Влияние прокрастинации на учебный процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 25.08.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Кохан, Н. В. Влияние прокрастинации на учебный процесс / Н. В. Кохан, К. А. Путинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73271/ (дата обращения: 19.09.2020).



В статье рассматривается явление прокрастинации, которое является актуальным в связи с большим отрицательным влиянием на учебный процесс. Целью статьи является описание феномена прокрастинации в учебном процессе. В ходе описания проводится исследование методом опроса (анкетирование). Результатом исследования является представление стратегий по преодолению данного явления. Прокрастинация встречается не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни, поэтому тема представляет собой широкий интерес.

Ключевые слова : прокрастинация, стратегии, учебная деятельность.

Прокрастинация — это понятие, обозначающее склонность к постоянному «откладыванию на потом» определенных мыслей и дел [3]. Прокрастинация распространена среди всех возрастов. Данное явление часто встречается в среде студентов. Регламентация учебного процесса создает ситуацию, благоприятную для появления прокрастинации, которая может привести к негативным последствиям. Именно прокрастинация является одним из наиболее значительных факторов, способствующих нарушению самого процесса обучения и снижению его качества. Поэтому исследование причин, обуславливающих прокрастинацию, и способов выхода из данного состояния является актуальной задачей психологии.

Большинство авторов рассматривают прокрастинацию как явление неоднородное, содержание которого зависит от множества факторов. Так, например, П. Стил, автор теории временной мотивации, выделяет характерные отличительные черты: субъект всегда откладывает дела, привязанные к каким-либо срокам; прокрастинация — это всегда промедление и невыполнение каких-либо задач; чем выше сроки, тем больше вероятность того, что субъект выберет удовольствие «здесь и сейчас» [6]. Я. И. Варваричева дополняет точку зрения П. Стила: прокрастинация — это «сознательное откладывание субъектом намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой негативные последствия». Следовательно, осознанность — один из признаков прокрастинации [1]. О. С. Виндекер и М. В. Останина считают, что прокрастинация отрицательно влияет на успешную деятельность человека [2]. Е. П. Ильин относит данное явление скорее к лени, в то же время, определяет его как склонность к постоянному откладыванию [5]. Из всего вышесказанного следует, что прокрастинация определяется как сознательное откладывание дел, имеющее негативные последствия и сопровождаемое внутренним дискомфортом, отрицательными эмоциональными переживаниями.

В процессе работы над данной статьёй было проведено исследование взаимосвязи и влияния прокрастинации на уровень стресса и качество обучения у студентов четвертого курса Новосибирского государственного педагогического университета. В опросе приняли участие 20 человек, из них 15 девушек и пять юношей. Средний возраст респондентов 21–22 года. Основными задачами опроса являлись: определение распространенности прокрастинации среди студентов педагогического университета и изучение влияния прокрастинации на качество образовательного процесса.

В ходе исследования выявлено, что более чем у 70 % опрошенных отмечаются признаки прокрастинации. Несмотря на общую удовлетворенность образовательным процессом (70 % опрошенных), регулярные нервные перегрузки испытывают около 30 % студентов. Отдельно стоит отметить, что почти все опрошенные не испытывают недостаток времени, то есть сознательно откладывают свои дела на потом.

Существует множество стратегий, которые помогают в преодолении прокрастинации. Приведем некоторые из них.

– Стимулируйте себя временем для отдыха. Представьте, что выполнив необходимое задание, вы сможете заняться чем-то, что вам интересно. Данный мотив будет стимулировать к выполнению работы.

– Напишите резюме дня — выпишите все задачи, выполненные за день. Часто мы недооцениваем свою эффективность, но потратив одну минуту, чтобы обдумать день, можно остаться приятно удивленным от своих успехов.

– Найдите партнера по подотчетности. Некоторым людям необходимо докладывать кому-то о своих успехах это помогает в полной мере выполнить работу. Чем более строгим будет партнер, тем лучше.

– Начните с малого. Бывает такое, что работа, которую необходимо выполнить представляет собой трудоемкий процесс, поэтому будет целесообразно разделить большое задание на маленькие части, так эта задача не будет казаться непосильной.

– Выпишите себе штраф. Поставьте условие, что за невыполнение задания, вы понесете какое-то наказание: откажитесь от вредной пищи или ограничите время в социальных сетях.

– Предотвращайте все возможные препятствия. Может быть такое, что обстановка мешает вам сконцентрироваться из-за беспорядка, тогда будет правильным прибраться или у вас есть человек, который вас отвлекает. В таком случае предупредите его, что вы заняты и не можете уделить ему время.

В статье рассмотрена только учебная прокрастинация, но феноменология прокрастинации более обширна. Эта проблема может затронуть любую сферу деятельности человека помимо учебной (написание курсовых и дипломных работ), трудовую (опоздания, неподготовка отчетов и докладов), социальную (откладывание встреч, звонков) и бытовую (откладывание ремонта, невыполнение домашних обязанностей) [4].

Литература:

  1. ВарваричеваЯ. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Варваричева, И. Я. –Текст: непосредственный // Вопросы психологии.–2010. –№ 3.
  2. Виндекер, О. С. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С. Н. Lay (на примере студенческой выборки) / О. С. Виндекер, М. В. Останина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. — 2014. — № 1. — С. 30.
  3. Гельфанд М. С. О прокрастинации в научных исследованиях / М. С. Гельфанд. — Текст: непосредственный // Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука». — 2017. — № 4. — С. 61–65.
  4. Кузнецова М. Н. Роль прокрастинации в процессе обучения / М. Н. Кузнецова, А. В. Королькова, Т. Б. Амирова. — Текст: непосредственный // Наука и инновации. — 2016. — № 7. — С. 1380.
  5. Солынин Н. Э. Особенности защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации / Н. Э. Солынин, А. В. Лингурарь.– Текст: непосредственный // Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. –2017. — № 3. –С. 184–188.
  6. Steel P. The Nature of Procrastination: A MetaAnalytic and Theoretical Review of Quintessential SelfRegulatory Failure / P. Steel. — Текст:непосредственный // Psychological Bulletin. — 2007. — № 133
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, образовательный процесс, явление.


Задать вопрос