Проблемы аспирантуры и докторантуры в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 22.08.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Котиева, Х. М. Проблемы аспирантуры и докторантуры в России / Х. М. Котиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73245/ (дата обращения: 19.09.2020).



Ключевые слова: аспирантура, докторантура, проблемы обучения, личные проблемы, проблемы университета, общественные проблемы.

Развитие кадрового научного потенциала на сегодняшний день является основной задачей политики государства в области образования. Это связанно с тем, что по данным Росстата, за последние десять лет число людей, выполняющих научно-исследовательскую работу, сократилось на 24 %, численность самих исследований ‒ в 2 раза. Это привело к тому, что сократилось число людей, способных решать инновационные задачи отечественного производства, проведения различных исследований в той или иной области науки, создания новых объектов и систем особой важности. [3]

Почему так происходит? Конкретный ответ на этот вопрос дать невозможно. Некоторые студенты поступают (парни), чтобы получить отсрочку от армии (могут так и не защитить свою кандидатскую диссертацию), некоторые поступают из-за стипендии (также могут не защитить свою диссертацию). Не поступают в аспирантуру и докторантуру, потому что:1) нужно пройти слишком длинное обучение, то есть, проучившись в ВУЗе 5 или 6 лет, еще 3 или 4 года учиться в аспирантуре и 3 года‒ в докторантуре(11–13 лет); 2) будучи аспирантом или докторантом нужно читать лекции студентам, принимать у них зачеты и экзамены; 3)студенты не видят перспектив после окончания, так как, в основном кандидаты и доктора наук остаются в стенах родного ВУЗа, в качестве преподавателей. [2]

Можно сказать, что причин не поступать столько же, сколько причин поступить. Несомненными плюсами получения степени кандидата и доктора наук является:

  1. Постоянное самосовершенствование;
  2. Степень кандидата и доктора наук открывает новые карьерные возможности;
  3. Если Ваша область исследований окажется интересной и перспективной для инвестиций, у вас есть все шансы поставить свой научный проект на коммерческие рельсы;
  4. Степень кандидата или доктора наук позволит Вам претендовать на более высокую зарплату;
  5. Вы сможете много путешествовать, если будете представлять свое исследование на научных конференциях, семинарах. [3]

Не смотря на все плюсы и минусы, если Вы все же решились посвятить свою жизнь науке, идти дальше для получения ученой степени кандидата и доктора наук, нужно быть готовым к тому, что можно столкнутся с рядом проблем различного рода и характера. Причем проблемы возникают не только у обучающихся, они возникают и у научных руководителей, и у ВУЗа.

Какие же это проблемы?

Общественные проблемы

Поступая в аспирантуру (докторантуру) человек должен понимать, что он теряет часть своей жизни на дело с непредсказуемым, достаточно рискованным результатом.

Проблемы, с которыми студент столкнется на первом этапе, должны быть решены в самое короткое время. К ним относятся:

  1. Выбор темы диссертационной работы и направления исследования;
  2. Поиск и обеспечение экспериментальной базы для подтверждения своих гипотез и идей;
  3. Внедрение и использование результатов работы, при условии сохранения интеллектуальной собственности;
  4. Выбор научного руководителя своей работы и определения диапазона самостоятельности;
  5. Осознание того, что именно нужно сделать, как сделать, каков объем предстоящей работы;
  6. Знание всех требований, которые предъявляются к работе; строгое следование этим требованиям. [1]

Личные проблемы

Первая проблема ‒ это возможность или невозможность создания семьи. Дело в том, что наука требует полной самоотдачи, поэтому может быть так, что для семьи практически не будет оставаться ни сил, ни времени.

Вторая проблема ‒ это материальная поддержка. Её отсутствие требует поиска источника дохода. Работать и учится одновременно очень сложно. Поэтому, если нет материальной поддержки обучающимся придется нелегко. [4]

Структурно-организационные проблемы

В настоящее время в системе вузовского и послевузовского образования Россия присоединилась к Болонскому процессу, система образования поделена на уровни. Не закончив магистратуру, студенты (бакалавры) не могут поступить в аспирантуру, и не получив степень кандидата наук, нельзя идти в докторантуру.

Проблемы научного руководителя

  1. Найти актуальные темы работы;
  2. Сформировать проблему и задачу аспиранта (докторанта) таким образом, чтобы его работа была актуальной, имела практическую значимость;
  3. Создать с аспирантом (докторантом) тандем для решения научных проблем;
  4. Сформировать коллектив, который сможет выполнить работу в полном объеме;
  5. Обеспечить подготовку и защиту диссертации в назначенный срок. [3]

Проблемы университета

Предполагается, что чем выше квалификация человека, тем больше интеллектуальной собственности он может создать. Задача ВУЗа и государства заключается в том, чтобы эту интеллектуальную собственность превратить в собственность университета, государства.

Проблемы государства при финансировании деятельности аспирантов

Обучение в аспирантуре у нас в стране бесплатное, студенты получают небольшую стипендию, которую практически ни на что не хватает. Только выдающиеся учащиеся обеспечиваются стипендиями из различных благотворительных фондов. К сожалению, деятельность аспирантов финансируется только в том случае, если он сам или его руководитель участвуют в проекте, который финансируется по государственной или международной программам. Предприятия неохотно расстаются со своими средствами. Они изыскивают всяческие пути, чтобы сократить свои внешние расходы. [2]

Подводя итоги, можно сказать, что успех обучения в аспирантуре (докторантуре) зависит от Вас самих и немного от научного руководителя. Проблемы всегда будут, пока существует аспирантура и докторантура, или, по крайней мере, пока не изменится система образования. Ни в коем случае, эти проблемы не должны пугать, если Вы действительно хотите посвятить жизнь науке, а наоборот, Вы будете знать, к чему нужно быть готовым, что вас ждет в процессе обучения.

Литература:

  1. Кармазинский А. Н. Аспирантура: проблемы и пути их решения / А. Н. Кармазинский //. — 2012. — № 6.‒ С. 17.
  2. Беляев Д. А. Актуальные проблемы аспирантуры как института воспроизводства научных кадров современной России / Д. А. Беляев //. — Воронеж, 2010 — С. 197–202.
  3. Смирнов О. М. Перспективы развития системы послевузовской подготовки кадров для инновационной экономики / О. М. Смирнов//. — М.: Калвис, 2011–244 с.
  4. Арешкина И. А. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России: стат. сб. / И. А. Арешкина//. — М.: ЦИСН, 2010–151 с.
Основные термины (генерируются автоматически): доктор наук, проблема, аспирантура, интеллектуальная собственность, научный руководитель, докторантура, материальная поддержка, проблема университета, система образования, число людей.


Ключевые слова

аспирантура, докторантура, проблемы обучения, личные проблемы, проблемы университета, общественные проблемы
Задать вопрос