Понятие стадий административного судопроизводства в отечественном законодательстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.09.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кислицин, Д. Н. Понятие стадий административного судопроизводства в отечественном законодательстве / Д. Н. Кислицин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73721/ (дата обращения: 20.10.2020).



В данной статье автором проводится исследование понятия стадий административного судопроизводства в России. На основе проведенного анализа правовых источников и научной доктрины предлагается классификация стадий административного судопроизводства, а также особенности стадий административного судопроизводства.

Ключевые слова: административное судопроизводство, административная юстиция, стадии административного судопроизводства.

In this article, the author investigates the concept of stages of administrative proceedings in Russia. Based on the analysis of legal sources and scientific doctrine, a classification of the stages of administrative proceedings is proposed, as well as features of the stages of administrative proceedings.

Keywords: administrative judicial proceedings, administrative justice, stages of administrative proceedings.

Выделение административного судопроизводства в качестве самостоятельного вида обусловлено Конституцией РФ: статья 118 закрепляет его наравне с конституционным, гражданским, арбитражным и уголовным судопроизводством [1]. Именно это и стало причиной разработки и принятия Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) в рамках соответствующей реформы в 2015 году [2]. Однако исследование данного нормативного-правового акта в целях определения стадий административного судопроизводства должно предварять определение понятия и признаков стадии судопроизводства, которая, кстати, как структурная часть процесса характерна для всех видов производства в России.

Традиционно в отечественной правовой доктрине стадия судопроизводства определяется как «совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами». Именно такой подход был предложен М.Я Масленниковым, с чем нельзя не согласиться [4, с. 62]. Значение стадий заключается в том, что они способствуют своевременному и качественному продвижению дела для его рассмотрения и разрешения по существу, поэтому стадии судопроизводства характеризуют следующие признаки.

Во-первых, самостоятельный характер, который в первую очередь проявляется в решении специфических задач, свойственных и присущих только данному конкретному этапу судопроизводства.

Во-вторых, наличие определенных субъектов, которые наделены соответствующими правами и обязанностями в рамках данной стадии.

В-третьих, каждую стадию характеризует только присущий ей объем процессуальных действий, совершаемых на данном этапе и в четко определенной законом последовательности, а также в рамках установленных законодательством сроках, на что обращает внимание Ю.В Ким [3, с. 91].

В-четвертых, оформление принятого в рамках данной стадии решения процессуальным документом, выступающего по мнению М. С. Павловой в качестве «подведения итога проведенной деятельности» [5, с. 36].

Используя выделенные признаки стадии судопроизводства, на основе анализа норм КАС РФ необходимо констатировать, что в административном судопроизводстве должны быть выделены следующие стадии.

Поскольку административное судопроизводство характеризует отсутствие досудебной деятельности, то первой стадией выступает производство в суде первой инстанции. Особенность данной стадии заключается в том, что правовому регулированию ее общих правил посвящен раздел III КАС РФ, в то время как раздел IV, состоящий из пятнадцати глав, содержит особенности, характеризующие отдельные виды производств по административным делам.

Анализ данных норм показывает, что указанной стадии свойственно наличие этапов, каждый из которых характеризуется своей конкретной задачей и выполняемыми действиями: во-первых, предъявление административного иска, в рамках которой заявитель обращается в суд и инициирует начало судопроизводства, во-вторых, подготовка дела к судебному разбирательству, которая позволяет суду исследовать имеющиеся материалы, в-третьих, судебное разбирательство, которое заключается в непосредственном исследовании доказательств, заслушивании свидетелей, проведение необходимых экспертиз и др., в-четвертых, вынесение на основе разбирательства решения.

Как и в арбитражном, уголовном и гражданском процессе административное судопроизводство позволяет обжаловать не вступившие в законную силу решения в рамках апелляционного судопроизводства, выступающего в качестве второй стадии административного производства (глава 34 КАС РФ).

Сущность апелляционного обжалования заключается в предоставлении возможности проверить законность и обоснованность вынесенного решения до его вступления в силу посредством исследования материалов дела в полном объеме. Это выступает в качестве важной гарантии соблюдения права человека на справедливое судебное разбирательство, предоставленное Конституцией РФ.

В доктрине права существуют дискуссии о признании исполнения решения в качестве самостоятельной стадии административного судопроизводства.

Сторонники данного подхода аргументируют это тем, что после апелляционного обжалования решение приобретает все необходимые свойства для его исполнения и претворения в жизнь, в связи с чем фактически административное судопроизводство и переходит на стадию его исполнения.

Однако противники данного подхода указывают на расплывчатость положения данной стадии: она может наступить и ранее, если участвующие в деле лица не обратятся в апелляционную инстанцию. Это осложняет определение места исполнения решения среди иных стадий административного судопроизводства

Полагаем необходимым поддержать сторонников данного подхода, указав при этом на то, что стадия исполнения решения наступает после вступления решения в законную силу, что может быть осуществлено как по истечении срока на апелляционное обжалование, так и после апелляционного судопроизводства. Однако при этом важной особенностью будет являться то, что исполнение решения идет параллельно со следующими стадиями административного судопроизводства, на которых осуществляет обжалование вступившего в законную силу решения.

Необходимо поддержать И. В. Панову в том, что в отношении вступивших в законную силу решений КАС РФ предусмотрел возможность кассационного и надзорного обжалования [6, с. 38], что позволяет назвать в качестве четвертой стадии производство в суде кассационной инстанции (глава 35 КАС РФ), а пятой — производство в суде надзорной инстанции (глава 36 КАС РФ).

В рамках кассационного производства законодатель установил возможность для отмены или изменения решения только в том случае, когда были допущены существенные нарушения норм материального или процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 КАС РФ).

Стадия надзорного производства также связана с проверкой правильности применения и толкования норм материального и процессуального права, однако отличается тем, что Президиум Верховного Суда РФ, выступающий как надзорная инстанция, не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются, что следует из анализа статьи 342 КАС РФ.

Заключительной стадией административного судопроизводства законодатель называет производство по пересмотру вступивших решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (глава 37 КАС РФ). В качестве таких обстоятельств КАС РФ признает в статье 350 признание Конституционным Судом РФ примененной по делу нормы закона не соответствующей Конституции РФ, заведомо ложное заключение эксперта или показания свидетелей, фальсификацию доказательств, подтвержденную приговором суда и др. Указанный перечень позволяет согласиться с Ю. Н. Стариловым в том, что данная стадия носит исключительный характер, редко являясь основанием для обжалования вступивших в законную силу решений суда, вынесенных в рамках административного судопроизводства [7, с. 254].

Таким образом, необходимо отметить, что в качестве стадий административного судопроизводства в действующем законодательстве выступают производство в суде первой инстанции, производство в суде апелляционной инстанции, кассационное и надзорное судопроизводство, производство по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также исполнение вынесенного решения, которое начинается после вступления решения в законную силу, что может быть осуществлено как по истечении срока на апелляционное обжалование, так и после апелляционного судопроизводства, однако при этом осуществляется параллельно со следующими стадиями административного судопроизводства, на которых осуществляет обжалование вступившего в законную силу решения. Кроме того, особенностью стадий административного судопроизводства является отсутствие досудебной деятельности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.07.2020).
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15.07.2020).
  3. Ким, Ю. В. Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях / Ю. В. Ким // Отечественная юриспруденция. — 2017. — № 3 (17). — С. 90–94.
  4. Масленников, М. Я. Административная юстиция и административное судопроизводство: трудности становления и перспективы развития / М. Я. Масленников // Административный процесс: теория и практика. — М.: НОУ Школа спецподготовки «Витязь», 2008. — С. 56–77.
  5. Павлова, М. С. Кодекс административного судопроизводства: тенденции и перспективы развития в России / М. С. Павлова // Российская юстиция. — 2013. — № 11. — С. 34–38.
  6. Панова, И. В. Развитие административного судопроизводства и административной юстиции в России / И. В. Панова // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2017. — № 1. — С. 32–41.
  7. Старилов, Ю. Н. Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства / Ю. Н. Старилов / Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. Вып. 7. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2013. — 1060 с.
Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, РФ, стадий, апелляционное обжалование, апелляционное судопроизводство, законная сила решения, рамка, апелляционная инстанция, досудебная деятельность, законная сила.


Ключевые слова

административная юстиция, административное судопроизводство, стадии административного судопроизводства
Задать вопрос