TikTok и защита интеллектуальной собственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.09.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Д. А. TikTok и защита интеллектуальной собственности / Д. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73671/ (дата обращения: 22.10.2020).



Сейчас все большую популярность по всему миру набирает китайская социальная сеть TikTok. Авторы контента делятся там результатами интеллектуальной деятельности: видеоконтентом, музыкальными произведениями, текстовыми сообщениями и многим другим. Как много из всех пользователей читали пользовательское соглашение TikTok? И скрывается ли там что-то выходящее за рамки действующего международного и российского законодательства? Попытаемся разобраться в этом вопросе в статье.

Актуальность темы заключается в популяризации распространения авторского контента в телекоммуникационной сети Интернет, и использования для этого различных площадок, пользовательские соглашения которых могут ограничивать права авторов. Так как культуры знакомиться с документами на таких сайтах в большинстве случаев у людей нет, то многие могут и не подозревать, что их исключительное право на произведение может им больше не принадлежать или, что их авторские права нарушаются.

В данной статье будет проанализировано пользовательское соглашение социальной сети TikTok именно в части защиты интеллектуальной собственности.

Согласно разделу 6 Пользовательского соглашения для пользователей социальной сети установлено правило, согласно которому хостинг вправе удалять аккаунты, которые нарушают право интеллектуальной освоенности других участников. [1] Такой метод защиты права соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1252 ГК РФ одним из способов защиты права является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. [2] Автор может написать в техническую поддержку приложения о существующем нарушении, и модераторы удалять такого пользователя.

Информация касательно использования контента, выгруженного в TikTok, отображена в разделе 7 Пользовательского соглашения. К пользовательскому контенту социальная сеть относится следующее: любой текст, фотографии, пользовательские видео, звуковые записи и музыкальные произведения, воплощенные в них, включая видео, которые включают локально сохраненные звуковые записи из личной музыкальной библиотеки и окружающий шум. [1]

Выдержка из первого абзаца гласит: «Пользователи услуг могут также извлекать все или любую часть пользовательского контента, созданного другим пользователем, для создания дополнительного пользовательского контента». [1] Согласно части 1 статьи 6 bis Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 года (далее — Бернская конвенция) автор может противодействовать всякому искажению и изменению своего произведения. [3]

Более привычная для нас норма содержится в пункте 1 статьи 1266 ГК РФ: «Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения)». [2]

Следуя указным нормам, можно сделать вывод, что пользователи TikTok не вправе использовать чужой результат интеллектуальной деятельности без согласия автора, чтобы создать свой контент. Право на неприкосновенность произведения относится к личным неимущественным правам автора, а значит, независимо от отчуждения автором исключительного права, оно продолжает действовать до смерти автора и 75 лет после его смерти.

Согласно пункту 87 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 10 (далее — ПП ВС РФ от 23.04.2019 г. № 10), неприкосновенность произведения — это такое изменение результата интеллектуальной деятельности, которое не связано с созданием нового произведения. То есть, если лицо по фотографии создает картину — это создание нового произведения, и принцип неприкосновенности на данный случай не распространяется. А если лицо использует фотографию и добавляет на нее надпись, то здесь уже действует указанный принцип.

Согласно тому же пункту ПП ВС РФ от 23.04.2019 г. № 10: «<…> Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 ГК РФ), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным». [4]

Из приведенных выше норм можно сделать вывод, что без прямого письменного согласия автора нвнесение в произведение изменений незаконно. Поэтому норма в Пользовательском соглашении TikTok нарушает права авторов.

Далее следует такая формулировка: «Размещая пользовательский контент посредством использования наших услуг, вы даете нам безусловное, безотзывное, неисключительное, безвозмездное, оборотоспособное, бессрочное право, действие которого не ограничивается территориальными пределами, изменять, адаптировать, воспроизводить, создавать производные произведения, публикации и/или передавать, и/или распространять <…>

Вы также предоставляете нам безвозмездную лицензию на использование вашего имени пользователя, изображения, голоса, чтобы идентифицировать вас как источник любого вашего пользовательского контента».

Так как правообладателем исключительного права могут быть юридические лица, данная формулировка не соответствует пункту 3.1 статьи 1234 ГК РФ, где сказано, что результат интеллектуальной деятельности не может быть передан безвозмездно в отношениях между коммерческими организациями. [2]

Далее в Пользовательском соглашении существенно ограничили права правообладателей музыкальных произведений. Здесь речь идет о том, что право на воспроизведение и публичное исполнение звуковых записей предоставляется авторами на безвозмездной основе.

Согласно статье 13 Бернской конвенции Договаривающиеся государства могут предусмотреть оговорки по поводу исключительного права на музыкальные произведения, в том числе право на свободное воспроизведение этих произведений, при этом такие условия не могут лишать автора права на выплату вознаграждения. [3]

Согласно пункту 3 статьи 1263 ГК РФ при публичном исполнении аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения имеют право на выплату вознаграждения. [2]

Пункт 93 ПП ВС РФ от 23.04.2019 г. № 10 гласит, что к публичному исполнению можно отнести случаи, когда доступ к произведению может получить неограниченный круг лиц, выходящий обычного круга семьи. Осуществлять публичное исполнение могут как физические, так и юридические лица. [4]

Так как доступ к произведениям в TikTok имеет любой человек, даже не зарегистрированный в социальной сети, можно сделать вывод, что воспроизведение музыкальных произведений относится к публичному исполнению, следовательно, авторы имеют право на вознаграждение.

Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что некоторые положения Пользовательского соглашения TikTok нарушают личные неимущественные и исключительные права авторов и правообладателей. Причиной тому может являться консервативное законодательство в области защиты интеллектуальной собственности. Как писал в своей научной работе В. О. Калятин в эпоху развития передачи информации посредством сети Интернет есть необходимость в более гибком законодательстве, которое мобилизовало бы заключение сделок по передаче исключительного права и дало бы пользователям больше возможностей для использования произведений, созданных другими людьми. [5]

В реальности сейчас сложно представить, чтобы каждый человек, создающий результат интеллектуальной деятельности в сети Интернет, во-первых, знал свои права и обязанности, а во-вторых, использовал грамотно права и добросовестно исполнял обязанности. Для того чтобы наглядно объяснить людям, какие права они имеют, я предлагаю систематизировать нормы по авторскому праву в памятку (Таблица 1).

Таблица 1

Памятка по авторскому праву

Как действовать, если

Вы автор произведения

Вы обычный пользователь

Ставьте © — знак авторства, свое имя и год первого опубликования (помните о презумпции авторства).

Сообщайте в местах опубликования, разрешаете/запрещаете ли Вы использовать свое произведение (делается простой форме)

При обнаружении нарушения, Вы можете воспользоваться:

– внесудебной защитой — направление нарушителю претензии о прекращении противоправных действий, восстановление права; возможно, заключение лицензионного договора и др. (этот вид защиты сильно зависит от добросовестности другой стороны и желания идти навстречу);

– судебной защитой. Иск может быть подан в защиту личных неимущественных прав (признания права, компенсации морального вреда и др.), в защиту исключительного права (возмещение убытков, изъятие материального носителя и др.). Также вместо возмещения убытков можно требовать денежную компенсацию от 10 тыс. до 5 млн. рублей.

Пользуйтесь легальными сервисами по просмотру фильмов, прослушиванию музыки и т. д. (они платят правообладателям).

Всегда указывайте автора произведения.

Если Вы хотите использовать произведение для целей, неуказанных в законе в качестве свободного использования, то необходимо спросить разрешение автора в соответствии с законом.

Помните, что входит в круг свободного использования произведения:

– в личных целях (только для себя и своей семьи)

– в информационных, научных, учебных и культурных целях (обязательное указание правообладателя)

– произведения (фотография или картина), постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (за искл., если оно является основным объектом использования или оно используется в целях извлечения прибыли)

– публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения (во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии)

– для целей правоприменения (в ходе административного производства по делу, предварительного следствия, осуществления судопроизводства)

Литература:

  1. Пользовательское соглашение / [Электронный ресурс] — URL: https://www.tiktok.com/legal/terms-of-use?lang=ru (дата обращения: 16.09.2020).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ по сост. на 26.07.2019 // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
  3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886, заключенная в Берне с изменениями на 28 сентября 1979 года// Международная конвенция об авторском праве. М., 1982.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=323470&fld=134&dst=100295,0&rnd=0.25125498496358367#0313371762133023 (дата обращения: 16.09.2020).
  5. Калятин О. В. Законодательство об интеллектуальной собственности XXI века: тенденции развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-ob-intellektualnoy-sobstvennosti-xxi-veka-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 16.09.2020). [C. 55–66]
Основные термины (генерируются автоматически): Пользовательское соглашение, ГК РФ, публичное исполнение, интеллектуальная деятельность, произведение, автор, социальная сеть, Бернская конвенция, неприкосновенность произведения, пользовательский контент.


Задать вопрос