Сбалансированная система показателей и ее применение для повышения эффективности работы предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.09.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Руденко, А. А. Сбалансированная система показателей и ее применение для повышения эффективности работы предприятия / А. А. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73749/ (дата обращения: 20.10.2020).



На примере предприятия АО «Молочный комбинат Благовещенский» представлен механизм внедрения системы сбалансированных показателей.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие

Актуальность темы обусловлена тем, что в современной экономике сбалансированная система показателей (сокращенно — ССП) стала чрезвычайно удобной моделью, предоставляющей новые аналитические возможности для руководства предприятия, что обусловлено следующими причинами, представленными на рисунке 1.

Причины внедрения сбалансированной системы показателей [2, c. 114]

Рис. 1. Причины внедрения сбалансированной системы показателей [2, c. 114]

Итак, внедрение ССП на предприятии призвано способствовать развитию основных процессов, от которых зависит эффективное функционирование предприятия.

История создания концепции сбалансированной системы показателей (ССП) берет начало в конце 80-х годов XX века, когда Norlan Norton Institute — исследовательский центр всемирно известной аудиторско-консалтинговой компании KPMG Peat Marwick — приступил к изучению вопроса качества управления, а также поиску инструментов, обеспечивающих его повышение. Исследование проводилось с единственной целью: выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса [1].

В рамках исследования Роберт Каплан и Дэйвид Нортон пришли к выводу, что компании слишком сильно ориентируются на финансовые показатели [3, c. 19].

Сбалансированная система показателей в классическом варианте должна содержать четыре составляющих (перспективы), отражающие стратегически важные аспекты деятельности компании. Между составляющими существуют четкие причинно-следственные связи, что представлено на рисунке 2.

Составляющие сбалансированной системы показателей

Рис. 2. Составляющие сбалансированной системы показателей

Для каждой из четырех перспектив разрабатываются свои стратегические цели.

Финансы — типичными целями финансовой перспективы являются: увеличение рентабельности продукции, рентабельности собственного капитала, чистого денежного потока, чистой прибыли и другие;

Клиенты — в рамках клиентской перспективы руководители определяют ключевые сегменты рынка, на которых компания намеревается сосредоточить свои усилия.

Бизнес–процессы — цели перспективы «бизнес–процессы» фокусируются на процессах, которые влияют на достижение намеченных финансовых результатов и удовлетворение покупателей.

Обучение и развитие — перспектива «обучение и развитие» определяет инфраструктуру, которую организация должна выстроить для обеспечения роста и развития в долгосрочной перспективе [6, c. 247].

На примере АО «Молочный комбинат Благовещенский» рассмотрим особенности внедрения сбалансированной системы показателей.

АО «Молочный комбинат Благовещенский» — один из крупнейших на Дальнем Востоке. Адрес компании: 675028, Россия, Амурская область, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 22 [5]. В настоящее время комбинат вырабатывает более шестидесяти наименований молочной и молокосодержащей продукции. Продукция АО «Молочный комбинат Благовещенский» предназначена для широкого круга покупателей и разработана с учетом последних тенденций в молочной промышленности. Продукция компании сертифицирована и имеет все необходимые документы, сертификаты качества и лицензии. Персонал АО «Молочный комбинат Благовещенский» насчитывает почти 400 человек, среди них — опытные специалисты, настоящие мастера своего дела, с успехом передающие свой богатый производственный опыт более молодому поколению.

Миссия предприятия: «Мы производим лучшую молочную продукцию наивысшего качества для самых взыскательных клиентов. Качество, прекрасный вкус и вековые традиции изготовления молочной продукции — вот основные принципы, которыми руководствуется компания в своей работе» [5].

По результатам анализа деятельности составлена стратегическая карта для АО «Молочный комбинат Благовещенский». Представим ее на рисунке 3.

Стратегическая карта системы сбалансированных показателей [составлено автором]

Рис. 3. Стратегическая карта системы сбалансированных показателей [составлено автором]

Для достижения миссии компания решается стратегические задачи, которые сгруппированы в стратегической карте системе сбалансированных показателей в таблице 1.

Таблица 1

Стратегическую карту системы сбалансированных показателей по периодам [составлено автором]

Показатели

2019 (факт)

2020 (прогноз)

2021 (план)

2022 (план)

2023 (план)

Финансы

Увеличение прибыли от реализации

увеличение выручки

2840395

3100000

3720000

4464000

5356800

увеличение прибыли

71135

75000

90000

108000

129600

Клиенты

Поиск новых клиентов

Общее количество новых клиентов

10

12

15

17

20

заключение договоров на сотрудничество

8

10

15

17

20

Повышение лояльности клиентов

средняя просрочка по срокам выполнения новых разработок

5

5

0

0

0

среднее время на доработку продукта

10

10

6

5

5

общее количество дней на доработку продукта

5

4

4

2

2

Бизнес-процессы

Повышение производи-тельности труда

отношение фактических затрат к нормативным

2,5

2

2

1,5

1

непроизводительные затраты времени

0,8

1

1

0,5

0,3

Обучение и развитие

Совершенство­вание системы управления персоналом

доля молодых специалистов

0,5

0,5

0,7

0,8

0,8

доля специалистов с высшим образованием

0,5

0,5

0,7

0,8

0,8

количество человек в резерве

4

7

10

10

10

Таким образом, характеризуя стратегическую карту системы сбалансированных показателей по периодам можно отметить следующее:

  1. Финансы: планируемое ежегодное увеличение выручки на 20 % к уровню предыдущего года начиная с 2021 года приведет к тому, что в рассматриваемом периоде выручка вырастет на 2516405 тыс. руб., а прибыль — на 58465 тыс. руб. к уровню 2020 года (прогноз). При этом в 2023 году прибыль должна составить 129600 тыс. руб., что безусловно должно свидетельствовать о росте эффективности работы предприятия;
  2. Клиенты: для достижения целей увеличения прибыли планируется увеличить количество новых клиентов (контрагентов) компании в 2 раза до 20 шт., а также направить усилия компании на повышение лояльности клиентов, сократив до 0 количество дней средней просрочки по срокам выполнения новых разработок, сокращая среднее время на доработку продукта с 10 до 5 дней, а также сокращая общее количество доработок с 5 до 2 штук по продукту. Данные мероприятия будут способствовать повышению лояльности клиентов, что положительным образом будет способствовать росту выручки и прибыли предприятия;
  3. Бизнес-процессы: для улучшения качества обслуживания клиентов необходимо совершенствовать бизнес-процессы компании. Так, планируется сократить отношение фактических затрат к нормативным с 2,5 до 1, т. е. сроки работ по проекту должны быть в строгом соответствии с нормативами, утвержденными на предприятии. Кроме этого, непроизводительные затраты времени по проекту необходимо сократить с 0,8 до 0,3 час в день. Далее планируется полностью ликвидировать непроизводительные затраты времени.
  4. Обучение и развитие: для совершенствования бизнес процессов компании необходимо привлечение на предприятие молодежи, которая отличается высокой производительностью выполняемых работ, лучшей обучаемостью современным информационным технологиям и знаниям в этой области. Планируется увеличить долю молодых специалистов с 50 до 80 %. Однако не следует полностью отказываться от труда высококвалифицированных специалистов. Смена специалистов должна проходить максимально мягко, для этого необходимо последовательная передача знаний и опыта работы, что возможно при увеличении кадрового резерва предприятия — по плану с 4 до 10 человек.

Итак, предложенные мероприятия позволят предприятию сформировать сбалансированную систему показателей АО «Молочный комбинат Благовещенский», которая может быть использована не просто как комплексный индикатор состояния предприятия, а как система управления, которая обеспечивает связь между стратегическими начинаниями собственников или топ-менеджмента и операционной деятельностью менеджмента предприятия.

Литература:

  1. Внедрение сбалансированной системы показателей. http://fd.ru (дата обращения 18.09.2020)
  2. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 320 с.
  3. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты / Р. Каплан, Д. Нортон. — М.: Олимп-Бизнес, 2017. — 512 с.
  4. Коровина, В. А. Управление промышленным предприятием на основе сбалансированной системы показателей: дис... канд экон. наук: 08.00.05. — Челябинск, 2018. — 177 с.
  5. Официальный сайт АО «Благовещенский молочный комбинат». http://www.amurmilk.ru (дата обращения 20.09.2020)
  6. Шуров, В. В. Сбалансированная система показателей деятельности логистической компании // Экономические науки. — № 3(76). — 2017. — С. 247–251.
Основные термины (генерируются автоматически): Молочный комбинат, сбалансированная система показателей, доработка продукта, непроизводительная затрата времени, повышение лояльности клиентов, стратегическая карта системы, KPMG, доля молодых специалистов, система управления, стратегическая карта.


Задать вопрос