Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 25.08.2020

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Кашичкина, Е. И. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности / Е. И. Кашичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73293/ (дата обращения: 19.04.2024).



Экологическое образование занимает все большее место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее разнообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов ее решения.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность в прямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, сформировать отношение к миру. Китайская пословица глоссит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму».

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: в разные сезоны, они видят солнце и ощущают теплый или холодный ветер; рассматривают небо, увлеченно собирают камни, им нравится рисовать палочкой на песке, играть с песком и водой. Эти предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. У человека связь с неживой природой сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать нефть, уголь; использовать глину и песок в строительстве и т. д. Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Свою деятельность мы начали с того, что, наблюдая за детьми, определили объект неживой природы: песок, который вызвал у них повышенный познавательный интерес.

Цель: познакомить детей с:

1) свойствами сухого и мокрого песка;

2) значением песка в жизни живых существ, в том числе и человека.

Для достижения этой цели, мы определили задачи нашей деятельности:

– Помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах песка;

– Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

– Развивать умение планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;

– Показать связь песка с живой природой, продемонстрировать значение песка в жизни растений, животных и человека.

– Воспитывать бережное и заботливое отношение к объекту неживой природы.

Сам же процесс деятельности включил в себя различные формы работы с детьми: наблюдения, чтение познавательной и художественной литературы, эксперименты, просмотр компьютерной презентации, работу творческих мастерских.

В старшем дошкольном возрасте, при проведении опытов работа осуществлялась по этапам, выслушав и выполнив одно задание, дети получали новое, более сложное. Они следили за ходом выполнения опыта, поскольку сложность экспериментов возрастала, а самостоятельность детей повышалась.

При изучении темы «Песок» дети познакомились с его составом и свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и сделали вывод, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на кристаллики. А при проведении опытов: «Может ли песок двигаться?», «Куда исчезла вода?», «Мокрый песок», «Имеет ли песок запах», «Какой песок тяжелее?» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, легким и тяжелым, что из влажного песка можно лепить, а сухой рассыпается. Рассматривая глобус, отыскивали пустыни. Компьютерная презентация «Песочные чудеса в природе» помогла расширить представления детей об особенностях песка в природных условиях (дюны, барханы). Провели опыты: «Барханы из песка», «Могут ли насекомые жить в песке?». Вместе с детьми выяснили, кому песок необходим для нормальной жизнедеятельности, кто может и что им помогает выживать в песчаных пустынях.

Дети, под руководством воспитателя, проводили разнообразные опыты («Пропускает песок воду?», «Можно ли очистить воду с помощью песка?», «Растворяется ли речной песок в воде?», «Песок строитель», «Можно ли рисовать на песке?»), которые знакомили детей со свойствами сухого и мокрого песка. Дети самостоятельно формулировали выводы о скрытых свойствах песка. После прочтение сказки «Сказка о песке и солнечном свете» у детей обобщились представления о свойствах песка.

В группе для детей была организована творческая мастерская, в которой ребята увлеченно рисовали цветным песком на разные темы: «Цветы для мамы», «Обитатели пустыни», «Нарисуй, что хочешь». Это позволило не только познакомить детей с техникой рисования песком, но и развивать художественно-творческие способности, фантазию детей.

А из презентаций «Что из чего» дети узнали, что песок необходим для тушения пожара, пересадки комнатных растений, для строительства зданий; песок помогает справиться с гололедом и т. д.

Проблемные вопросы в наших беседах иногда ставили детей в тупик: «Нужен ли песок людям, полезен ли он?», «Где еще может использоваться песок?». Они обсуждали эти вопросы дома с родителями, а на следующий день мы продолжали диалог, из которого дети узнали о том, что песок:

– используется в строительстве,

– он необходим при изготовлении стекла;

– песок в зимний период, помогает овощам (свекле, моркови) дольше храниться;

– песок необходим для содержания домашних питомцев (для создания рельефного дна у аквариумных рыб, песок добавляют в корм для попугаев, канареек);

– песок нужен для отдыха и лечения.

Размышляя о природе, дети обогащали свои знания, чувства, у них сформировались правильные отношения к живому, желание созидать, а не разрушать. Таким образом, мы узнали, что все явления и объекты неживой природы, которые нас окружают, являются предметом единой системы экологического воспитания.

Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, так как, она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребенка к школе.

Литература:

  1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование // «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С-Пб., 2013.
  3. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. — Волгоград, 2009
Основные термины (генерируются автоматически): песок, неживая природа, ребенок, экологическое воспитание, единая система, компьютерная презентация, мокрый песок, познавательная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экологическая культура.


Похожие статьи

Задать вопрос