Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 31.08.2020

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Севостьянова, А. В. Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании / А. В. Севостьянова, О. Н. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73382/ (дата обращения: 23.04.2024).



Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.

Ключевые слова: творческие способности, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение.

Лев Семенович Выготский говорил, что детское творчество является творчеством в первоначальном состоянии. Дети, вместо того чтобы искать различия между поэзией и прозой, между импрессионизмом и кубизмом, просто рисуют картины и рассказывают истории. [3] Дети от природы ко всему подходят творчески. Известный психолог Эрих Фромм рассматривает творческую способность в качестве способности человека к познанию мира, умению удивляться увиденному и услышанному и находить выход из нестандартной ситуации [2]. По мнению ряда отечественных и зарубежных психологов, творческими способностями наделены все люди с рождения. Но если эти способности не развивать, не поддерживать созданием условий и возможностей, то возможет регресс творческих способностей человека.

В быстро меняющемся современном мире происходят и перемены в дошкольном образовании. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одним из важнейших ориентиров выделяется развитие способностей ребенка. Творческие способности определяются как деятельность для решения новых задач, способность предложить собственный замысел и воплотить его в творческом процессе. [1]

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» города Воронеж четыре года реализует инновационную модель дошкольного образования «Детский сад — ИгроПарк». Данная модель определяетсвоим приоритетом игру во всех ее проявлениях. Особое место занимают игры, созданные самими детьми. Создавая игры, придумывая для них правила, инвентарь, сюжет, дети развивают творческие способности, мышление, справляться с возникающими трудностями, учатся планировать, объединять свои идеи в общий проект. Дошкольникпроявляет свою собственную внутреннюю активность, свое отношение к миру, свою индивидуальность. [5]

Образовательная деятельность строится с учетом выбора ребенка. В группах функционируют центры активности: творчество, наука и окружающий мир, математика, конструирование, здоровье и безопасность, грамота и книга, театр и музыка. За пределами группы — в рекреациях и кабинетах, созданы МИРы — Модули Игровой Реконструкции: форм, движения, цвета, идей, конструирования, театра и музыки. Такая форма выступает как средовое решение, предназначенное для реализации развивающих и игровых целей, где происходит процесс игрового конструирования.

Поддержку развития творческих способностей можно заметить в разных МИРах и центрах активности. Творчество присутствует в любой деятельности, в которой присутствует интерес ребенка. Ребенок, преобразовывая объекты, раскрывает новые стороны и свойства познания. По мере накопления знаний об исследуемом объекте или явлении ребенок получает возможность ставить все более сложные цели и задачи. В процессе их достижения у него возникает потребность в «открытии» новых способов преобразования объектов. [3]

Особое место в дошкольном образовании занимает проектная деятельность. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является наличие характера сотрудничества между ребенком и взрослым. Сотрудничество строится не только на взаимодействии детей и педагогов детского сада, а также родителей и других членов семьи. [3]

Деятельность в режиме проектной деятельности строится по следующим этапам [5]: — замысел: идея, мечта, проблема; -реализация: планирование деятельности, способов реализации и воплощение задуманного в практической деятельности с помощью элементов конструктора, дополнение его другими деталями и моделями полученными в любой продуктивной деятельности; — презентация: в разнообразных форматах в процессе реализуемых образовательных событий; — рефлексия: соотнесение полученного результата с задуманной идеей и анализ путей реализации и возникших проблем.

Действовать строго по замыслу сложно, да и не интересно, этот процесс творческо-инженерных «открытий» непредсказуем. ИгроПарк выступает для детей прекрасным инструментом, который способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрывает его индивидуальные особенности, помогает проявить творческий потенциал и реализовывать свои возможности.

Использование средств мультипликации в образовательной деятельности детского сада является одним из самых новых и актуальных направлений в российской дошкольной педагогике. Данная технология отвечает всем требованиям ФГОС ДО и соответствует инновационной модели детского сада. Создание мультипликационного фильма с детьми дошкольного возраста выступает современным видом проектной деятельности, который очень привлекателен для детей.

Мультипликация (Анимация) — это творческий вид кинематографа, позволяющий оживлять рисунки и предметы. Детская мультипликация — это особый вид искусства, который отличается самостоятельностью и самоценностью, где у ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. [6] При создании мультипликационных фильмов, ребенок становится центром образовательной деятельности, выстраивается процесс познания исходя из индивидуальных интересов и способностей. Педагог берет на себя роль помощника или консультанта, который поощряет оригинальный подход, стимулирует активность ребенка и его самостоятельность. Педагогом не ставится задача создание близкого к профессиональному уровню мультипликационного фильма. Педагог предоставляет ребенку ничем не стесненную свободу для выражения своих идей, фантазий и чувств.

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в возможности организовать комплексное развивающее обучение детей всех возрастных групп. Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в различных видах деятельности. Работая над созданием мультипликационных фильмов, дети развивают навыки по рисованию, лепке, конструированию, осваивают драматургию, учатся говорить на литературно — художественном языке, знакомятся с профессиями, связанными с киноиндустрией. Ребенок становится художником, скульптором произведения, сам озвучивает его. Значимым является то, что созданный детьми мультфильм можно предъявить миру. [4]

Появляется всё больше разнообразных техник мультипликации: рисованная техника, объемная мультипликация, живописная мультипликация, компьютерная мультипликация, техника сыпучих материалов, природные материалы, перекладная мультипликация. Большинство техник мультипликации считаются сложными, требующие длительного обучения. Техника «Перекладка» является простой и доступной детям. Каждый персонаж рисуется отдельно, вырезается и соединяется на проволочках-шарнирах. Из персонажей и фонов составляется коллаж. И под камерой начинается игра, похожая на театр марионеток: подвинули персонаж, убрали руки — сняли кадр. Легко передвигаются плоские персонажи-марионетки, добавляются, если нужно, всякие сыпучие материалы или иные предметы, во время озвучивания придумываются и воплощаются перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается или сочиняется музыка, во время монтажа всё это собирается вместе — и мультфильм готов.

Ребенок редко готов потратить много времени на завершение своего творческого продукта, но он создает что-то мгновенно и естественно, сосредотачиваясвои эмоции на том, что он делает в этот самый момент.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155., URL.: https://fgos.ru.
  2. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева — Москва : Логос, 2011. — 306 с., URL.: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
  4. Дедюкина М.И., Ноговицына Д.Г. развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе создания мультипликационных фильмов // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2020/5e4fa3612011d.pdf.
  5. Севостьяова А.В., Попова О.А. Инновационный проект «Детский сад — ИгроПарк» — образование в режиме игровой реконструкции // Сборник научных статей по результатам всероссийской научной конференции с международным участием «Образование детей дошкольного возраста: диалог наук о детстве», 2019. — часть II. — 276-282 с.
  6. Тихонова Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации / Е.Р. Тихонова Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. — 59 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, проектная деятельность, способность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, инновационная модель, мультипликационный фильм.


Похожие статьи

Использование современных инновационных технологий...

Внедрение ФГОС в дошкольное образование и требование к структуре базовой образовательной программы для дошкольного образования привели к значительным изменениям в организации управления и потребовали улучшения системы управления ДОУ.

Похожие статьи

Использование современных инновационных технологий...

Внедрение ФГОС в дошкольное образование и требование к структуре базовой образовательной программы для дошкольного образования привели к значительным изменениям в организации управления и потребовали улучшения системы управления ДОУ.

Задать вопрос