Анализ состояния травматизма военнослужащих и поиск путей профилактики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 24.08.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, М. С. Анализ состояния травматизма военнослужащих и поиск путей профилактики / М. С. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73276/ (дата обращения: 19.09.2020).



В статье представлены промежуточные результаты анализа состояния уровня травматизма военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) и высших военных учебных заведения. Представлена полученная прогнозная математическая модель динамики потерь военнослужащих в ВС РФ на ближайшие годы. Определены первичные пути решения исследуемой проблемы на примере военного вуза.

Ключевые слова: военный травматизм, травма, несчастный случай, профилактика, безопасность, безопасность военной службы, личная безопасность.

Сегодня уже не секрет, что обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья граждан Российской Федерации (РФ) — это обязанность нашего государства. Наряду с этим уровень производственного травматизма, в целом, в нашей стране с учетом официальной тенденции к снижению, остается высоким.

В ходе настоящих исследований при изучении материалов на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) сформулированы и представлены существующие на сегодняшний день нерешенные проблемы в области обеспечения безопасности военной службы [1]:

– высокий уровень травматизма военнослужащих, сопровождающийся трудопотерями;

– высокий уровень гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности, дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев;

– высокий уровень гибели военнослужащих в результате суицидальных происшествий.

По данным МО РФ ежегодно в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) при исполнении обязанностей погибает более 500 военнослужащих, получают травмы с трудопотерями более 20 тыс. чел. [1].

Опираясь на имеющиеся в открытых источниках официальные данные о погибших и травмированных военнослужащих, представлена динамика травматизма за период с 2008 по 2016 гг. и полученная прогнозная модель динамики потерь в ВС МО РФ на краткосрочную перспективу 2017–2022 гг. (рис. 1), при отсутствии данных о количестве погибших в 2017–2019 гг., получены прогнозные значения анализируемого показателя.

Динамика и прогноз потерь в Вооруженных Силах Министерства обороны за период с 2008 по 2016 гг., чел.

Рис. 1. Динамика и прогноз потерь в Вооруженных Силах Министерства обороны за период с 2008 по 2016 гг., чел.

Из рис. 1 видно, что динамика потерь военнослужащих, согласно полученной регрессионной линейной модели: y = 13,656x — 26919 (R² = 0,3367), продолжит рост на прогнозируемую перспективу (2020 -2022 гг.), что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования системы профилактики травмирования и гибели военнослужащих от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Кроме этого, в результате анализа научной литературы, статистических данных и информации в различных информационных источниках установлено, что ежегодными ужасающими причинами гибели военнослужащих в ВС РФ являются: несчастные случаи в результате личной неосторожности, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), при неосторожном обращении с оружием, а также самоубийства, заболеваемость, травмирование и гибель в ходе учений и при исполнении воинского долга и др.

Ежегодное распределение причин гибели военнослужащих в ВС РФ представлено на рис. 2 [1].

Ежегодное распределение причин гибели военнослужащих в ВС РФ

Рис. 2. Ежегодное распределение причин гибели военнослужащих в ВС РФ

В ходе настоящих исследований и проведенного анализа состояния травматизма в военных вузах можно сделать вывод, что основной причиной травмирования военнослужащих и курсантов является их личная неосторожность.

Структура травм среди военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений, представлена на рис. 3

Распределение травм среди военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений

Рис. 3. Распределение травм среди военнослужащих и курсантов высших военных учебных заведений

Распределение уровня травмированных по категориям военнослужащих и курсантов представлено на рис. 4.

Распределение уровня травмированных по категориям военнослужащий

Рис. 4. Распределение уровня травмированных по категориям военнослужащий

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы обусловлена состоянием безопасности военной службы в повседневной деятельности, которая показывает, что уровень безопасности военной службы по-прежнему остается низким и не отвечает предъявляемым требованиям.

Общеизвестно, что пропаганда знаний в области безопасности — это важное государственное дело. Очевидно, что положительные результаты пропаганды выгодны государству, а, следовательно, любому гражданину страны. Зачастую информация о мерах безопасности и методах спасения попросту не во время доходит до своего главного потребителя — населения. И это несмотря на то, что буквально каждый человек жизненно заинтересован в соответствующих сведениях [6]. В результате такого положения мы имеем крайне неблагоприятную обстановку с числом погибших и травмированных, как в условиях повседневной жизни, так и разного рода экстремальных ситуациях [6].

Решить сегодня эту актуальную задачу можно путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности [2]. Основными целями формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) являются снижение влияния человеческого фактора на риск возникновения чрезвычайных ситуаций, минимизация количества пострадавших, обеспечение безопасности человека, общества и государства [2, 3].

Основными организационными принципами формирования КБЖ являются всеобщность, непрерывность и комплексность [2]. Деятельность по формированию КБЖ должна быть интегрированной и междисциплинарной, базироваться на научно обоснованных разработках и соответствовать психофизиологическим и познавательным возрастным возможностям различных групп военнослужащих.

Таким образом,определена цель и задачи нового научного направления по созданию комплексной инновационной модели по формированию культуры личной безопасности жизнедеятельности курсантов высших военных учебных заведений [6]. Предполагаемый социальный эффект от реализации предлагаемого научного исследования будет направлен на: воспитание внутренней потребности каждого следовать существующим нормам и правилам безопасности жизнедеятельности; оказание положительного влияния на жизненную позицию людей, на формирование безопасного образа жизни; подготовку человека к безопасному образу жизни и обучение его правилам, дисциплине и нормам поведения в условиях повседневной жизни и экстремальных ситуациях; использование и применение нового методического механизма воздействия на курсантов высший военный учебных заведений в вопросе формирования безопасного образа жизни и культуры личной безопасности [6].

Литература:

  1. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации: Безопасность [Электронный ресурс] URL: https://sc.mil.ru/social/safety.htm (дата обращения: 25.07.2020).
  2. ГОСТ Р 22.3.07–2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения: http://docs.cntd.ru/document/1200109440 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 25.07.2020).
  3. Федотова Н. Р. Формирование культуры безопасности у бакалавров // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25841 (дата обращения: 25.07.2020).
  4. Бочаров А. В. Роль учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности” в формировании у студентов культуры безопасности //Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2017. — № 3 (152).
  5. Дурнев Р. А. Культура безопасности жизнедеятельности как фактор формирования безопасной образовательной среды //Проблемы БЖД (в сфере образования): Материалы I научно-практической конференции: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2016.
  6. Овчаренко М. С., Худякова В. М. О разработке и применении инновационных подходов в образовательной среде к вопросу воспитания культуры личной безопасности учащихся и вузовской молодежи / EUROPEAN SCIENCE OF THE FUTURE. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (24 сентября 2019 года) / МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 15–19.
Основные термины (генерируются автоматически): ВС РФ, военная служба, Российская Федерация, высокий уровень гибели военнослужащих, динамик потерь военнослужащих, ежегодное распределение причин гибели военнослужащих, личная неосторожность, МО РФ, распределение уровня, ходя настоящих.


Ключевые слова

профилактика, безопасность, травма, несчастный случай, личная безопасность, военный травматизм, безопасность военной службы
Задать вопрос