Виды, формы и методы финансового контроля в области таможенного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.09.2020

Статья просмотрена: 2370 раз

Библиографическое описание:

Андреева, А. С. Виды, формы и методы финансового контроля в области таможенного дела / А. С. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73650/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: контроль, валютный контроль, ведомственный контроль.

В законодательстве на сегодняшний момент отсутствует определение понятий «вид», «форма», «метод» финансового контроля. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет такие формы финансового контроля как предварительный, текущий и последующий контроль (ст. 265) [2]. Налоговый же кодекс Российской Федерации (ст. 82) формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений и т. п. [3]. В связи с этим и в юридической литературе данный вопрос является дискуссионным.

Виды контроля можно выделить исходя из: соотношения времени контроля и периода осуществления проверяемой деятельности (предварительный, текущий, последующий); волеизъявления субъектов контрольных правоотношений (обязательный и инициативный); сферы финансовой деятельности, в которой проводится контроль (бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный); правового статуса контролирующих субъектов (государственный, муниципальный, общественный, аудиторский).

Под методами понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Можно выделить следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. [4].

Формой финансового контроля понимают способ конкретного выражения и организации контрольных действий, выделяя при этом предварительный, текущий и последующий контроль как формы финансового контроля.

Под методами понимается совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций. Существуют шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.

Говоря о финансовом контроле в области таможенного дела, то ему свойственны отличительные признаки.

Здесь необходимо отметить отличие понятий таможенный контроль и финансовый контроль в области таможенного дела. В зависимости от объекта финансового контроля выделяют бюджетный, налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль.

Исходя из сферы финансовой деятельности государства, выделяют: финансовый контроль в сфере налогообложения; финансовый контроль в области таможенного дела; финансовый контроль в сфере кредитования; финансовый контроль в области страхования и т. д. Все эти отдельные виды финансового контроля регулируются не только общими финансово-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права и законодательства.

Финансовый контроль в области таможенного дела охватывает как совокупность мер, уполномоченных органов по контролю за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов о таможенном деле в части обеспечения поступления таможенных платежей, так и деятельность по проверке использования денежных фондов государства на финансирование деятельности органов, осуществляющих контроль в области таможенного дела.

Многообразие финансовых отношений, в том числе и в области таможенного дела обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля. Поэтому мы думаю, возможно, провести следующую классификацию финансового контроля в области таможенного дела.

Финансовый контроль в области таможенного дела осуществляется на всех трех уровнях власти: законодательном (представительном), исполнительном и судебном. То есть, в зависимости от ветви власти, органами которой осуществляется контроль, можно выделить:

– Финансовый контроль в области таможенного дела, осуществляемый законодательными (представительными) органами власти;

– Финансовый контроль в области таможенного дела, осуществляемый исполнительными органами власти;

– Финансовый контроль в области таможенного дела, осуществляемый судебными органами;

– В отдельную группу можно выделить президентский контроль, поскольку Президент РФ является самостоятельным субъектом финансового контроля и не относится к трем ветвям власти [5].

По нашему мнению, финансовый контроль в области таможенного дела по первому критерию можно разделить на две группы: внешний и внутренний контроль. Объектом внешнего контроля являются финансовые потоки, поступающие в бюджет. Внутренний же контроль своим объектом имеет бюджетные средства, предоставленные таможенным органам как распорядителям и получателям бюджетных средств. Иными словами, в зависимости от объекта контроля, т. е. правоотношений, являющихся предметом контроля, выделяют следующие виды контроля.

Внешний финансовый контроль, который можно разделить на:

  1. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, осуществляемый таможенными органами. В данном случае проявляется фискальная функция таможенных органов, которая представляет собой деятельность по взиманию таких платежей, контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию;
  2. Контроль за обоснованностью применения ставки ноль процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров, осуществляемый налоговыми органами. Именно на налоговые органы возложена обязанность по проверке документов, представленных в соответствии со ст. 165 НК РФ, и подтверждении применения ставки ноль процентов;
  3. Валютный контроль уполномоченных банков за проведением валютных операций своими клиентами, а также за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации. Поскольку валютные отношения складываются в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, перераспределения и использования валюты и валютных ценностей, то есть связаны с перемещением товаров (в том числе валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей) через таможенную границу, то указанный контроль также является составной частью финансового контроля в области таможенного дела;
  4. Ведомственный (внешний) контроль, осуществляемый вышестоящими таможенными органами и вышестоящими должностными лицами за деятельностью нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц по различным направлениям финансового контроля в области таможенного дела.
  5. Контроль применения соответствующими таможенными органами полномочий администратора доходов федерального бюджета от уплаты таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела;
  6. Контроль применения таможенными органами обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных и иных платежей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и осуществлением деятельности в области таможенного дела;
  7. Контроль применения таможенными органами мер принудительного взыскания задолженности по уплате таможенных платежей (пени), возникшей при невыполнении ответственными лицами обязательств перед таможенными органами по уплате таких платежей в федеральный бюджет, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
  8. Контроль соблюдения таможенными органами законодательства Российской Федерации в сфере исполнения, (привидения-в исполнение) постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных таможенными органами и судами (мировыми судьями) в сфере таможенного дела, и поступления по ним наложенных сумм административных взысканий;
  9. Контроль применения таможенными органами законодательства Российской Федерации и международных правовых актов в части обоснованности предоставления таможенными органами льгот по уплате таможенных платежей и иных освобождений от уплаты таможенных платежей, в том числе предоставления отсрочек, рассрочек уплаты таких платежей;
  10. Контроль за практическим применением таможенными органами ставок таможенных и иных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
  11. Инспектирование деятельности таможенных органов по направлениям контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, контроля за обоснованностью принимаемых решений по вопросам определения страны происхождения товаров, организации и осуществления начисления и взимания таможенных платежей, контроля обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций, контроля исполнения постановлений таможенных органов [6].

Таким образом, вид финансового контроля представляет собой составную часть финансового контроля, обладающую всеми характерными чертами целого, однако, отличающуюся от других частей целого в зависимости от выбранного критерия классификации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)// Собрание законодательства РФ,03.08.1998, № 31,ст.3823.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  4. Литвинова Ю. М. Финансовый контроль в области таможенного дела: проблемы правового регулирования и правоприменения: Монография Ю. М. Литвинова; под ред. О. Ю. Бакаевой. — Сер. Финансовое право: Ф. — Москва, 2012. — С13.
  5. Прокопенко В. В. Финансовый контроль в области таможенного дела и его разновидности//Теория права и межгосударственных отношений. 2017. № 1 (5). С. 49–52.
  6. Рузметов С. А., Храмкова А. А. Виды, формы и методы финансового контроля в области таможенного дела//Академическая публицистика. 2019. № 11. С. 147–151.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, Российская Федерация, дело, контроль, область, орган, платеж, таможенная граница, перемещение товаров, последующий контроль.


Похожие статьи

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового...

контроль за не превышением суммы по финансовым операциям над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; – контроль за соответствием сути проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, который...

Похожие статьи

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового...

контроль за не превышением суммы по финансовым операциям над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; – контроль за соответствием сути проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, который...

Задать вопрос