Современные подходы к экономическому образованию школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Валькова, С. Л. Современные подходы к экономическому образованию школьников / С. Л. Валькова, Р. С. Жилин, М. В. Корякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 187-188. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73215/ (дата обращения: 23.01.2022).



В данной работе авторами рассматриваются различные современные подходы к экономическому образованию в средней школе.

Ключевые слова: школа, преподавание, экономическое образование.

Концепция развития системы общего среднего образования предполагает, что обучающиеся должны быть экономически и финансово грамотными. Причем такие темы как налоги, рынок труда, права и обязанности владельца собственности, должны доходить до инструментального уровня. Это значит, что преподавание должно вестись на проблемной основе с обсуждением альтернативных решений реальных экономических проблем.

Подходы к экономическому образованию:

  1. Предметный подход
  2. Элективные курсы экономической направленности
  3. Интегрированный подход
  4. Дополнительное образование (кружки экономической направленности) [1,c. 3].

Интегрированный подход к экономическому образованию предполагает преподавание экономических вопросов на уроках истории, права, географии, обществознания, решение экономических задач на уроках математики.

Содержание экономического образования включает:

– Опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме его результатов — знаний.

– Опыт осуществления известных способов деятельности — в форме умения действовать по образцу.

– Опыт творческой деятельности — в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях.

– Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме ценностных ориентаций.

Опыт познавательной и практической деятельности включает и работу с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета), критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий, освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.

В требованиях к уровню подготовки выпускников есть умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Целями изучения экономики на профильном уровне является работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации, критическое осмысление экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, экономический анализ общественных явлений и событий, решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах), освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников предполагают использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для исполнения типичных экономических ролей, решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями, совершенствования собственной познавательной деятельности, оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

«Ключевые компетентности — наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений (путем опыта их успешной реализации)» [2, с. 54].

Они многофункциональны (овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни).

Они надпредметны и междисциплинарны (переносимы на различные предметные области, т. е. применимы в различных ситуациях не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.)

Современная концепция образования, новые ФГОС ориентируются не только на усвоение знаний обучающимися, но и на саморазвитие, самореализацию, развитие личности, её познавательных способностей. Сейчас основным направлением в сфере получения новых знаний поставлен компетентностный подход в образовании, рассматривающий в качестве результата образования не сумму усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

В своей работе мы стараемся придерживаться общеизвестных дидактических принципов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках экономики и обществознания: это полноценная работа каждого ученика в течение всего урока: доступность материала и опора на известные уже знания: наглядность и занимательность обучения, рациональное сочетание изученного материала с неизвестным; задания на максимальном уровне трудности, соответствующие реальным возможностям ученика. Основным методом в системе работы современного учителя остаётся метод проблемного обучения, при котором учащиеся самостоятельно добывают знания. Именно здесь и помогают информационные технологии. Например, использование электронных таблиц позволяет решать самостоятельно трудоёмкие экономические задачи, а возможность предоставления результатов в графической форме вызывает у учащихся новый интерес.

На уроках успешно используются комбинации элементов известных методик преподавания. Так, сочетание деловых игр и информационно-коммуникационных технологий с элементами коллективного метода обучения позволяет добиться наивысшей активности учащихся на уроках экономики и обществознания, привить интерес к изучению этих предметов, возможность получить прочные знания. Это сочетание даёт возможность преодолеть такие проблемы, как однообразное изложение материала на уроке, перегруженность информацией.

Различные компьютерные программы позволяют смоделировать и провести деловые игры на уроках, которые позволяют разнообразить урок, отработать различные ситуации на рынках. Игровые технологии обучения прекрасно дополняют компьютерные, что позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую, к главной цели — творческо-поисковой работе. Таким образом, ИКТ и технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить школьников осознавать мотивы своей деятельности. Школьники сразу могут увидеть результаты своих решений, проанализировать их, сравнить их с решениями других игроков. Здоровый азарт, возникающий во время таких игр, развивает интерес к изучаемому предмету и воспитывает у учащихся такие качества, как организованность, дисциплина и ответственность за принимаемые решения. Это может быть, например, модель рынка товаров и услуг, когда учащиеся имеют возможность принимать решения о деятельности «своей» фирмы, назначать цену продукции, определять объём производства и выбирать наиболее актуальные статьи расходов или модель рынка ценных бумаг, где каждый учащийся может ощутить себя инвестором. С помощью Интернет можно организовать изучение процесса инвестирования на реально существующем рынке ценных бумаг.

Проведя отслеживание результативности своей работы, учитель получает возможность утверждать, что сочетание компьютерной и игровой технологии повышает темпы усвоения экономических и обществоведческих знаний, так как использование этих технологий служит условием актуализации знаний школьников, позволяет применять средства и методы, направленные на формирование стремления к использованию своих способностей в реализации на практике экономических и обществоведческих знаний.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»
  2. Иванов Д. А., Иванова Л. Ф., Загвоздкин В. К. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Липецк, 2018, 154 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическое образование, экономическая информация, знание, практическая деятельность, решение, Опыт осуществления, повседневная жизнь, уровень подготовки выпускников, урок экономики, экономическая направленность.


Задать вопрос