Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.09.2020

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Великий, Д. С. Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении / Д. С. Великий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73789/ (дата обращения: 25.04.2024).



Роль образования для развития творческих способностей личности неоценима. Особенно важна роль математики. Важнейшим средством формирования у школьников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью в процессе решения различных математических задач.

В ФГОС сказано, что «методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся…» [5].

В Системно-деятельностном подходе основные результаты обучения и воспитания выделяются в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. [3].

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Требования о переходе к системно-деятельностному подходу в образовании возникли в связи с необходимостью привести образование в соответствие с потребностями рынка труда. С введением этого подхода в систему образования становится возможным на ранних этапах готовить целенаправленно качественных специалистов. Все более очевидной становится потребность оценивать результаты педагогического образования, не ограничиваясь качеством знаний.

Компетентностный подход, входящий в системно-деятельностный подход позволяет моделировать результаты обучения и их представления как нормы качества образования.

Такой подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность учащихся действовать в различных проблемных ситуациях , то есть основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции.

Рассматривая этот вопрос у различных авторов в работах Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, И. А. Зимней, Ю. Н. Емельянов, Л. И. Анцыферова мы сталкиваемся с неоднозначностью трактовки самих понятий «компетенция» и «компетентность» и с проблемой соотношения этих понятий.

Ряд авторов рассматривает компетентности (компетенции) как составляющие части общей компетентности человека (специалиста). Так, например [3].

Известна позиция А. В. Хуторского, который предлагает под компетенцией понимать «некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащегося», а термин «компетентность» использовать для фиксирования уже состоявшихся качеств личности, «владения, обладания человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6].

Из вышеизложенного делаем вывод^ компетенция и компетентность — это разные понятия, компетентность включает в себя разного рода компетенции, то есть является более широким понятием. Понятия компетенций, компетентностей значительно шире, чем понятия знаний, умений, навыков, так как включают в себя ещё и направленность личности (способность преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер — самостоятельность, целеустремленность, волевые качества и т. п.).

Рассмотрев этот теоретический вопрос, пред учителями стоит задача преобразовать учебный процесс и его компоненты. На уроках математики это позволят сделать подбор задач со специфической фабулой, которые помогают в развитии исследовательских компетенций.

Нередко случается так, что, решая практические задачи в совершенно разных отраслях, специалисты приходят к одной и той же математической модели.

Возьмем, например, способ нахождения наибольших и наименьших значений функции с помощью производной, данный метод активно применяется для решения множества практических задач, возникающих в разных отраслях человеческой деятельности. На сегодняшнее время, в частности в связи с научно-техническим прогрессом, применение дифференциального исчисления становится все более актуальным для специалистов.

Из выше сказанного мы видим, что при прохождении различных тем, на уроках можно решать не просто задачи из учебника, а выбирать именно практико-ориентированные задания.

Приведём примеры таких заданий из темы Производные :

  1. Требуется вырыть канал прямоугольного сечения, глубиной 1 м. При какой ширине канал будет иметь гидравлически наивыгоднейший профиль? [6].

Рис. 1

Найдем, при каком отношении глубины канала к ширине, канал будет иметь гидравлически наивыгоднейший профиль. Пусть — ширина канала,

— его живое сечение, — смоченный периметр . Тогда глубина канала , а его смоченный периметр (рис. 1):

. Требуется найти наименьшее значение функции на промежутке . Найдем производную:

Так как при и

при , таким образом, функция в точке достигает наименьшего значения.

Итак, ширина канала в рассматриваемом случае должна быть , глубина , а искомое отношение равно . То есть, при глубине канала в 1 м, наиболее оптимальная ширина b равна: м

2.Необходимо проложить канал, сечение которого — сегмент (рис. 2). Каким должен быть центральный угол , чтобы канал имел гидравлически наивыгоднейший профиль?

C:\Users\user\Desktop\5.png

Рис. 2

Пусть R — радиус круга. Живое сечение канала найдем как разность площадей сектора и треугольника:

. Отсюда получаем, что

; , и значит, смоченный периметр равен:

.

Исследуем более простую функцию . При имеем

. Так как и на рассматриваемом интервале, то производная на определена и отрицательна. Поэтому функция

, а значит, и убывает на . Следовательно, функция достигает наименьшего значения при . В сечении канала должен быть полукруг.

3. С помощью измерительных приборов было выявлено, что высота Эвереста над городом Катманду составляет 5768 м, пользуясь этими данными нужно определить высоту ландшафтного превышения Эвереста над Катманду, если расстояние между ними ≈ 150 км.

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

Рис. 3

Высота превышения Эвереста над Катманду равна сумме значений, полученных с помощью измерительных приборов и дополнительной поправки на кривизну земли

Определим значение той самой дополнительной поправки. Рассмотрим рис.1, на котором изображена поверхность океана, где точка O — центр Земли. Пусть точка C лежит на поверхности, а точка B принадлежит горизонтальной плоскости (проходящей через точку C по касательной Земли). В таком случае, так как угол между лучом CB и горизонтальным направлением равен нулю, то, глядя из точки C , нам покажется, что B и C находятся на одном уровне. Поэтому, мы допустим поправку на кривизну Земли:

где

Величина Ɩ относительно мала по сравнению с величиной R . Поэтому для вычисления можно воспользоваться приближенной формулой , полученной (с помощью производной) из учебника «Алгебра и начало анализа 10–11класса». [5] Положив в этой формуле , , мы получим указанное выше выражение для . [5]

;

Подставляем имеющиеся значения в выведенную формулу и получаем (радиус земли берем 6 317 км):

км, то есть ландшафтное превышение Эвереста над Катманду составляет приблизительно 5768 м + 1781 м = 7549 м.

C:\Users\user\Desktop\Безымянный.png

Рис. 4

4. Необходимо построить производственное здание с плоской крышей с высотой 9 м и шириной 6 м. С какой минимальной длинной стрелы крана возможно осуществить постройку (высоту автомобильного крана брать 2 м над землей).

Пусть высота здания — H, а ширина — 2Ɩ. Нам нужно найти длину стрелы крана всего до середины крыши (середину считаем по ширине) тогда кран достанет до любой точки здания.

Рассмотрим кран (рис. 4)., который, находясь в точке , дотягивается до середины крыши. Пусть угол наклона стрелы при этом составляет . Тогда

; ; ;

, где высота подвеса стрелы крана. В таком случае длина стрелы (2).

Из формулы (2) видно, что потребуется кран с другой длиной стрелы, так как при таком перемещении крана меняется угол α .

Определим наивыгоднейшее место установки крана (такое место, в котором крану понадобится стрела с наименьшей длиной). Для этого достаточно определить, при каком из промежутка функции принимает наименьшее значение. Найдем производную функции Ɩ:

. Рассуждая теперь так же, как и при решении задачи 2.2, находим, что функция достигает наименьшего значения при (3). Найдя из формулы (3) значение , которое равно и подставив в формулу (2), мы получим наименьшее возможное значение длины стрелы а именно

= .

Как видно решение практико-ориентированных задач, проходит через применение исследовательских рассуждений, это позволяет учащимся пройти через основные этапы исследования, что способствует формированию их исследовательской компетенции.

Решая исследовательскую задачу, человек познает много нового: знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче, с применением математической теории к ее решению, познает новый метод решения или новые теоретические разделы математики, необходимые для решения задачи. Исследовательские задачи создают условия для проявления творческой активности учащегося, выражающейся в стремлении познать объективно новые факты, используя теорию научных исследований. При решении исследовательских задач ученик обучается применять математические знания к практическим нуждам.

Литература:

  1. Гребенюк, Е. В. Общекультурная компетентность современного учителя [Текст]: Е.В Гребенюк / Материалы конференции «Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2010 года» / ГОУ ВПО «Российск государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».- Санкт-Петербург: НИИ непрерывного педагогического образования, 2011
  2. Золотовскова, А. А Психологические особенности СЛК [Текст]: курсовая работа / А.А Золотовскова/ руководитель: М. В. Кормильцева, Институт психологии, кафедра психологии профессионального развития — Екатеринбург 2009.-32 с.
  3. Ильязова, М. Д. Компетентность, компетенция, квалификация — основные направления современных исследований [Текст] / М. Д Ильязова. // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 1.
  4. Мордкович А. Г. Алгебра и начало математического анализа, 10–11 классы, В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений (профильный уровень)/А. Г. Мордкович. — 10-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2019. — 399 с.
  5. Федеральный государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования [Текст]: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.06.2012.
  6. Хуторской, А.В Ключевые компетенции и образовательные стандарты: [Текст]: доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. — Центр «Эйдос». [Электронный ресурс]. URL: www.eidos.ru/news/compet/htm.
Основные термины (генерируются автоматически): наименьшее значение, длина стрелы, задача, Катманду, наивыгоднейший профиль, смоченный периметр, глубина канала, кривизна Земли, ландшафтное превышение Эвереста, наименьшее значение функции.


Похожие статьи

Сложности изучения понятий «периметр» и «площадь»...

При изучении темы «Периметр» необходимо увеличить количество практических задач. Лучше всего учащиеся усвоят материал тогда, когда сами походят по школьному

Перед изучением темы «Площадь» нужно включить задания на нахождение периметра на каждом уроке.

Похожие статьи

Сложности изучения понятий «периметр» и «площадь»...

При изучении темы «Периметр» необходимо увеличить количество практических задач. Лучше всего учащиеся усвоят материал тогда, когда сами походят по школьному

Перед изучением темы «Площадь» нужно включить задания на нахождение периметра на каждом уроке.

Задать вопрос