Проблема изучения и формирования интеллектуальных операций у младших школьников. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (328) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.09.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ломакина, Э. В. Проблема изучения и формирования интеллектуальных операций у младших школьников. / Э. В. Ломакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 38 (328). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/archive/328/73629/ (дата обращения: 22.10.2020).



В данной статье раскрывается суть понятий «интеллектуальная операция» у зарубежных и отечественных ученых и «метаинтеллектуальная операция» в трактовке В. Д. Шадрикова. Показана взаимосвязь школы и необходимости формирования интеллектуальных операций у обучающихся начальной школы, роль учителя в процессе формирования интеллектуальных операций.

Ключевые слова: интеллектуальная операция, метаинтеллектуальная операция, интеллектуальные эмоции, интеллект, способности.

This article reveals the essence of the concepts «intellectual» operation of foreign and domestic scientists and «metastasectomy operation» in the interpretation of V. D. Shadrikov. The relationship of the schools and the necessity of forming of intellectual operations of students 'primary school teachers' role in the process of formation of intellectual operations.

Keywords: intellectual operation, metastasectomy operation, intelligence emotions, intelligence, ability.

Проблема интеллектуальных операций находиться в центре психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. Проблема развития интеллектуальных операций актуальна для современной школы. Перед учителями стоит необходимость разработки системы интеллектуальных операций, для более глубокого и качественного освоения обучающимися образовательной программы. С этой точки зрения она является главной и для педагогической психологии.

Учитывая важность развития интеллектуальных операций для ребенка, родителя, учителя и общества в целом этим вопросом заинтересовались ряд зарубежных и отечественных психологов, которые внесли большой вклад в изучение данного вопроса.

Ж.Пиаже пытался связать развитие с обучением детей школьного, младшего школьного возраста и ответить на вопрос: «Обучение следует за развитием или развитие определяется обучением?». Ученый показал, что способы видения и понимания мира у детей и взрослых сильно отличаются. С развитием ребенка, развитием способности мыслить в символических и абстрактных терминах, всё большее значение приобретает обучение и овладение интеллектуальными операциями. Ж.Пиаже впервые заговорил о таком понятии как «интеллектуальные операции». [2]

Интеллектуальные операции тесно связаны с интеллектом, познавательными процессами, процессами мышления, восприятия и т. д. Этими вопросами занимались Г. Айзенк, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Т.Рибо.

В теории познавательных способностей В. Д. Шадрикова интеллектуальные операции были представлены автором как операционные механизмы способностей. Свои мысли и предположения В. Д. Шадриков описал в книгах «Интеллектуальные операции» и «Ментальное развитие человека». [6, 7]

В своих исследованиях В. Д. Шадриков не опровергал труды других ученных, а наоборот, основываясь на них, описал свое видение интеллектуальных операций, ввел в психологическую науку их классификацию и новое понятие метаинтеллектуальных операций.

Под интеллектуальной операцией В. Д. Шадриков понимает осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом.

Это познание осуществляется через познавательные процессы. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы (ощущения, восприятия, память, мышления).Операционными механизмами — выступает система приобретённых операций (познавательных действий, отнесённых к условиям познания). Интеллектуальные операции понимаются как единство функциональных и операционных механизмов. [7]

Особое место в формировании интеллектуальных операций занимает учебная деятельность. К сожалению, приходиться констатировать, что в современной школе больше внимания уделяется предмету (содержанию обучения и научения), чем методу познания — интеллектуальным операциям, с помощью которых это содержание осваивается. Именно поэтому в современном мире необходимо меняться учителю, менять подход к обучению детей.

Интеллектуальные операции обеспечивают деятельность интеллекта, а деятельность интеллекта всегда сопровождается переживаниями. Интеллектуальная эмоция может быть связана с восприятием, представлением, памятью, идеями, рассуждениями — со всеми формами сознания. Обычно интенсивность переживаний проявляется в средней тональности. [7]

Умение направить в нужное русло интеллектуальные эмоции важно в работе учителя, так как приходится работать с детьми, а детям свойственно все мировосприятие ярко переживать. Трудность в работе учителя состоит в том, чтобы помочь детям справиться с их чувствами и эмоциями. В интеллектуальной деятельности чувства могут переходить в страсть к познанию. Именно страсть к познанию должна вести ребенка вперед к знаниям.

Практически во всех программах ставится задача познавательного, интеллектуального развития детей. Эта задача реализуется за счет ознакомления с окружающим миром, формирования таких важных понятий как время, пространство, природа, знаки, символы, ознакомления детей с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). На уроках главной учебной задачей является углубление, обобщение и систематизация личного опыта ребенка, развитие восприятия, воображения, мышления как познавательных способностей. Но как развивать эти способности через интеллектуальные операции не прописано ни в одном учебнике. Упражнения на формирование интеллектуальных операций редко встречаются в учебниках по разным дисциплинам.

Несомненно, что в игре, совместной деятельности эти операции формируются, но формируются стихийно, не выступая как учебная задача перед ребенком.

Современный учитель должен ставить перед собой цель по формированию у обучающихся интеллектуальных операций, разрабатывать совокупность упражнений, используемых на конкретных уроках.

В. Д. Шадриков в своей книге описал классификацию интеллектуальных операций. Некоторые из операций особенно интересны для учителей начальных классов, например, «решение задач» — как интеллектуальная операция.

Для того, чтобы научиться решать задачи, понимаемые в традиционном смысле, необходимо сформировать обобщённые учебные умения, связанные, прежде всего с анализом учебной ситуации и синтезом знаний.

Учитель, как правило, знает, какие способы и операции необходимо использовать при решении задачи. Но нужно, чтобы их находил и ученик, а учитель должен создать условия, которые помогут ученику найти эти способы и операции.

В книгах В. Д. Шадрикова впервые упоминается такое понятие как «матаинтеллектуальные операции». Прежде, чем сказать о метаинтеллектуальных операциях надо упомянуть о психических метапроцессах. Данное понятие находиться в стадии научной разработки.

В общепсихологическом статусе метапроцессы выступают процессами «второго порядка» сложности по отношению к традиционно выделяемым психическим процессам (первичным процессам). Метапроцессы разделяются на метакогнитивные и метарегулятивные.

С позиций деятельностного подхода выделяется и обосновывается особая группа интеллектуальных операций — метаинтеллектуальные операции. Их сущность заключается в том, что они направлены на реализацию отдельных компонентов психологической системы деятельности. К ним относятся такие метапроцессы, как целеполагание, антиципация, принятие решений, прогнозирование, программирование, планирование, контроль. Они являются сложными и главными потому, что состоят из нескольких простых интеллектуальных операций разного уровня. Для того чтобы выполнить одну сложную операцию, необходимо произвести несколько простых операций. Этому умению учитель тоже должен научить учащихся.

Проблема формирования и развития интеллектуальных операций в учебной деятельности является важной и актуальной для современного процесса обучения. И от того, как учитель сможет организовать этот процесс, будет зависеть развитие когнитивной сферы ребенка.

Литература:

  1. Айзенк Г., Л. Кэмин. Природа интеллекта. Битва за разум. М.: Эксмо-пресс, 2002.
  2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 20.
  3. Рибо Т. Психология чувств. Киев, Южно — русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1892. Стр. 317, 321
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер, 1999.
  5. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002.
  6. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007.
  7. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. М.:Логос, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): операция, интеллектуальная операция, учитель, деятельность интеллекта, обучение детей, процесс, работа учителя, развитие, современная школа, учебная деятельность.


Ключевые слова

интеллект, способности, интеллектуальная операция, метаинтеллектуальная операция, интеллектуальные эмоции
Задать вопрос