Инновационные образовательные технологии — доминирующее направление повышения качества профессиональной подготовки студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (329) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.09.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Дири, М. И. Инновационные образовательные технологии — доминирующее направление повышения качества профессиональной подготовки студентов / М. И. Дири, В. Н. Михелькевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73707/ (дата обращения: 20.10.2020).



В статье обосновывается необходимость использования инновационных образовательных технологий в образовательном процессе вуза в целях повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Представлены данные экспертных исследований по использованию преподавателями вуза инновационных образовательных технологий в учебном процессе и их результативности. Показано, что применение в педагогической практике инновационных образовательных технологий способствует повышению интенсивности обучения, уровня освоения знаний, уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, повышению мотивации и заинтересованности, формированию умений самостоятельного приобретения и применения знаний на практике.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, преподаватели вузов, студенты, компетентностно-модульная педагогическая технология.

Развитие общества на современном этапе связано с процессами открытости новым условиям жизни, взглядам, культурам, знаниям и технологиям, новым возможностям развития и формам самореализации, что предполагает освоение и активное применение новых технологий в образовательной практике.

Подготовка специалистов с использованием традиционных технологий, ориентированных на формирование знаний, умений и навыков в отдельной предметной области, уже не соответствует современным требованиям к выпускникам вузов. В обществе значительно повысился социальный заказ на специалистов более высокого качества профессиональной подготовки —творческих, способных разрабатывать наукоёмкие и прорывные технологии, умеющих создавать продукты интеллектуальной собственности.

Таких специалистов затруднительно подготовить без применения преподавателем современных образовательных технологий. Следовательно, повышение профессиональной подготовки преподавателей, а именно формирование их готовности к разработке и применению таких технологий является как никогда актуальной проблемой в системе образования.

В коллективной монографии ''Инновационные технологии в профессиональном образовании'' под редакцией В. С. Никульникова показано, что с развитием научно-технического прогресса появились новые отрасли знаний, инновационные технологии производства, в связи с чем повышение квалификации преподавателей, оперативное освоение ими новых форм профессиональной деятельности очевидно [1].

В ''Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы'', утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года, подчеркивается, что развитие науки и технологий, профессиональные стандарты и усложнение социокультурной образовательной среды поспособствовало повышению потребности в педагогических кадрах, способных применять инновационные технологии в учебном процессе. Целью данной программы является создание необходимых условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного специалиста. Достижение поставленной цели происходит путем разработки, внедрения и распространения инновационных технологий в системе высшего профессионального образования [6].

Анализ педагогической литературы показал, что непрерывное обучение преподавателей является важным показателем развития образования, а использование ими инновационных образовательных технологий в обучении студентов — богатейший и неисчерпаемый ресурс качества их общенаучной и профессиональной подготовки, что позволяет решать целый ряд социальных и экономических задач [8; 2].

Анализируя состояние проблемы использования образовательных технологий, нами были проведены исследования методом анкетирования среди преподавателей Самарского государственного технического университета по выявлению целесообразности использования инновационных образовательных технологий в обучении студентов и ожидаемых результатов от их применения.

Результаты исследования показали, что преподаватели, разрабатывающие и успешно использующие инновационные образовательные технологии, удовлетворены результатами своего труда, а именно повышением интенсивности обучения (8 %), креативности обучаемых (9 %), уровня освоения знаний (10 %), уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций (7 %), повышением активности, мотивации и заинтересованности обучающихся (12 %) [9].

Также многие преподаватели утверждают, что применение ими инновационных образовательных технологий в обучении студентов способствует формированию у них качеств необходимых каждому специалисту, чтобы быть востребованным на рынке труда. К таким качествам преподаватели относят профессиональную направленность, исследовательские умения студентов, самостоятельность, инициативность и мобильность.

Построение образовательного процесса с применением современных образовательных технологий преподавателями также способствует формированию таких необходимых для современного выпускника качеств, как социальная компетентность, коммуникативные умения, навыки критического мышления, способность к рефлексии и адекватному восприятию происходящих изменений в социокультурной среде, способствуя духовно-нравственному совершенствованию студентов, а также профилактике отсутствия у них мотивации к обучению [5].

Следовательно, преподаватель сам должен обладать высоким уровнем компетентности в вопросах разработки и научно-обоснованного использования инновационных образовательных технологий в обучении студентов, для того, чтобы не только подготовить выпускника, получившего подготовку высокого уровня, но и повысить результативность и эффективность своего профессионального труда [4].

Однако в процессе исследования было выявлено, что выбор образовательных технологий преподавателями производится на интуитивно-эмоциональном уровне, либо по рекомендации коллег в силу сложившегося общественного мнения, либо по настоянию руководства.

В то же время мы считаем, что к выбору технологий необходимо подходить научно-обоснованно, то есть выбирать наиболее оптимальные, обосновывать их, сравнивать. Исходя из этого, в своих дальнейших исследованиях нами была разработана и апробирована компетентностно-модульная педагогическая технология формирования готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных образовательных технологий [3]. Суть данной технологии состоит в поэтапном отборе из известных в мировой практике технологий оптимальной по максимуму критерия развития и минимуму издержек на ее реализацию.

По мнению д. п.н., профессора Н. В. Бордовской инновационной, авторской можно сделать любую, даже уже известную технологию путем пополнения ее новым содержанием и смыслом с учетом индивидуально-личностных особенностей субъектов и коллектива, обстоятельств образовательной среды и особенностей самого педагога [2].

Многие технологии соединяют ряд известных элементов, технологий или методов, а также призваны улучшить классические методики без их существенного изменения. В основе таких технологий лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивать у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации [7].

Важно отметить, что применение преподавателями на учебных занятиях инновационных образовательных технологий (полностью авторских, разработанных ранее, но адаптированных под конкретную образовательную среду или существующих) еще на стадии обучения дает возможность приобщить студентов в разработку новых технологий, научить адаптировать их к условиям конкретной производственной среды, а также способствует развитию способностей к принятию новых решений.

В заключении можно констатировать, что проблема разработки и использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий преподавателями вузов в настоящее время является весьма актуальной и своевременной; выбор типа используемых инновационных образовательных технологий необходимо проводить по научно-обоснованной методике, обеспечивающей ее оптимальное решение.

Для практической реализации в вузах рекомендуется разработанная и апробированная компетентностно-модульная педагогическая технология формирования готовности преподавателей технического вуза к разработке и использованию инновационных образовательных технологий.

Литература:

  1. Афанасьев Н. Н. Инновационные технологии в профессиональном образовании: колл. моногр. / Афанасьев, Н. Н. и др.; под общ. ред. В. С. Никульникова. — Орел: Картуш, 2015.
  2. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Н. В. Бордовская и др.; под ред. Н. В. Бордовской. — 3‑е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2018.
  3. Дири, М. И. Компетентностно-модульная технология формирования готовности преподавателей технических вузов к разработке и использованию инновационных образовательных технологий [Текст] / М. И. Дири, В. Н. Михелькевич // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — Т. 21, № 66. — 2019.
  4. Красинская, Л. Ф. Инновационные преобразования высшей технической школы и требования к компетентности преподавателей / Л. Ф. Красинская // Наука и культура России: материалы VIII Международной научно-практической конференции. — Самара: Изд-во Самар. гос. ун-та путей сообщ., 2011.
  5. Малиева, З. К. Применение современных образовательных технологий в профилактике морального отчуждения студентов / З. К. Малиева // Высшее образование в России — № 10. — 2015.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. — М., 2015. — 124 с. — Режим доступа: http://government.ru/docs/16479/
  7. Сайгушев, Н. Я. Инновационные образовательные технологии как средство оптимизации профессиональной подготовки будущего специалиста [Электронный ресурс] / Н. Я. Сайгушев // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. Раздел: Педагогические науки. — 2016. — № 5. — Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25294
  8. Фрумин, И. Д. Век живи — век учись: непрерывное образование в России: колл. моногр. / Фрумин, И. Д. и др.; под общ. ред. И. А. Коршунова. — Москва: Изд. дом ВШЭ, 2019.
  9. Юсупова, О. В. Эволюция прогрессивного развития отношения преподавателей высшей школы к разработке и использованию инновационных педагогических технологий / О. В. Юсупова, М. И. Дири, В. Н. Михелькевич // Мир педагогики и психологии — № 12 (29). — 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): обучение студентов, технология преподавателями, учебный процесс, компетентностно-модульная педагогическая технология, образовательная среда, повышение интенсивности обучения, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, технический вуз, уровень освоения знаний.


Ключевые слова

студенты, инновационные образовательные технологии, преподаватели вузов, компетентностно-модульная педагогическая технология
Задать вопрос