В Российской Федерации первые случаи заболевания COVID-19 были зарегистрированы в конце января, болезнь достигла пика 11 мая, когда число выявленных за сутки инфицированных больных составило 11 656 человек . По данным сервисов Яндекса мы проанализировали вероятную роль социального дистанцирования в снижении темпов передачи инфекции.
Ключевые слова: эпидемия, коронавирусная инфекция, самоизоляция, социальное дистанцирование.
В связи с ускорением в марте темпов выявления новых случаев коронавирусной инфекции на территории РФ правительство приняло ряд мер, направленных на предотвращение распространения COVID-19. Были объявлены нерабочие дни, дана рекомендация носить медицинские маски и по возможности оставаться дома, а также в обязательном порядке предписано социальное дистанцирование [1]. Социальное дистанцирование (или физическое дистанцирование) — комплекс санитарно-эпидемиологических мероприятий немедикаментозного характера, направленных на остановку или замедление распространения заразной болезни через увеличение физической дистанции между людьми и снижение числа близких контактов. При социальном дистанцировании следует находиться минимум в двух метрах от других людей и избегать массовых скоплений. Организованное интенсивное тестирование позволило быстро идентифицировать и изолировать больных, приостановив темпы дальнейшей передачи вируса.
Мы проанализировали эпидемиологические данные распространения COVID-19 на территории РФ в период с середины февраля по конец июля 2020 года. Данные о ежедневном количестве зарегистрированных случаев в регионах мы получали из оперативных данных Министерства здравоохранения РФ [2]. Мы сравнили эпидемиологическую динамику COVID-19 в 2 крупных городах: Омске (население 2020 г. 1,2 миллиона человек) и Казани (население 2020 г. 1,2 миллиона человек) [3].
В период с начала эпидемии по 31 июля было сообщено о 5112 случаях заболевания в городе Омске (426 случаев на 100000 человек) и 5569 случаях в г. Казани (165 случаев на 100000 человек). Эпидемия в Республике Татарстан характеризовалась одним большим пиком, за которым следовало снижение количества случаев заражения (рис 1); в Омской области наблюдались продолжающиеся вспышки инфекции (рис. 2) [2].
Рис. 1. Динамика регистрации новых случаев COVID-19 в г. Казани
Рис. 2. Динамика регистрации новых случаев COVID-19 в г. Омске
Для установления причин резкого различия паттернов кривых, выявленных новых случаев заражения COVID-19 в этих регионах, мы провели анализ уровня городской активности за две недели до и после того дня, когда в городе была зафиксирована первая значительная вспышка эпидемии — 7 мая в городе Казани (105 человек) и 23 мая в городе Омск (87 человек).
Средний уровень городской активности в республике Татарстан за две недели до и после указанных выше событий составил 2,65 и 1,86. Данные значения соответствует 46 % и 63 % от активности в обычные дни до эпидемии. В Омской области уровень активности соответствовал 2,0 и 1,7. Данные значения соответствует 60 % и 66 % от активности в обычные дни до эпидемии. Таким образом высокий уровень деловой активности в городе Казань после первого пика выявленных заболеваний не привел к новым вспышкам эпидемии в городе.
Необходимо отметить негативные стороны социального дистанцирование. В первую очередь, оно приводит к ухудшению психологического состояния людей, вызывает чувство одиночества, повышает тревожность. Изоляция в замкнутых пространствах приводит к снижению двигательной активности, что приводит к росту фрустрации и агрессии. Длительное пребывание в одиночестве может стать триггером, запускающим скрытые прежде психологические расстройства вроде депрессии. Людям требуется физический контакт, и средства телекоммуникации могут лишь несколько сгладить негативные последствия его отсутствия [5]. Подобно посттравматическому синдрому, негативные последствия изоляции могут сказываться в долгосрочной перспективе: бессонница, злоупотребление алкоголем и наркотиками, эмоциональное выгорание проявляются и спустя несколько лет.
Социальное дистанцирование также оказывает серьёзный эффект на экономику: изоляция снижает спрос на товары и услуги, который приводит к банкротству компаний и общей рецессии. Однако, строгий карантин сокращает сроки эпидемии и тем самым делает её экономические последствия менее серьёзными. На примере «испанки» 1918 года выясняется, что после окончания эпидемии города, где больше следили за санитарными нормами и строже соблюдали карантин, уже на следующий год добились 5 % прироста занятости.
Таким образом, социальное дистанцирование является одной из ключевых позиций неспецифической профилактики новой коронавирусной инфекции. Полученные данные анализа статистических показателей регистрации новых случаев заражения COVID-19 в г. Омске и г. Казани свидетельствуют, что социальное дистанцирование играет важную, но далеко не решающую роль в распространении вируса. Основою роль в сдерживании темпов эпидемии может играть приверженность населения к масочному режиму.
Литература:
- Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- Статистические данные федерального оперативного штаба по взаимодействию профильных органов исполнительной власти URL: https//yandex.ru %2Fcovid19 %2Fstat %3Futm_source %3Dmain_touch %26geoId %3D10842
- Бюллетень «Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года». Дата обращения: 28 августа 2020 г.
- Применение масок в контексте COVID-19, временные рекомендации от 5 июня 2020 г.
- Social distancing comes with psychological fallout (англ.). ScienceNews (29 March 2020). Дата обращения 5 сентября 2020