализа.

1. Информационная модель ГИС

Информационная модель разработанной ГИС с концептуальной точки зрения представлена с помощью UML-диаграмм, дающих общее впечатление о системе в целом.

На рисунке 1 показана диаграмма вариантов использования, изображающая типы пользователей ГИС, связи между ними и доступные каждому типу пользователей действия при работе с ГИС.


Рис.1. Диаграмма вариантов использования


На рисунке 2 показана диаграмма развертывания, изображающая узлы ГИС, связи между ними и развернутые на них компоненты. Все указанные на диаграмме связи осуществляются при помощи стандартного стека сетевых протоколов TCP/IP. Связь между web-сервером и клиентом может быть организована как по протоколу HTTP, так и с помощью защищенного протокола HTTPS (в этом случае в инфраструктуре должна быть предусмотрена генерация и проверка сертификатов безопасности внешним или внутренним центром сертификации).


Рис.2. Диаграмма развертывания


Отметим, что на диаграмме развертывания предусмотрено два варианта работы пользователя с ГИС:

  • с помощью графических оболочек, позволяющих соединяться с сервером электронных карт и сервером базы данных (БД) для просмотра и редактирования данных;

  • через web-интерфейс с помощью браузера (в этом случае задачи создания и редактирования карт и записей в БД выполняются картографическим web-сервером).

2. Разработка тематических карт для задач стратегического управления

В качестве картографической основы используется карта заданного масштаба, созданная с необходимым уровнем детализации, определяющим количество и тип ее слоев.

В БД хранится информация о качественных и количественных характеристиках картографических объектов, соответствующих факторам внешней обстановки и внутренних ресурсов предприятия. Географическая привязка осуществляется путем хранения уникального идентификатора картографического объекта в каждой связанной с ним записи в БД.

Создание тематических карт осуществляется на основе сопоставления картографического объекта и выбранных пользователем ГИС его характеристик, значениями которых определяется внешний вид объекта на тематической карте.

Карты из разработанного перечня тематических карт в данной ГИС можно разделить на два типа:

  • карты распределения факторов внешней обстановки;

  • карты распределения внутренних ресурсов.

Каждый тип карт может содержать точечные, линейные, площадные объекты и может быть применен в соответствующем компоненте стратегического анализа.

В качестве примера рассмотрим деятельность ВУЗа. Остановимся при этом, для простоты, только на двух задачах, имеющих отношение к стратегическому анализу:

  • задача анализа и прогнозирования проведения вступительной кампании;

  • задача выяснения количества мест для поступления на различные направления подготовки.

Практически во всех ВУЗах обе эти задачи решаются при помощи анализа ранее накопленных данных, представленных в виде списков, таблиц, графиков и диаграмм. Заметим, что значительная часть исходных данных для обеих задач – республики, края, области, города, муниципальные районы, учебные заведения (откуда поступают абитуриенты) и предприятия (куда устраиваются на работу выпускники) являются пространственно распределенными и имеют определенную географическую привязку. Поэтому реализация описанной в первом разделе ГИС для решения указанных задач является оправданной и может служить хорошей иллюстрацией практического применения описанной выше модели ГИС.

В зависимости от предъявляемых требований и уровня детализации исходной карты, в качестве поставщиков будут выступать различные муниципальные образования на территории заданного региона, учебные заведения и др., а в качестве потребителей – муниципальные образования, фирмы, заводы и др. Не умаляя общности, в качестве иллюстрации рассмотрим ситуацию, когда поставщики и потребители соответствуют наиболее крупным картографическим объектам – муниципальным образованиям различного типа.

В качестве базового инструмента для создания ГИС были выбраны программные продукты КБ «Панорама»:

  • ГИС «Карта 2008», обеспечивающая следующие функции: возможность векторизации растровых карт, создание тематических карт и диаграмм, обеспечение связи картографических объектов с различными БД [3];

  • GIS ToolKit Free, комплект средств для разработки полнофункциональных ГИС-приложений;

  • GIS WebServer, обеспечивающий публикации интерактивных карт в сети Интернет и управления доступа к ним.

Отметим, что существует возможность легального бесплатного использования указанного программного обеспечения (при этом функции его несколько ограничены, но все же достаточны для многих задач).

В качестве СУБД была выбрана Microsoft SQL Server 2008 R2, имеющая доступную для бесплатного использования версию Express Edition, она полностью поддерживается семейством продуктов КБ «Панорама».

В качестве среды разработки был выбран программный продукт Microsoft Visual Studio 2010, а в качестве языка программирования – язык C#, позволяющий в достаточно быстрые сроки создавать приложения различного уровня сложности. Комплекс GIS ToolKit Free поддерживает разработку ГИС-приложений с помощью указанной среды разработки на выбранном языке.

На рисунках 3-6 показан интерфейс разработанного программного продукта, позволяющего открывать карты в форматах .map и .sit, редактировать в БД список направлений подготовки и характеристики, соответствующие различным картографическим объектам. Предусмотрена возможность создания тематических карт по указанным пользователем критериям с широкими возможностями настройки внешнего вида и цветовой гаммы.

На рисунке 3 представлено главное окно программы с открытой в нем картой. С помощью пунктов меню «Файл» можно открыть карту, закрыть ее и завершить работу из программы. С помощью пунктов меню «Масштаб» можно увеличить или уменьшить изображение карты в главном окне. С помощью пунктов меню «База данных» можно открыть окна, позволяющие просматривать и редактировать сведения о направлениях подготовки, пространственно-временном распределении абитуриентов и выпускников (рисунок 4).

Рис.3. Внешний вид главного окна приложения с открытой картой

Рис.4. Внешний вид окна «Абитуриенты»


На рисунке 5 показан внешний вид диалога «Тематическая карта», позволяющего для выбранных пользователем года, филиала, формы обучения, уровня подготовки и названия направления подготовки создать тематическую карту географического распределения абитуриентов или выпускников.


Рисунок 5 – Внешний вид окна «Тематическая карта»

На рисунке 6 в качестве примера показана цветная тематическая карта географического распределения абитуриентов по крупным муниципальным образованиям, полученная по запросу к базе данных, соответствующего изображенным на рисунке 5 условиям выбора. Цвет отражает интенсивность проявления выбранного признака в данном районе.


Рисунок 6 – Пример созданной тематической карты

Для разработанной ГИС системы был реализован web-интерфейс на основе продуктов GIS WebServer и GIS WebAdministrator, которые позволяют осуществлять публикацию карт и пространственных БД в сети Интернет и управлять доступом к ним [5].

В результате исследований разработана информационная модель геоинформационной системы для стратегического анализа в управлении предприятием; составлен перечень тематических карт для задач стратегического управления организацией; создан программный продукт, позволяющий использовать ГИС-технологии в стратегическом управлении организацией; реализована возможность создания web-ресурсов для размещения созданной геоинформационной системы.

Реализованный в рамках выполнения данной НИР программный продукт в данный момент находится на стадии опытной эксплуатации на кафедре информационных систем и компьютерного моделирования факультета математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета и по ее итогам может быть рекомендован к применению. В качестве дальнейшего развития темы можно указать возможность создания кроссплатформенной версии разработанного в ходе выполнения исследования программного продукта.

Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (государственный контракт 14.740.11.0965 от 05.05.2011, Министерство образования и науки Российской Федерации).


Литература:

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: М.: Экономистъ, 2006. – 293 с.

2. Захарова А.А. Автоматизация SWOT-анализа организации с применением нечетких моделей // Автоматизация и современные технологии. 2008. № 3. - С.29-34

3. Геоинформационная система «Карта 2008». Руководство пользователя [Текст]: Ногинск, 2008. – 141 с.

4. GIS ToolKit Active. Разработка ГИС приложений. Руководство программиста [Текст]: Ногинск, 2008. – 247 с.

5. Публикация карт и баз данных в Интернет. GIS WebServer. Руководство пользователя [Текст]: Ногинск, 2008. – 119 с.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегический анализ, GIS, программный продукт, стратегическое управление, Тематическая карта, внешний вид, внешняя обстановка, диаграмма развертывания, информационная модель, помощь пунктов меню.


Ключевые слова

стратегический анализ, геоинформационные технологии, тематические карты

Похожие статьи

Современные информационные системы для проведения...

стратегический анализ, внешняя среда, программное обеспечение, программа, SNW, частное облако, небольшая фирма, анализ, возможность, оценка.

Особенности построения стратегической карты как системы...

Анализ внешней и внутренней среды. Анализ стратегических альтернатив. Формирование стратегии.

Информационный капитал: наличие информационных систем, сетей инфраструктуры, необходимых для поддержки стратегии.

Обзор существующих ГИС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Они поддерживают многочисленные приложения, включают блоки векторизации картографического материала, работу с большим числом внешних устройств. Настольные ГИСпрограммные продукты...

Применение геоинформационных систем при разработке...

Большое внимание уделено практическому применению геоинформационных систем при стратегическом планировании территории.

Такая комплексная система включает в себя несколько классов программного обеспечения: ГИС (географическая информационная...

Анализ инструментов стратегического планирования

Тематические журналы. Издание книг. Анализ инструментов стратегического планирования. Автор: Хижина Мария Александровна.

Но это не полный список факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность компаний.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, менеджмент.

Основным методом анализа является построение двухмерных матриц, с помощью которых происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Модели стратегического управления деятельностью центров...

В основе современной модели стратегического управления деятельностью ЦОД находится подход, в рамках которого основами формирования

Поэтому она будет состоять из следующих внешних и внутренних компонентов. К внешним компонентам можно отнести следующие

Использование модели BSC в стратегическом управлении

Тематические журналы. Издание книг.

Стратегический анализ, как показывает опыт, требует постоянного и всестороннего изучения многочисленных изменений в экономике, науке, здравого смысла и всестороннее изучение и применения на практике информационных моделей...

Стратегическое планирование инновационного развития города

Разработать стратегический план инновационного развития города можно с помощью специальной методики.

1.2 Определение состояния внешней среды города. 2 этап. Построение модели проблемной ситуации.

Похожие статьи

Современные информационные системы для проведения...

стратегический анализ, внешняя среда, программное обеспечение, программа, SNW, частное облако, небольшая фирма, анализ, возможность, оценка.

Особенности построения стратегической карты как системы...

Анализ внешней и внутренней среды. Анализ стратегических альтернатив. Формирование стратегии.

Информационный капитал: наличие информационных систем, сетей инфраструктуры, необходимых для поддержки стратегии.

Обзор существующих ГИС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Они поддерживают многочисленные приложения, включают блоки векторизации картографического материала, работу с большим числом внешних устройств. Настольные ГИСпрограммные продукты...

Применение геоинформационных систем при разработке...

Большое внимание уделено практическому применению геоинформационных систем при стратегическом планировании территории.

Такая комплексная система включает в себя несколько классов программного обеспечения: ГИС (географическая информационная...

Анализ инструментов стратегического планирования

Тематические журналы. Издание книг. Анализ инструментов стратегического планирования. Автор: Хижина Мария Александровна.

Но это не полный список факторов внешней среды, которые оказывают влияние на деятельность компаний.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Ключевые слова: стратегическое планирование, управление, менеджмент.

Основным методом анализа является построение двухмерных матриц, с помощью которых происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Модели стратегического управления деятельностью центров...

В основе современной модели стратегического управления деятельностью ЦОД находится подход, в рамках которого основами формирования

Поэтому она будет состоять из следующих внешних и внутренних компонентов. К внешним компонентам можно отнести следующие

Использование модели BSC в стратегическом управлении

Тематические журналы. Издание книг.

Стратегический анализ, как показывает опыт, требует постоянного и всестороннего изучения многочисленных изменений в экономике, науке, здравого смысла и всестороннее изучение и применения на практике информационных моделей...

Стратегическое планирование инновационного развития города

Разработать стратегический план инновационного развития города можно с помощью специальной методики.

1.2 Определение состояния внешней среды города. 2 этап. Построение модели проблемной ситуации.

Задать вопрос