Разработка рекомендаций по совершенствованию аэронавигационного обеспечения полетов в авиакомпании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.09.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Тимофеева, А. Ф. Разработка рекомендаций по совершенствованию аэронавигационного обеспечения полетов в авиакомпании / А. Ф. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73799/ (дата обращения: 20.10.2020).



Одним из важнейших направлений в обеспечении безопасности и регулярности воздушного движения гражданской авиации является аэронавигационное обеспечение полетов.

Ключевые слова: авиационный транспорт, аэронавигационная информация, обеспечение полетов, авиация, бортовая документация, EFB.

Аэронавигационное обеспечение воздушных перевозок — это комплекс сложных систем, включающий мероприятия, осуществляемые на этапах подготовки, организации и выполнения полетов, и которое, направлено на создание условий для безопасной, точной и экономически выгодной аэронавигации.

Определяющими актуальность факторами, являются динамичные изменения окружающей среды, которые вынуждают современные компании, стремящиеся к усилению и укреплению своих позиций, всегда совершенствовать производственную деятельность. Отсюда следует, что есть актуальная проблема повышения эффективности навигационного обеспечения полетов воздушных судов. Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности авиакомпании и поспособствовать улучшению и совершенствованию производственной деятельности авиакомпании.

Одним из направлений улучшения аэронавигационного обеспечения полетов является внедрение электронной системы для введения экипажем бортовой документации.

Электронная система бортовой документации (сокр. англ. EFB) — это электронная интерактивная информационная система, на борту ВС позволяющая хранить, отображать и своевременно обновлять аэронавигационную, нормативную, летную, техническую информацию, производить расчеты взлетно-посадочных характеристик и заполнять центровочные графики.

Данная система предназначена для:

 улучшения доступа летного экипажа к оперативной информации;

 уменьшения количество бумажных документов в кабине ВС, путем замены их на электронную версию;

 оптимизации цикличности обновления эксплуатационной документации и ускорению ее доставки конечному пользователю для обеспечения лучшей точности технических и навигационных данных;

 совершенствования и упрощения процессов обновления данных;

 обеспечения точного вычисления взлетно-посадочных характеристик воздушных судов, а также параметров их загрузки и центровки, для обеспечения безопасности и оптимальности их эксплуатации.

Есть еще ряд существенных, положительных моментов, которые представлены в таблице 1 «Сравнительные характеристики бумажного и электронного способов предоставления информации», позволяющие оценить преимущество EFB.

Таблица 1

Сравнительные характеристики бумажного и электронного способов предоставления информации

Бумажный способ

Электронный способ

Доступ к информации

1. Оперативный поиск информации затруднен.

2. Разные принципы формирования сборников АНИ основных поставщиков (ЦАИ и Jeppesen) отрицательно влияют на удобство использования.

1. Эффективная поисковая система позволяет осуществлять быстрый поиск необходимых документов и страниц по ключевому слову.

2. Объем предоставляемой информации на борту ВС существенно расширяется.

Обновление информации

1. Время, необходимое для внесения поправок в сборники, — неделя.

2. Сверка документов — длительный процесс с высокой степенью вероятности ошибки.

3. Внесение поправок и комплектование бортовых чемоданов АНИ

1. Информация обновляется автоматически через Интернет.

2. Достоверность АНИ повышается за счет исключения человеческого фактора.

Вес

1. Вес чемоданов АНИ превышает на отдельных рейсах 30 кг.

1. Вес планшетов не превышает 1,5 кг.

Хранение и доставка на борт

1. Необходимо расширять складские емкости для хранения документов АНИ.

2. Доставкой чемоданов с документами АНИ занимается специальное подразделение, группа доставки АНИ (23 чел.).

1. Планшеты закреплены за конкретным бортом, не требуется организация доставки на борт и с борта ВС.

Расходы

1. Стоимость АНИ на бумажных носителях с 2005 г. повышается на 5–12 % ежегодно.

2. Таможенные расходы составляют 15 % от товарной стоимости бумажных носителей.

3. Затраты на транспортировку, обработку и хранение груза растут.

4. Затраты на приобретение чемоданов и принадлежностей увеличиваются.

1. Стоимость АНИ в электронном виде зафиксирована.

2. Информация в электронном виде налогом не облагается.

3. Транспортные расходы отсутствуют.

4. Капитальные вложения на установку комплекта EFB второго класса на одно ВС составляют от 17000 до 45000 долл. в зависимости от выбранного производителя и комплектации.

Пилотам современных воздушных судов приходится обращаться к самым разным документам. Традиционно, все эти документы существуют в бумажном виде — экипаж носит с собой чемодан с различной документацией на бумаге. Безусловно, перевод документов на электронные носители информации не только делает работу пилота более комфортной, но и повышает уровень безопасности полетов и положительно влияет на экономику авиакомпании.

Главная идея заключается в замене чемодана с документами (навигационные карты, РЛЭ, РПП, MEL, сборник действий экипажа в нестандартных ситуациях (QRH) и многие другие необходимые документы) на электронное устройство, которое может быстро предоставить пилоту необходимые данные. Это устройство называется Electronic Flight Bag (EFB), что в переводе с английского языка означает «электронный портфель полетной информации», или «электронный планшет пилота».

На рис. 1 представлено как пилот пользуется электронным портфелем полетной информации.

Пилот пользуется электронным портфелем полетной информации

Рис. 1. Пилот пользуется электронным портфелем полетной информации

Основные преимущества электронного способа — это повышение точности аэронавигационной информации за счет более оперативного обновления и исключения человеческого фактора при формировании портфеля, сокращение времени поиска и упрощение доступа к информации на земле и на борту воздушного судна, а также расширение объема предоставляемой информации и возможность производить расчеты на основании данных систем самолета.

Все эти перечисленные факторы прямо способствуют повышению уровня безопасности полетов и уменьшению рабочей нагрузки на экипаж и являются главными доводами для перехода к электронной системе бортовой документации.

Литература:

  1. FAA AC 120–76 “Guidelines for the Certification, Airworthiness, and Operational Approval of Electronic Flight Bag Computing Devices”.
  2. Electronic flight bag (EFB) software evaluation report, EASA, 2017.
  3. ФАП-128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» от 31 июля 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): EFB, бортовая документация, электронный способ, борт ВС, полетная информация, электронная система, электронный портфель, аэронавигационная информация, аэронавигационное обеспечение полетов, электронный вид.


Ключевые слова

авиация, авиационный транспорт, аэронавигационная информация, обеспечение полетов, бортовая документация, EFB
Задать вопрос