Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 24.08.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла / Е. А. Коноваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73279/ (дата обращения: 19.09.2020).



В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

Ключевые слова: учебник, учебный материал, работа, учебный текст, эстетический цикл, умение.

Одно из требований, предъявляемых ФГОС [1,2] к процессу обучения, — это формирование учебных навыков у обучающихся, что совершенно невозможно без непосредственной работы с учебником. Поэтому научить школьников учиться и умело использовать учебник не только для выполнения учебной задачи и источника информации по учебному предмету, но и в качестве настольного помощника — справочника, с помощью которого ученик может вспомнить, закрепить и переосмыслить учебный материал, полученный на уроке. Приёмов работы с учебником, как источником знаний, огромное количество, но получить желаемый результат и эффект от такой работы можно только тогда, когда учитель сам понимает каким образом должна быть организована эта работа.

Огромную роль учебник выполняет в процессе самостоятельной деятельности обучающихся, например, в условиях самоизоляции, когда умение организовать своё рабочее пространство и умение самостоятельно «добывать» знания оказались приоритетными.

«По мнению известных педагогов, учебник — это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции:

– информационную;

– систематизирующую;

– закрепления и самоконтроля;

– самообразования;

– интегрирующую;

– мотивационную и т. д.» [3]

Но, к сожалению, современные школьники, в своём большинстве не проявляют стремлений к учёбе, более того, практика работы в школе показывает, что у обучающихся снижается интерес к получению знаний. Причины этого кроются в противоречии современного образовательного стандарта, где личностно-ориентированное обучение противопоставляется обязательному для каждого ученика усвоению содержания учебной дисциплины, согласно ФГОС и соответственно меняется цель обучения; вместо развития гармоничной личности целью является достижение конкретного результата.

Современный учитель находится в той ситуации, когда совместить эти две противоположные цели обучения в полной мере достаточно сложно, несмотря на многообразие существующих приёмов и современных методов обучения, разнообразия учебных образовательных программ, рекомендуемых к работе. С другой стороны, у обучающихся снижается учебная мотивация, вследствие усложнения и более углубленного освоения учебных предметов и сокращении времени на прохождении программного материала.

Немалая роль в разрешении этого противоречия принадлежит учебнику и умению работать с ним. Если педагог сам не умеет использовать все возможности современного учебного пособия, пытается донести до обучающихся учебный материал таким образом, что работа с учебником выходит на второй, и, иногда, на третий план, когда «живое слово» педагога и работа с мультимедийными средствами обучения исключают необходимую работу с книгой, как основным источником знаний, в котором уже заложен необходимый учебный материал, то и отношение ученика к учебнику будет соответственным — отсутствие умения работать с учебной книгой.

Изменить данную ситуацию позволит не только создание новых, современных, познавательных и интересных для обучающихся и педагогов учебных пособий, но и переосмысление своей деятельности в ежедневной работе учителя, его желание и умение научить ученика работать с книгой.

В первую очередь учитель должен направить работу с учебником таким образом, чтобы заинтересовать ученика, чтобы учащийся захотел самостоятельно работать с учебным пособием, что возможно только при правильной формулировке учебной задачи таким образом, чтобы школьник осознал, что готовое решение — это уже неинтересно, а поиск ответа на поставленный вопрос и является эффективным решением учебной задачи. И тогда, школьники будут заинтересованы в добывании, а не получении учебного материала.

Очевидно, что современный педагог должен понимать, что обучающиеся смогут достичь определенных результатов только если смогут овладеть особыми умениями и научатся приемам работы с учебником. Ещё Н. К. Крупская, уделяла большое внимание умениям работать с книгой и сформулировала основные задачи такой работы: «Первая задача при чтении — это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача — продумать прочитанное. Третья — сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача — это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…». [7]

Кроме того, учитель должен стимулировать и поощрять желание учеников изучать новый материал не просто прочитывая страницы учебника, но использовать учебный материал для более углубленного изучения дисциплины и для самостоятельной работы.

Для осуществления дифференцированного подхода к обучению и наибольшей продуктивности учебного занятия выделяют 3 вида работы с учебным текстом: репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические и творческие.

Шебанова Е. Ф. [9] в своей работе выделяет следующие репродуктивно- поисковые формы работы с учебником: комментирование чтение параграфа, устные или письменные ответы на вопросы к параграфу, заполнение таблиц или схем, составление опорного плана или конспекта. Все эти формы работы могут быть использованы в том числе и при преподавании предметов эстетического цикла.

Очевидно, и использование на уроках и сравнительно-аналитических методов работы с учебным текстом. При сравнении объектов учащиеся должны найти взаимосвязи и уметь обобщить полученную информацию, в этом могут помочь составление сравнительных таблиц, схем и анализ рисунков и иллюстраций, конечно, при этом возрастает роль предварительной подготовки учителя.

В процессе преподавания предметов эстетического цикла наиболее эффективной будет творческая работа с учебником: составление кроссвордов по прочитанному материалу; составление вопросов по заданному началу, например: «Докажите, что...»; «Объясните, почему...» «Какой вывод можно сделать из...»: при этом ученик должен не только уметь чётко сформулировать вопрос, но и знать развёрнутый ответ на него; иллюстрация прочитанного — «Нарисуйте кадры диафильма». Кроме того, для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, можно предложить работу с текстами, в которых есть пропущенные слова, а также составление рассказов, на основе прочитанного текста, с использованием заданных слов, обычно, такими словами являются опорные слова учебного текста.

В настоящее время большую помощь в работе с учебником оказывают и тетради на печатной основе, которые являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса по каждому учебному предмету. Работа с такой тетрадью может быть организована как на всех типах уроков, так и на всех этапах урока. Самостоятельной работе с учебником помогают как новейшие педагогические технологии, так и традиционные формы учебных занятий. Это могут быть конференции, семинары, уроки-концерты, уроки — игры, где обучающиеся смогут в полной мере продемонстрировать умение работать с учебником, так как подготовить сообщение или учебный доклад на определённую тему требует от учеников умение анализировать и синтезировать учебный материал, выбирать главное и пересказывать с опорой на учебный текст.

В основе работы с текстом на уроках предметов эстететического цикла лежит технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Эта теория позволяет обучающимся находить в тексте конкретные сведения, факты, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы, видеоряда, выделять нужную информацию для решения практической задачи, анализировать, сопоставлять и обобщать, интерпретировать и преобразовывать информацию, создавать творческие работы на основе этих знаний.

Таким образом, необходимо переориентировать работу учителя и ученика таким образом, чтобы учебник и учитель взаимно дополняли друг друга. Для этого необходимо научить обучающихся самостоятельно добывать знания из учебника, перестраивать ранее полученные знания, осуществлять широкий перенос формированных приемов на решение новых учебных задач, возможности развития стремления к самообразованию, которые заложены в содержании образования.

Какие приемы чтения можно рекомендовать для преподавания предметов эстетического цикла [8]:

– чтение вслух в классе под руководством учителя;

– чтение «для себя» для подготовки к чтению вслух;

– самостоятельное чтение «про себя» с постановкой эвристических вопросов к прочитанному;

– чтение «про себя» и выписывание из учебника важных мест и новых слов (подготовка к составлению опорного конспекта прочитанного текста);

– чтение выводов и запись «своими» словами выводов из прочитанного текста;

– составление таблиц по прочитанному материалу;

– чтение с зарисовками на основе текста или иллюстраций.

Итак, в процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:

– осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую, развивающую) и способствуют формированию у учащихся основных знаний, учебных умений и позитивных отношений к окружающему миру;

– направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;

– обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью;

– приобщают учащихся к самообразованию.

Таким образом, слова Константина Дмитриевича Ушинского «Научить учеников пользоваться учебником и вообще книгой — великая, благодарная и самая необходимая задача» являются актуальными и в современных условиях, и решать эту задачу педагогам необходимо ежедневно.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N373)
  3. Артюшенко И. А. Эффективные приёмы и формы работы с учебником // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/02/22/effektivnye-priyomy-i???history=0&pfid=1&sample=2&ref=1
  4. Кулешова Т. Н. Работа с печатным учебником на уроке технологии в школе VIII вида //https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabota_s_pechatnim_uchebnikom_na_uroke_tehnologii_v__233119.html
  5. Колесник О. В. Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с учебником // https://infourok.ru/formirovanie-obscheuchebnih-umeniy-i-navikov-vo-vremya-raboti-s-uchebnikom-3959530.html???history=0&pfid=1&sample=46&ref=0
  6. Лазарева И. А. Роль школьного учебника в подготовке к уроку. Эффективные приемы и формы работы с учебником. Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с учебником // https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia_dlia_shmo_rol_shkol_nogho_uchiebnika_v_podghotovkie_k_uroku; https://theslide.ru/detskie-prezentatsii/prezentatsiya-dlya-shmo-rol-shkolnogo-uchebnika
  7. Усова А.В Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла //https://fiz.1sept.ru/article.php?ID=200601602
  8. Хозяшева Р. В. Работа с учебником: проблемы, поиск, результат //https://urok.1sept.ru/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/420032/
  9. Шебанова Е. Ф. Работа с учебником на уроке // https://bio.1sept.ru/view_article.php?ID=200103307
Основные термины (генерируются автоматически): учебник, учебный материал, учебный текст, эстетический цикл, работа, обучающийся, прием работы, прочитанный материал, прочитанный текст, учебная задача.


Ключевые слова

работа, учебник, умение, учебный материал, учебный текст, эстетический цикл
Задать вопрос