Отдельные аспекты противодействия коррупции на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 03.09.2020

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Уколова, А. А. Отдельные аспекты противодействия коррупции на современном этапе / А. А. Уколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73452/ (дата обращения: 28.01.2022).



Встатье приводятся официальные статистические данные, свидетельствующие о масштабах коррупции в России, предлагаются отдельные направления противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная направленность, противодействие коррупции, органы исполнительной власти, реестр лиц, региональные власти.

В настоящее время вопрос противодействия коррупции в Российской Федерации в контексте современных рыночных отношений несомненно актуален. Масштаб этого явления высок, статистические показатели показывают, что наша страна — одна из самых коррумпированных стран мира.

Коррупция — серьезная проблема, согласно последним статистическим данным Министерства внутренних дел, за последний год было выявлено 30 500 000 коррупционных преступлений. Из этого числа 12 500 напрямую связаны со взятками. Сообщалось, что по сравнению с 2017 годом количество дел о коррупции увеличилось на 10 %, количество дел о коррупции увеличилось на 15 %. Количество случаев медиации увеличилось на 21 % [11].

Средний размер взятки в России по данным различных ведомств составляет от 450 до 600 000 рублей.

По расчетам Генпрокуратуры, материальный ущерб стране от коррупционных дел в 2018 году составил 65,7 млрд рублей. Для сравнения: в 2017 году показатель был существенно ниже и не превышал 40 млрд рублей [4].

Деятельность правоохранительных органов снижает последствия коррупции. В частности, в 2018 году следственные органы добились ареста имущества, изъятия активов на сумму 46,6 млрд рублей, что позволило примерно на 70 % покрыть убытки от коррупционных дел [8].

Противодействие коррупции — это деятельность государственных ведомств, организаций и частных лиц по выявлению и устранению причин коррупции, пресечению, преданию гласности коррупционных преступлений и минимизации последствий коррупционных преступлений.

Коррупция в Калининградской области сегодня проявляется по-разному, и это разнообразие увеличивается. В 2019 году в Калининградской области выявлены следующие формы коррупции: взяточничество — 60,6 %; мошенничество, совершенное с использованием служебного положения — 25,5 %; хищение или растрата с использованием служебного помещения –13,1 %, служебная подделка — 7,7 % и т. д. [13]

Согласно положениям Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008, борьба с коррупцией в Калининградской области базируется на 7 основных принципах. Между ними [1]:

– законность;

– защита прав и свобод населения;

– прозрачность деятельности государственных органов;

– неотвратимость наказания за коррупционные проступки;

– использование мер по предупреждению коррупции;

– сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями;

– комплексное использование политических, правовых, социальных, экономических, информационных, пропагандистских мер.

Согласно закону, мерами по предупреждению коррупции являются формирование нетерпимости и негативного отношения к коррупции в обществе, развитие институтов общественного надзора, проверка информации о гражданах, претендующих на должности государственной службы, увольнение. должностные лица, которые не предоставляют информацию о своих доходах или предоставляют ложные данные.

Чтобы активизировать усилия по борьбе с коррупцией, государственным органам следует сосредоточить внимание на следующих областях:

– независимость судов;

– гарантии независимости СМИ;

– открытость, объективность в вопросах госзакупок;

– ликвидация ненужных запретов, ограничений в экономической сфере;

– повышение оплаты труда госслужащих;

– сокращение количества госслужащих с одновременным повышением качества привлекаемых кадров.

Отчетность о доходах — важная часть борьбы с коррупцией. Закон требует, чтобы граждане, претендующие на ряд государственных должностей, предоставляли информацию о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.

Граждане, занимающие должности в специальных списках, обязаны сообщать о своих расходах, а также о расходах своих супругов и несовершеннолетних детей. Существует особая процедура проверки соблюдения расходов и доходов гражданина за последние три года.

Органам государственной власти Калининградской области следует детально изучить и рассмотреть возможность использования некоторых аспектов зарубежного опыта в борьбе с коррупцией. Принимая во внимание опыт Сингапура в борьбе с коррупцией, можно, например, работать в следующих областях:

  1. Разграничить функции принятия решений, исполнения и контроля решений, предоставления услуг. В настоящее время многие ведомства совмещают выполнение этих функций, в связи с чем не только снижается эффективность управления, но и увеличивается коррупция.
  2. Введение открытых тендеров для государственных заказов и закупок, если это невозможно, то следует применять строгие стандарты для продуктов и услуг. Создание конкуренции при предоставлении государственных услуг снизит возможность коррупции. Рынок коррупционных услуг работает по закону «экономики дефицита», а это значит, что необходимо облегчить доступ граждан к государственным услугам.

Недофинансирование органов исполнительной власти вынуждает их создавать внебюджетные ресурсы, которые пополняются за счет добровольных взносов. Внебюджетные фонды менее контролируемы, что ведет к росту коррупции.

Для предотвращения коррупции необходимо вовлекать институты гражданского общества, поскольку они заинтересованы в преодолении коррупции. В условиях отчуждения общества от власти, побуждающего общественные организации к совместной работе над решением проблем коррупции, государству предоставляется возможность укрепить доверие между гражданами и достичь своих целей.

Без участия общественности невозможно остановить массовую коррупцию, поскольку на нижних уровнях власти коррупция нечувствительна к импульсам власти, но может быть остановлена ​​только усилиями граждан снизу.

Отдельно хотелось бы остановиться на такой мере противодействия коррупции, как специальный реестр лиц, в который входят граждане, уволенные с государственной службы за совершение коррупционных преступлений. Они попадают в специальный список сроком на 5 лет со дня принятия закона, послужившего основанием для включения в реестр.

Этот реестр находится в открытом доступе, и любой желающий может ознакомиться с субъектами, подозреваемыми в коррупционных проектах. По состоянию на 17 июня 2019 года в реестре числилось более 1300 имен.

Закон, регулирующий борьбу с коррупцией, действует уже 12 лет, но результаты этой борьбы, согласно международным рейтингам, недостаточно эффективны. Например, Transparency International, офисы которой расположены в более чем 100 странах по всему миру, занимается исследованием коррупции более 20 лет. По ее словам, в 2019 году Россия практически находится в конце мирового списка по уровню коррупции, заняв 137 место из 180 [9]. Наши соседи по рейтингу — Ливан, Иран, Папуа-Новая Гвинея.

В последние годы страна только ухудшила свои позиции. Еще в 2015 году мы занимали 119 место в мире в рейтинге коррупции, но уже в 2016 году переместились на 131 позицию. По итогам 2017 года страна опустилась на 135 место, а сейчас — на 138 [10].

По данным международной организации, самый низкий уровень коррупции наблюдается в таких странах, как Новая Зеландия, Дания, Швеция, Финляндия и Сингапур.

При реализации антикоррупционных программ государство должно привлекать общественность, предпринимателей и независимые СМИ. Повышенное внимание следует уделять воспитанию правового и гражданского сознания, а также навыков антикоррупционного поведения. Перечисленные меры общего характера затрагивают многие сферы государственной жизни и деятельности гражданского общества.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. 04.04.2020) «О противодействии коррупции». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
  2. Бахин В. П. Материалы к изучению практики борьбы с преступностью [Текст] / В. П. Бахин, Н. С. Карпов. ‒ Киев: [Изд-во Семенко Сергея], 2017. ‒ 487 с.
  3. Гуреев С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? / С. Гуреев // Вопросы экономики. — № 1. — 2018.-856 с.
  4. Генпрокуратура рассчитала средний размер взятки в России в 2018 году. Официальный сайт Правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_map
  5. Егорова Н. О национальном плане противодействия коррупции / Наталья Егорова // Уголовное право, 2018.-632 с.
  6. Есаян А. К. Правовое регулирование противодействия коррупции в государствах — членах евразийских организаций / А. К. Есаян // Юридический мир, 2017.-145 с.
  7. Зорин Г. А. Криминалистическая характеристика транснациональных преступных групп / Г. А. Зорин, О. В. Танкевич. ‒ Гродно: Негос. ин-т современных знаний, 2017. ‒ 104 с.
  8. Официальный сайт Правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_map
  9. Отчет за 2019 г. международной организации Transparency International. [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/
  10. Отчет за 2017 г. международной организации Transparency International. [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/
  11. Корниленко Ю. А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. — 2018. — № 46. — С.203–205.
  12. Коррупция — 2019. Противодействие и результаты. [Электронный ресурс]. URL: https://center-yf.ru/data/Yuristu/korrupciya-2019.php
  13. Мартынкин, А. А. Анализ состояния коррупции и мер по ее противодействию на примере Калининградской области / А. А. Мартынкин. // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 143–146.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, гражданское общество, Калининградская область, млрд рублей, противодействие коррупции, Россия, государственная служба, исполнительная власть, предупреждение коррупции, уровень коррупции.


Задать вопрос