Самовоспитание как средство развития личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 23.08.2020

Статья просмотрена: 847 раз

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Самовоспитание как средство развития личности / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 111-112. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73249/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье будет раскрыта сущность и содержание процесса самовоспитания, рассмотрены основные виды самовоспитания, компоненты или методы самовоспитания.

Ключевые слова: самовоспитание, компоненты или методы и виды самовоспитания.

Каждый взрослый человек приходит к тому мнению, что ему необходимо улучшать свои способности, навыки и умения. Для этого необходимо провести огромную работу по воспитанию своей личности. Всем известно, что воспитание — процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека. То есть с самого рождения на него оказывается воздействие со стороны родителей, воспитателей, педагогов и т. д. При этом важно, чтобы человек сам себя тоже воспитывал. Получается, что воспитание –двусторонний процесс. С одной стороны идет внешнее воздействие на человека, с другой — воздействие человека на самого себя, то есть самовоспитание.

Главной целью самовоспитания является стремление человека приучить себя к чему-то. Считается, что самовоспитание носит положительный характер, потому что человек стремится развить в себе какие-то положительные качества взамен отрицательных. Например, организованность, дисциплинированность, сдержанность и т. п. Формирование таких качеств личности путем самовоспитания начинается в семье, затем продолжается в учебном коллективе и т. д.

Рассмотрим конкретнее, что же такое процесс самовоспитания.

Самовоспитание — это целенаправленная сознательная деятельность человека, направленная на реализацию себя как личности, формирование и усовершенствование моральных, эстетических, физических и трудовых качеств.

Самовоспитание связано с четким осознанием целей, критическим мышлением, способностью к самовыражению, самосовершенствованию.

Как уже говорилось выше, самовоспитание и воспитание находятся в тесной и неразрывной связи друг с другом, так как оба процесса направлены на формирование и развитие личности и требуют от человека одного и того же:

– всестороннее познание себя;

– развитие и совершенствование положительных качеств;

– формирование и развитие знаний, умений и навыков творческого характера.

Самовоспитание всегда формируется через самосознание. Человек учится объективно оценивать себя, видеть свои положительные качества и слабые стороны и работать над ними. Степень самосознания зависит от цели, которую ставит перед собой человек. Это может быть концентрация внимания на какой-либо деятельности, которую он выполняет, либо глубокие размышления над собой, своим внутренним миром.

В соответствии с качествами, которые развивает в себе человек, выделяют следующие виды самовоспитания:

  1. интеллектуальное самовоспитание, главной целью которого является стремление приобрести новые знания, улучшить профессиональные навыки, расширить мировоззрение;
  2. этическое самовоспитание — направлено на улучшение навыков общения, формирование умения вести диалог;
  3. физическое самовоспитание — направлено на улучшение физического состояния организма, ведение здорового образа жизни, занятие спортом;
  4. психологическое самовоспитание — его главной целью является привести в равновесие волевые качества личности.

Самовоспитание является одним из важных факторов формирования личности, развития ее способностей и характера. Именно благодаря самовоспитанию человек стремится подстроить свои собственные личностные качества под общественные требования.

Компонентами самовоспитания являются:

  1. самоанализ личностного развития, то есть размышления человека над какими-то отдельными своими качествами, что способствует более обдуманным действиям и поступкам в будущем;
  2. самоотчет — помогает человеку брать ответственность за свои действия и поступки на себя;
  3. самоконтроль — способствует выявлению качеств характера и оценке своих возможностей;
  4. самооценка — дает возможность объективно оценить себя, взглянуть на себя как бы со стороны и дать оценку отдельным чертам и качествам личности.

Для того, чтобы сформировать в себе эти качества необходимо пользоваться методами самовоспитания. К ним относятся: самоубеждение, самовнушение и самообязательство.

Эти методы становятся некими мотивами, когда человек приступает к какому-то делу. Самоубеждением он убеждает себя в том, что это дело может быть полезным. Самовнушением — в том, что все получится и тем самым, повышается его уверенность в себе. Самообязательство заключается в том, что человек дает себе обещание довести начатое дело до конца.

Подводя итоги, можно сказать, что заниматься самовоспитанием несложно. Главное иметь сильную волю и проявлять упорство.

Литература:

  1. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.
  2. Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004
  3. Шарохина Е. В., Петрова О. О., Долганова О. В. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Просвещение, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): качество, самовоспитание, вид самовоспитания, главная цель, качество личности, метод самовоспитания.


Ключевые слова

самовоспитание, компоненты или методы и виды самовоспитания

Похожие статьи

Задать вопрос