Компетенция и функции России и Китая в Совете безопасности ООН | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.09.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бураменская, В. А. Компетенция и функции России и Китая в Совете безопасности ООН / В. А. Бураменская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73771/ (дата обращения: 20.10.2020).



В статье рассматривается : осуществление компетенций и функций, принадлежащих Российской Федерации и Китаю как членам Совета Безопасности ООН, которые выступают одним из важных направлений внешний политики данных государств. В рамках функций членов Совета безопасности Организации Объединённых наций Россия и Китай осуществляют мероприятия, направленные на сохранение мира между народами и всеобщей безопасности, разработку планов, методов и условий урегулирования межгосударственных конфликтов, имеют право на применение санкционированных ООН способов воздействия для предотвращения или прекращения акта агрессии, в соответствии с резолюциями — осуществление военных действий против страны-агрессора, проведение миротворческих и гуманитарных миссий и т. д.

Ключевые слова: Совет Безопасности ООН, Организация Объединённых Наций, международная угроза, акт агрессии, постоянный член Совета Безопасности, реформа Совета Безопасности ООН, право вето.

Совет Безопасности выступает центральным органом Организации Объединённых Наций. Цель его деятельности — поддержание мира среди всех государств через определение факта наличия международной угрозы или акта агрессии, а также последующего призыва урегулирования межгосударственных споров мирным путём и разработки методов и условий их разрешения в соответствии с принципами международного права [1, с.311]. Однако, в случае если вышеуказанные меры не приносят ожидаемых результатов, Совет Безопасности в силу своего высокого международного положения может санкционировать применение силы в отношении государства-агрессора, направлять военных наблюдателей и миротворческие силы ООН на конфликтную территорию.

В соответствии с Уставом Организации объединённых наций [2] её Совет Безопасности наделён нижеуказанными полномочиями и функциями по:

а) поддержанию безопасности и мира между народами согласно принципам и целям ООН;

б) расследованию любых конфликтных спора или ситуации, потенциально или реально содержащих угрозу международным отношениям;

в) вынесению рекомендаций о методах и способах разрешения указанных споров и условий минимизации их последствий;

г) разработке планов по определению угроз мирному сосуществованию и определению акта агрессии, а также предложению мер для предотвращения этих угроз;

д) ведению членами ООН экономических и иных санкций и мер для предупреждения, пресечения и прекращения агрессии, которые не являются силовыми;

е) осуществлению совместных, санкционированных международным сообществом военных мер в отношении агрессора;

ж) даче заключений о включении в ООН новых членов и условий, в соответствии с которыми и при их исполнении страны могут стать участниками международных судебных органов;

з) реализации функции ООН по «опеке» в проблемных и особо важных «стратегических» областях международных отношений и территориях;

и) даче Генеральной Ассамблее ООН предложений о кандидатурах для назначения на пост Генерального секретаря организации, а также при участии Ассамблеи — по выбору судей Международного Суда [3].

Совет Безопасности ООН в настоящее время состоит из 15 стран-членов, представляющих наиболее влиятельные на международные отношения народы и территории. Российская Федерация в качестве правоприемницы Союза Советских Социалистических Республик, Китай (Китайская Народная Республика), Соединенные Штаты Америки (США), Великобритания (точнее — Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) и Франция, как страны-победители во Второй Мировой войне, обладают полномочиями постоянных членов Совета Безопасности Организации объединённых наций [2].

Следовательно, к полномочиям Китая и России как на постоянных членов Совета Безопасности ООН, отнесены перечисленные далее права, компетенции и функции: принятие действий по обеспечению международных безопасности и мира; разработка планов, методов и условий урегулирования конфликтов; применение санкционированных ООН способов воздействия для предотвращения или прекращения акта агрессии; в соответствии с резолюциями; осуществление военных действий против страны-агрессора, проведение миротворческих и гуманитарных миссий и т. д.

Специальный статус постоянного члена предоставляет Российской Федерации и Китаю особую компетенция относительно права участия в голосованиях в Совете Безопасности ООН — право вето. Оно заключается в том, что все акты Совета Безопасности ООН, то есть принимаемые им решения, только тогда признаются принятыми, если голоса «за» их принятие отдали 9 из 15 членов Совета Безопасности ООН. При этом важнейшим является правило, согласно которому решение является принятым, если в число этих девяти голосов «за» вошли все голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. То есть, при голосовании «против» даже только одного из таких вышеуказанных постоянных членов Совета Безопасности, решение данного органа не будет принято.

Таким правом вето в последние годы активно пользуются Россия и Китай, при чем выражая своё отрицательное мнение по различным вопросам совместно. Например, только за 2019 год Российская Федерация и Китай вместе проголосовали против принятия трёх проектов резолюций — двух проектов относительно положения на Ближнем Востоке и одному — по ситуации в Боливарианской Республике Венесуэла [4]. Также в период с 2011 по 2017 год Россия и Китай накладывали вето на шесть проектов резолюций.

Анализируя такую тенденцию, можно говорить о том, что Российская Федерация и Китай проводят совместную политику в деятельности Совета Безопасности. Это связано с тем, что в новейшее время 21-го века в результате появления на глобальном и региональных уровнях новых острых вызовов и угроз, России и Китаю стало необходимо искать более тесные пути сотрудничества для решения общих проблем. Такое сотрудничество смогло показать свою эффективность, так как было основано на общих для двух государств национальных интересах — необходимости справедливого мироустройства, стратегической стабильности, усилении роли ООН в регулировании отношений между государствами и т. д.

При современной расстановке сил на международной арене, когда развитые государства пытаются использовать процессы глобализации для приобретения собственных геополитических и экономических преимуществ, отличная от других стран позиция по этому вопросу Китая и России имеет важное значение, так как эти государства через свою деятельность в Совете Безопасности реализуют правила об уважении интересов каждого государства мирового сообщества, соблюдении суверенитета каждого государства и народа, уважении права народов на независимый выбор своего пути развития [5].

Примером такого выполнения своих функций в сфере деятельности Совета Безопасности является активная позиция Китая и России по поводу реформирования Совета Безопасности. Реформирование Совета Безопасности считается основной частью реформ Организации Объединённых Наций и включает в себя необходимость расширения количества членов Совета Безопасности [1, с.312–313]. Россия и Китай предлагают расширить список постоянных членов Совета Безопасности, включив туда Бразилию, Германию, Индию и одну из стран Африки. Реформа должна дать ещё большему количеству стран право поочерёдно участвовать в работе Совета Безопасности.

Российская Федерации и Китайская Народная Республика являются в настоящее время влиятельными государствами в мире и для выполнения роли постоянных членов Совета Безопасности должны осуществлять диалог, а также согласовывать реализацию своих функций и компетенций в Совете Безопасности ООН при поиске ответов на важные международные и региональные вопросы. Москве и Пекину необходимо упрочить стратегическое взаимодействие в международной сфере, чтобы сохранять справедливый миропорядок.

Литература:

  1. Валеев, Р. М. Международное право. Особенная часть: Учебник. / Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. — Москва: Статут, 2010. — 624 c. — Текст: непосредственный.
  2. Устав Организации Объединенных Наций (подписан 26 июня 1945 года в г. Сан-Франциско). — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: [официальный сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 24.09.2020).
  3. Функции и полномочия Совета Безопасности ООН. — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: [официальный сайт]. — URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/functions-powers (дата обращения: 24.09.2020).
  4. Вето в Совете Безопасности — Китай. — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: [официальный сайт]. — URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/veto-china (дата обращения: 24.09.2020).
  5. Цзоу, Л. Международное российско-китайское взаимодействие в рамках организации Объединенных наций (ООН) и региональной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) / Л. Цзоу, О. Ф. Лейченко, В. Ф. Печерица. — Текст: непосредственный // ИСОМ. — 2016. — № 2–1. — С. 13–25.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, россия, российская Федерация, Совет Безопасности, Совет Безопасности ООН, член Совета Безопасности ООН, акт агрессии, государство, разработка планов, член Совета Безопасности.


Ключевые слова

Совет Безопасности ООН, Организация Объединенных Наций, международная угроза, акт агрессии, постоянный член Совета Безопасности, реформа Совета Безопасности ООН, право вето
Задать вопрос