Многообразие типов современного социального государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 октября, печатный экземпляр отправим 4 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.09.2020

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Худкова, К. В. Многообразие типов современного социального государства / К. В. Худкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73537/ (дата обращения: 20.10.2020).



В статье рассматриваются различные типы современного социального государства. Рассматривается сущность типов социального государства и особенности его социальной политики, целевые установки, функции и приоритеты социального государства

Ключевые слова: государство, достойная жизнь, качество жизни, социальные гарантии, социальное государство, социальные права человека, социальные функции государства, свободное развитие личности

Итогом генезиса государственной эволюции можно назвать социальное государство, которое образуется в результате развития различных государственных форм. Вполне очевидно, его можно отнести к высшим достижениям цивилизационного развития в области строительства государства. При этом, в такой государственной форме находят свою реализацию те ценности, которые актуальны для всего человечества. Это наиболее разумный принцип, на основе которого возможно совмещение основ свободы и соответствия законодательным нормам. Такой подход обеспечивает благополучную жизнь граждан в целом и каждой личности в отдельности.

Рассмотрим сущность социального государства. В современных научных исследованиях, в области права и социально-экономической сфере разработана классификация социальных государств и их теоретические модели. Итак, существует социальное государство либерального типа [2, 33]. В таком государстве имеется гарантия на то, что у граждан будут сохранны минимальные доходы. При этом они вполне могут рассчитывать на то, что медицинское и пенсионное обслуживание будет достаточно высоким. Кроме того, предусматривается высокий уровень образования населения и обеспечения в жилищно-коммунальной сфере. Однако, такие блага предусматриваются не для всех. Под либеральным государством можно понимать такое государство, в котором преобладают социальные услуги населению, при этом население обеспечено социальной поддержкой и социальным страхованием. И, при этом характерно то, что такое государство заботится о тех слоях населения, которые уязвимы с социальной точки зрения в наибольшей мере. Также следует отметить, что особое внимание уделяется тому, как обеспечить достаточную свободу личности в экономическом смысле. Приоритетом является личная свобода и достоинство человека.

Адепты либеральной модели руководствуются тем, что именно при таком подходе, который, кроме того, предполагает высокий уровень защищенности в правовой сфере, общество может иметь перспективы стабильного развития. При этом есть условия для того, чтобы неизбежные противоречия своевременно и эффективно решались. Таким образом, возникает гарантия для того, чтобы общество двигалось вперед, будучи солидарным, на основе партнерства и при этом в состоянии отсутствия общественных потрясений. В качестве примера можно привести такие государства, как Канада, Япония, безусловно, Швейцария и Австралия [3, 23].

Существует также и модель государства, которое строится по консервативному типу [3, 43]. Такая модель базируется на принципе, которые гласит, что достаточный уровень благосостояния в развитых странах Запада достигнут. Что касается других государств, то для них неизбежным является близкий путь развития в социальной и экономической сфере. В противном случае они вынуждены будут довольствоваться ролью аутсайдеров на мировой арене [4, 23]. Основная суть состоит в том, что следует без резких социальных изменений реализовывать разумную и продуманную политику. Ее результативность будет достигаться постепенно. Итогом будет достижение результата, при котором как социальная сфера, так и экономика будет отвечать ожиданиям основной части населения. При этом следует отметить, можно говорить лишь о тех потребностях, которые находятся в рамках разумной достаточности и не превышают реальных возможностей государства. В качестве примера можно привести развитие таких государств, как Соединенные Штаты Америки и Великобританию.

Перейдем к такому типу социального государства, как корпоративное [6, 29]. Итак, при такой модели государство ответственно за то, насколько его граждане благополучны. Однако, существенной чертой модели является то, что большая составляющая социальных обязанностей государства делегируется в область частных предпринимателей. Особенность в том, что частный сектор является принуждаемым для того, чтобы программы государства находили свою реализацию [6, 33].

При таком подходе существенная составляющая социальной ответственности ложится на плечи предприятий и организаций. Именно они должны нести бремя по оплате роста квалификации сотрудников. Они также ответственны за то, чтобы состоялись программы обеспечения пенсиями. И, что весьма важно, они должны оплачивать медицинские услуги населению. Такой подход находит свою реализацию на территории таких стран, как Бельгия, Германия, Ирландия, Франция. Также он применяется в Австрии и Италии [7, 45].

Теперь рассмотрим основные признаки социального государства, которое принадлежит к социал-демократическому типу [7, 34]. В таком государстве жители обладают одинаковыми возможностями для того, чтобы реализовать свои потребности в материальной и духовной сфере. В данной модели государство берет на себя ответственность за то, чтобы права человека реализовывались во все их полноте. Речь идет о правах в сфере гражданской жизни, политической и экономической сферах, а также в области социальных прав граждан. Основами такого государства являются правила, которые говорят о том, что именно государство существует для населения, но ни коем случае не иначе.

Деятельность государства в социальной сфере является его безусловной обязанностью. Такой принцип работы социального государства реализуется в таких странах, как Швеция, Норвегия и Дания [7, 33].

Именно такая модель социального государства получила развернутую реализацию в целом ряде скандинавских стран, прежде всего в Дании, Норвегии, Швеции. Можно предположить, что на основании Основного Закона именно к достаточной реализации такой модели стремится наша страна. В частности, в Основном Законе содержится принцип, в соответствии с которым Россия является государством социального типа, и деятельность государства в том, чтобы формировать такие условия, при которых жизнь человека можно было бы считать достойной, и при этом человек мог бы свободно развиваться [1, 32].

Государство при этом придерживается принципа, суть которого в том, что в том случае, если у человека обнаруживаются проблемы, например, такие как бедность, проблемы со здоровьем, преклонный возраст, то он имеет право на то, чтобы государство на законной основе помогло ему в решении этих вопросов. Механизмами для решения будут результативное социальное страхование, контроль со стороны государства за выполнением социальных программ. Весьма пристального внимания заслуживает противодействие и искоренение коррупции, ненадлежащее применение бюджетных средств. Необходимым условием для реализации такой модели является создание эффективной системы работы государственных услуг.

Разумно полагать, что под социальным государством следует понимать наличие такого правового порядка, при котором возникают гарантии прав, которые предусматривает Конституция. Разумеется, речь идет также и о свободах человека и гражданина. Должно быть обеспечено равное состояние всех граждан перед лицом закона. Весьма существенное значение имеет и такой признак, как неприемлемость реализации прав в социально-экономической сфере одних граждан за счет других, и, тем более, в ущерб им.

Такие принципы являются юридической основой для того, чтобы отечественное государство могло работать и имеет право называться социальным.

Ряд отечественных исследователей рассматривают основы социального государства через понимание социал-демократических нравственных и правовых категорий. Именно такими признаками определяется особенность социального государства и его роль в жизни граждан [2, 65]. Характерно, что такой подход не предполагает абсолютного права личности на использование социальных благ, которые сделают ее жизнь обеспеченной и достойной. Речь может идти только о тех гарантиях со стороны государства, которые направлены на то, чтобы обеспечить всеми способами содействие в разрешении социальных вопросов граждан. Причем, правомерно говорить о тех людях, которые готовы и стремятся добывать свое благосостояние путем честного труда, но, в связи с непреодолимыми обстоятельствами личного характера не могут этого достигнуть.

Носить право именоваться социальным может только то государство, в котором власть берет на себя ответственность за социальную справедливость. В таком государстве государство заботится о том, чтобы граждане были благополучны и обладали защитой в социальной сфере. Таким образом, формальный принцип свободы и равенства приобретает свои гуманистические очертания.

В социальном государстве наличествует общественная солидарность. Проще говоря, при таком подходе наиболее обеспеченные берут на себя ответственность за бедных, те, кто более здоров, заботится о тех, кто болен. Граждане, способные работать, помогают тем, кто работать не может. Государство, в котором реализован социальный принцип, представляется формирующим результативное рыночное хозяйство. При этом сохраняется мощная социальная политика, которая дает обеспечение для достойной жизни всех граждан. Для того, чтобы это стало возможным, нужна система, которая поддерживала бы жителей социально. И, разумеется, в первую очередь это касается тех, кто находится в наиболее социально уязвимом положении.

При этом необходимо отметить, что предлагаемый подход не говорит о том, что на средний класс социальные гарантии не распространяются.

Что касается представителей образования и медицины, а также студенчества и многодетных семей, то эти категории граждан должны быть предметом особого внимания социального государства. Для социального государства приоритетом является не только обеспечение условий для работы в соответствии с полученной профессией и получение достаточной зарплаты. Оно также создает условия, в которых специалист мог бы иметь профессиональное развитие, интеллектуальный и духовный рост. В свою очередь это означает, что у специалиста должна быть возможность для того, чтобы совершенствовать свой профессиональный уровень.

И вознаграждение (оплата труда) за это в итоге должно быть справедливым, по крайней мере, не ниже средней по экономике данного региона. Причем платится не за факт пребывания в должности и просиживания на рабочем месте положенное количество часов, а за реальный вклад (по качеству и количеству) в производство, науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание качественных публичных услуг.

Резюмируя имеющиеся позиции ученых, а также, обобщив опыт реализации принципов социальности государственного управления, можно констатировать, что социальное государство — это правовое демократическое государство, высшей ценностью которого является человек, это государство, которое создает и гарантирует необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого.

Социальное государство на законодательном уровне признает и своей экономической и социальной политикой, правоприменительной и правоохранительной практикой гарантирует экономические, социальные и культурные права человека и гражданина, защищает свободу и собственность, обеспечивает на этой основе социальный мир, экономический рост и безопасность государства, физическое, духовное и нравственное совершенствование человека.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Аверин, Александр Николаевич Основы социального государства. Учебник. Гриф УМО МО РФ: моногр. / Аверин Александр Николаевич. — М.: КноРус, 2016. — 241c.
  3. Аристов, Евгений Вячеславович Гарантии принципа социальности государства в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, зарубежных государств. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Аристов Евгений Вячеславович. — М.: Юнити-Дана, 2016. — 678 c.
  4. Грин, Дэвид Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства / Дэвид Грин. — М.: Новое издательство, 2018. — 547 c.
  5. Зульфугарзаде, Т. Э. Основы социального государства и гражданского общества / Т. Э. Зульфугарзаде. — М.: Academia, 2015. — 192 c.
  6. Сальникова, Д. В. Моделирование взаимосвязи между субъективным экономическим благополучием граждан и поддержкой институтов социального государства в странах ЕС / Д. В. Сальникова. — М.: Синергия , 2015. — 858 c.
  7. 300 лет. История российских социальных служб. Хронограф / М. В. Фирсов и др. — М.: Первая образцовая типография, 2017. — 226 c.
  8. Шарков, Ф. И. Основы социального государства. Учебник / Ф. И. Шарков. — М.: Дашков и Ко, 2017. — 304 c
Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, государство, гражданин, достойная жизнь, социальная сфера, том, особое внимание, социальная политика, социально-экономическая сфера, экономическая сфера.


Ключевые слова

качество жизни, государство, социальные функции государства, достойная жизнь, социальное государство, социальные гарантии, социальные права человека, свободное развитие личности
Задать вопрос