Экономическая политика Правительства РФ как причина противостояния законодательной и исполнительной ветвей российской власти 1991–1992 годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 26.08.2020

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Литичевский, Б. В. Экономическая политика Правительства РФ как причина противостояния законодательной и исполнительной ветвей российской власти 1991–1992 годов / Б. В. Литичевский, А. В. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73312/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются экономические реформы 1991–1992 гг.: их предыстория, основное содержание, а также последствия реализации. Анализируется пореформенная кризисная ситуация — конфликт Правительства со Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ.

Ключевые слова: либерализация цен, М. С. Горбачев, Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, ЧИФ, ваучерная приватизация.

This paper examines the economic reforms 1991–1992 years: their background, main content, and the effects of implementation. The post-reform crisis situation is analyzed — the Government’s conflict with the Congress of People’s Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation.

Keywords: price liberalization, M. S. Gorbachev, E. T. Gaidar, A. B. Chubais, ChIF, voucher privatization.

Экономическое развитие страны является важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества. По этой причине проблемы в сфере экономики государства напрямую связаны со всем внутриполитическим курсом страны. Целью статьи является рассмотрение конфликта Правительства РФ со Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ.

Позднесоветский период, а именно 70-ые — 80-ые гг. характеризовались постепенным, но последовательным спадом темпов роста экономики СССР. Так, за 9-ю пятилетку национальный доход вырос на 28 %, объем валовой продукции промышленности — на 43 %, сельского хозяйства — на 13 %, за 10-ю пятилетку национальный доход по советским данным вырос на 24 %, объём валовой продукции промышленности — на 23 %, а сельского хозяйства — на 10 % [4; с. 102]. Увеличивался товарный дефицит. В 1975 г. карточки были введены в Волжске, в 1980 г. — в Свердловске, в 1981 г. — в Казани, Нижневартовске, в 1982 г. — в Челябинске. Сельское хозяйство было в сложном положении. Создание продовольственной программы под руководством Секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева ярко показало сложность ситуации в сельском хозяйстве. В качестве рецепта для улучшения экономической ситуации выдвигалось увеличение плановых показателей и министерств. Меры не давали результата, единственной спасительной нитью оставались цены на нефть, которые регулярно росли после войны Судного дня 1973 г. Однако после ввода войск СССР в Афганистан в 1979 г. и полета директора ЦРУ США У. Кейси в Саудовскую Аравию цены на нефть стали падать.

Тяжелое наследство получил Горбачев в 1985 г. Попытка штурмовщиной решить проблемы через политику ускорения и программу улучшения ситуации в тяжелом машиностроении привела лишь к катастрофам вроде Чернобыля, введение гос. приемки не улучшило качество продуктов [4; с. 245]. Антиалкогольная кампания, против которой выступали Председатель Совета Министров СССР Н. И. Рыжков и Председатель Госплана СССР Н. К. Байбаков, дополнительно обескровила бюджет. На втором этапе были предприняты более глобальные реформы — были созданы законы о гос. предприятии (1987 г.) и о индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). Однако в первом случаи был потерян контроль над промышленностью, советы трудовых коллективов стали увеличивать зарплату, выборы директоров предприятий ухудшили ситуацию, так как часто избирали неопытных директоров, созданные кооперативы часто занимались не производственной деятельностью, а спекуляциями, так они продавали по рыночным ценам, а покупали по государственным. Недостаточность реформ Рыжкова была очевидна, в связи с чем было принято решение о необходимости создания программы перехода СССР к рыночной экономике Были созданы программа 500 дней (С. С. Шаталин, Н. Я. Петраков, Г. А. Явлинский) и программа Н. И. Рыжкова — Л. И. Абалкина. Но не одну из программ не стали использовать. Дальнейшая дезинтеграция республик привела к дефициту бюджета и росту государственного долга, так как руководство СССР брало кредиты в западных коммерческих банках.

Параллельно с экономическими реформами происходили и политические преобразования. В 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная конференция КПСС, которая должна была провести реформирование политической системы СССР, что и было осуществлено в виде создания Съезда народных депутатов (СНД) как высшего органа власти. Верховный Совет должен был избираться СНД. 4 марта 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, большинство получила КПСС, так как именно представители КПСС получили 920 мест на Съезде из 1068. На заседании I СНД РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитет РСФСР, которая поставила российские законы над союзными. Началась война законов. Центробежные тенденции, особенно после Августовского путча, привели к подписанию Беловежского соглашения 8 декабря 1991 г. 25 декабря 1991 г. Президент СССР сложил с себя свои полномочия и ушел в отставку, 26 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование [1].

Таким образом, новая Россия оказалась в сложной ситуации еще накануне краха СССР. Товарный дефицит усиливался, росла инфляция, разрушались хозяйственные связи с республиками СССР. 28 октября 1991 г. Б. Н. Ельцин выступил на втором этапе V СНД РСФСР с программой экономических преобразований, основой которой являлись либерализация цен и торговли, создание конвертируемости рубля. 6 ноября 1991 г. Было создало Правительство РСФСР вместо Совета Министров РСФСР для проведения реформ, его возглавляли Ельцин, Бурбулис и Гайдар.

3 июля 1991 г. был принят закон о приватизации, а в августе 1992 г. Указ Президента РФ о ваучерной приватизации. Созданные ЧИФы (чековые инвестиционные фонды) часто закрывались сразу после сбора ваучеров, население продавало ваучеры или меняло их на товары.

3 декабря 1991 г. Президент РСФСР Ельцин издал Указ о либерализации цен, цены были отпущены 2 января 1992 г. Хотя на некоторые товары, например, на детское питание цены не отпускали, итог был крайне плачевным в виде гиперинфляции в 2609 процентов [3]. 14 июля 1992 г. был создан российский рубль. Этот процесс также свелся к обмену денег, конфискационной реформе и разрушению рублевой зоны. В 1992 г. Россия осуществила так называемый нулевой вариант и приняла на себя все долги СССР. В связи с этим бюджетная политика проводилась крайне жесткая, ряду предприятий было отказано в финансировании, особенно от этого пострадали заводы и фабрики ВПК. Однако монетарная политика с июня 1992 г. (после назначения на пост Председателя ЦБ РФ В. В. Геращенко вместо Г. Г. Матюхина) шла в разрез с бюджетной, так как ЦБ РФ по требованию Верховного Совета РФ стал кредитовать промышленность, что давало нулевую эффективность тотальной экономии. Верховный Совет РФ принял ряд законов в налоговой сфере: закон о НДС, закон о НДФЛ, а также закон об основах налоговой системы в РФ, на что был дан ответ в виде неуплаты налогов и черной зарплаты.

Экономическая обстановка в России после V Съезда народных депутатов не улучшалась. На VI Съезде народных депутатов РФ Правительство РФ было подвергнуто критике, недовольство курсом Гайдара росло. Из-за сложившегося кризиса было принято постановление СНД РФ «О стабилизации конституционного строя», согласно которому Президент РФ должен был выдвинуть пять кандидатур на пост премьер-министра, ими стали Ю. В. Скоков, В. С. Черномырдин, Гайдар и В. В. Каданников. Скоков, набравший 627 голосов, стал победителем. Однако кандидатура Скокова не устраивала Гайдара, поэтому он попросил передать его пост Черномырдину, что и произошло 14 декабря 1992 г. В свою очередь, Гайдар был снят со всех занимаемых постов.

Таким образом, экономическая и политическая ситуация в последние годы существования СССР привели к тому, что Советский Союз распался, а реформы стали необходимы для развития новой России. На первом этапе законодательная и исполнительная ветви власти находились в союзнических отношениях, однако дальнейшие результаты деятельности Правительства Е. Т. Гайдара привели к конфликту законодательной и исполнительной ветвей власти и последующей отставке Правительства РФ.

Литература:

  1. Ведомости Верховного Совета СССР — 1991. № 52.
  2. Гайдар Е. Т. Дни поражений и побед. М., 1996. 365 с.
  3. Индексы потребительских цен на товары и услуги населению по Российской Федерации в 1991–2009 гг. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://goo-gl.su/R7AWIF (дата обращения 01.08.2020).
  4. Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР: вторая половина 1940 ‒ первая половина 1980-х гг. СПб., 2010. 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): верховный Совет РФ, Россия, сельское хозяйство, либерализация цен, народный депутат РФ, валовая продукция промышленности, ваучерная приватизация, исполнительная ветвь, национальный доход, товарный дефицит.


Ключевые слова

М. С. Горбачев, либерализация цен, Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, ЧИФ, ваучерная приватизация

Похожие статьи

Задать вопрос