Международная система предупреждения транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов, полученных преступным путем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.09.2020

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Солдатенкова, Е. А. Международная система предупреждения транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов, полученных преступным путем / Е. А. Солдатенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73784/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются эффективные методы и практически реализуемые способы борьбы с организованной преступностью во всех ее проявлениях. При этом разработка, организация и применение мероприятий по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, рассматриваются с учётом новейших тенденций развития криминологической науки. Легализация доходов, полученных от совершения преступлений, как правило, коррупционного характера, являет собой яркий пример наиболее сложного социально-экономического взаимодействия в контексте изучения транснациональной организованной преступности. Система выявления и превенции представляет собой важный институт противодействия отмыванию теневых капиталов.

Ключевые слова: транснациональная преступность, организованная преступность, международное право, предупреждение преступности, преступный траффик, интернациональная преступность, система превентивных мер, отмывание денежных средств.

На рост транснациональной преступности в сфере отмывания денежных средств оказывают прямое влияние следующие факторы:

− увеличение количества межгосударственных экономических, торговых и социальных связей (контактов);

− общая глобализация большей части международных отношений;

− активное взаимодействие межнациональных денежных (валютных) сетей, позволяющих совершать быстрый перевод денежных средств в любую страну электронным способом;

− значительный рост должностных и коррупционных преступлений [1].

Так, например, субъектами, преступлений в сфере отмывания средств могут выступать [2, с.14]:

− банковские служащие, участие которых зачастую заключается в предоставлении фиктивных банковских гарантий или манипуляциях с кредитными историями;

− исполнитель, вступающий заговор с должностным лицом (заказчиком) либо с другими участниками конкурентного конкурса (как правило, в форме подачи заявки с демпинговыми ценами или возмездного отзыва предложения);

− контрабандист, осуществляющий реальное перемещение денежных средств, полученных с банковского счета посредством отмывания.

Таким образом, международная система предупреждения транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов — это деятельность государств и международных организаций по согласованию и координации усилий по оказанию правовой помощи по уголовным делам, розыску преступников, защите населения от сомнительных экономических операций, определению основных направлений борьбы с экономическими преступлениями, выявлению и пресечению деятельности криминальных лиц, организующих и исполняющих преступные деяния по отмыванию денежных средств.

Основную роль в организации международно-правовой борьбы с экономической преступностью на межгосударственном уровне играет Экономический и Социальный Совет Организации объединённых наций (ЭКОСОС ООН), а также Совет Безопасности (СБ) указанной организации и Контртеррористический комитет ООН (КТК ООН). Главным органом в данной сфере является Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпол), которое имеет возможность оперативно реагировать на изменение криминальной обстановки, получать и обобщать информацию о преступлениях и правонарушениях, осуществлять розыск преступников [3].

Для эффективного отслеживания и пресечения отмывания преступных средств необходимо установить надежную и разветвленную национальную агентурную сеть по отслеживанию коррупционных схем. Также необходимо производить работу в оперативно-розыскной области. Необходимо наладить систему, при которой обмен информацией будет доступен и эффективен. Если говорить о конкретных мерах, то здесь можно выделить усилия, направленные на сбор и анализ разведывательной и контрразведывательной информации об организованных преступных группировках, представляющих наибольшую угрозу безопасности государства [4, с.70].

Международная система предупреждения транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов включает:

  1. оперативная реализация мер по блокировке установленным порядком активов и сделок с такими активами, принадлежащим преступным группировкам и их пособникам, подпадающим под юрисдикцию национальной полиции и НЦБ Интерпола;
  2. увеличение осведомленности и создание стимулов и альтернативы для частного сектора по сокращению содействия транснациональной организованной преступности;
  3. разработка механизма, который сделал бы несекретные данные о транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов доступными для партнеров из частного сектора;
  4. повышение возможностей на национальном и международном уровнях для борьбы с участившейся преступностью в сфере незаконных трансферов и укрепление международного потенциала для использования в криминалистической и судебной практике обработки цифровых доказательств;
  5. выявление иностранных законов, учреждений, или классов сделок как имеющих первоочередные задачи по отмыванию денежных средств;
  6. установление иностранцев, имеющих коррумпированные связи в транснациональной организованной преступности, с целью выявления, замораживания, ареста и будущей после судебного решения конфискации их активов.

Наряду с этим, необходимо обеспечить безопасное взаимодействие между аналитиками и агентами, собирающими информацию. Необходимо финансово обеспечить проведение оперативных мероприятий и мониторинг существующих известных транснациональных группировок.

Также важным является установление взаимоотношений со службами разведки на международном уровне, что невозможно без грамотной внешней политики страны и развития уже имеющихся связей с иными службами, а также другими странами [5, с.76].

Так, крайне важно государственное способствование более тесным связям правоохранительных органов и разведывательных служб с федеральными, государственными, местными, племенными и территориальными органами. Таким образом, при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, появляются возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасений потерпевших на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, чтобы это не наносило ущерба правам защиты в делах об отмывании теневых капиталов [6].

Тем не менее, существующая на данный момент правовая база борьбы с экономической организованной преступностью довольно объемна и позволяет эффективно реализовывать все поставленные задачи в соответствии с нормами международного права, а также внутреннего законодательства.

Подводя итог рассмотрению вопроса криминологической характеристики транснациональной организованной преступности, необходимо отметить, что, несмотря на достаточно глубокий уровень изученности вопроса об указанном виде преступности, текущие показатели транснациональных преступлений в данной сфере снижаются незначительно и, в основном, за счет усложнения теневых схем, а также расширения круга лиц, способных стать субъектами подобных преступлений.

Литература:

  1. Житкова, Е. Л. Способы легализации имущества, добытого заведомо незаконным путем / Е. Л. Житкова. — Текст: непосредственный // Гражданин и право. — 2006. — № 3. — С. 81–92.
  2. Максимов, С. В. Краткий криминологический словарь / С. В. Максимов. — Москва: Юристъ, 2005. — 32 c. — Текст: непосредственный.
  3. Клейменов М. П. Криминология: учеб. / М. П. Клейменов. — Москва: Норма, 2011. — 448 с. — Текст: непосредственный.
  4. Танющева, Н. Ю. Теория финансового мониторинга / Н. Ю. Танющева. — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. — 243 c. — Текст: непосредственный.
  5. Белоцерковский, С. Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы её оптимизации / С. Д. Белоцерковский. — Москва: Российская криминологическая ассоциация, 2011. — 585 c. — Текст: непосредственный.
  6. Трунцевский, Ю. В. Понятие транснационального преступления / Ю. В. Трунцевский. — Текст: непосредственный // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2014. — № 3. — С. 9–12.
Основные термины (генерируются автоматически): транснациональная организованная преступность, сфера отмывания доходов, внутреннее законодательство, международная система предупреждения, международный уровень, организованная преступность, отмывание, розыск преступников, транснациональная преступность, частный сектор.


Ключевые слова

международное право, предупреждение преступности, отмывание денежных средств, организованная преступность, транснациональная преступность, преступный траффик, интернациональная преступность, система превентивных мер

Похожие статьи

Противодействие легализации доходов, полученных преступным...

В статье исследуется международный опыт и специфика институционального обеспечения в сфере противодействия и предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем. Обобщен опыт международных организаций...

Похожие статьи

Противодействие легализации доходов, полученных преступным...

В статье исследуется международный опыт и специфика институционального обеспечения в сфере противодействия и предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем. Обобщен опыт международных организаций...

Задать вопрос