Аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №34 (324) август 2020 г.

Дата публикации: 21.08.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Черткоева, Д. Р. Аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета / Д. Р. Черткоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 34 (324). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/324/73221/ (дата обращения: 19.09.2020).



В современных условиях стремительной ситуации на рынке, сопряженной с периодически возникающими экономическими кризисами, нестабильностью внутренней политики и внешнеэкономических отношений перед многими предприятиями встает вопрос жесткой экономии денежных средств. Именно необходимость экономии, на наш взгляд, породила потребность предприятий в недорогих услугах.

Не всегда удается выстроить режим экономии только на материальных ресурсах. Иногда условия вынуждают оптимизировать затраты на оплату труда, поскольку «зарплатные» расходы формируют большую часть себестоимости продукции.

Тем не менее, многие специалисты в области учета и налогообложения убеждены, что оптимизация учета оплаты труда является вынужденной мерой не только в трудные времена, но и необходима в условиях высококонкурентной среды.

Ключевые слова: аутсорсинг, ведение налогового и бухгалтерского учета, ведение деятельности коммерческого субъекта.

Одним из самых простых способов уменьшения расходов является сокращение численности сотрудников. Однако практика показывает, что данная мера является крайней, и в долгосрочной перспективе, как правило, оказывает обратный, экономически невыгодный эффект.

Одним из способов решения вопроса экономии на трудовых затратах является аутсорсинг — поиск ресурсов во внешней среде экономического субъекта.

Аутсорсинг — это управленческое решение о передаче на договорной основе непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) сторонним организациям, которые обладают соответствующими техническими и управленческими знаниями и средствами в какой-либо области.

Очевидно, что принятие любого управленческого решения, особенно связанного с вопросом экономии, должно быть разумным и целесообразным. И если передача на аутсорсинг простейших трудовых функций, например, по уборке помещений или обслуживанию IT-сетей, как правило, не вызывает вопросов, то ведение бухгалтерского и налогового учета сторонней организацией должно быть тщательно обдумано [2].

Термин «аутсорсинг» произошел от английского «outsourcing» (outer-source-using), что дословно означает «использование внешнего источника».

Рассмотрим, оправдана ли передача аутсорсинговой компании бизнес-процесса по ведению бухгалтерского и налогового учета.

В России бухгалтерский аутсорсинг не так развит, как за рубежом. В Европе более 80 % предприятий передают ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг. В России статистика утверждает, что около 37 % крупных компаний пользуются услугами бухгалтерских служб. Средние и малые фирмы пользуются аутсорсингом реже и нерегулярно, от 5 до 30 % таких фирм доверяют нанятым извне бухгалтерам [5].

Для того, чтобы понять специфику аутсорсинговой деятельности, проведем исследование услуг, предоставляемых российскими бухгалтерскими службами, и их ценовую политику.

Итак, какие же услуги предоставляют российские аутсорсеры в области бухгалтерского облуживания?

  1. В первую очередь, это постановка и ведение бухгалтерского учета — от формирования первичных бухгалтерских документов и занесения их в базу данных до бухгалтерского отчета.
  2. Начисление налогов, составление и представление в государственные органы налоговой, пенсионной, статистической отчетности.
  3. Анализ бухгалтерской отчетности с целью оценки финансового положения предприятия.
  4. Восстановление бухгалтерского учета после работы неквалифицированных специалистов или по результатам проверок.
  5. Постановка и ведение кадрового учета.
  6. Оказание точечных услуг, например, только по возмещению НДС из бюджета.
  7. Аудиторские услуги по различным направлениям.

Какие гарантии и обещания дают российские бухгалтерские службы?

  1. Большинство бухгалтерских фирм предоставляют услуги по страхованию материальной ответственности, возникшей в результате некорректно предоставленных услуг.
  2. Высококвалифицированный штат бухгалтеров, работающих в компании-аутсорсере. Клиент избавлен от необходимости поиска квалифицированного бухгалтера, оценки его профессиональной компетентности, аттестации и контроля работы.
  3. Коллективный контроль бухгалтерской отчетности клиента. Бухгалтерские данные и данные отчетности сосредоточены в руках команды профессионалов, а не одного сотрудника. Таким образом минимизируется вероятность ошибок, исключается возможность человеческого фактора. Кроме того, коллективные решения, как правило, оказываются эффективнее персональных.
  4. Полная конфиденциальность предоставленных данных.

Стоимость услуг по аутсорсингу учета всегда ниже стоимости услуг штатного бухгалтера. Доходы аутсорсинговой компании прямо зависят от оборотов клиента или объема бухгалтерских проводок. Например, для компании с оборотом до 250 000 руб. в месяц аутсорсер предлагает услуги по стоимости 3500 руб. в месяц. При обороте 4–6 млн. руб. услуги предоставят по цене 22 000 руб. в месяц. Очевидно, что данная цена значительно ниже, чем средний месячный оклад бухгалтера, а тем более штата бухгалтеров в России. Подобные цены применимы и к услугам по ведению кадрового учета, что также экономнее затрат на оплату услуг штатного кадровика. Низкая цена услуг обусловлена тем, что специалисты аутсорсера работают в режиме многозадачности, ведут несколько фирм, при необходимости прибегают к консультации коллег из смежных отделов (например, юристы).

Определим экономический эффект в случае передачи ведения бухгалтерского и налогового учета в ООО «Гранат».

Компания «Гранат» занимается производством и продажей хлебобулочной продукции, представляет собой небольших объемов хлебопекарню.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим выплатам в пользу сотрудников занимает в ООО «Гранат» одно из главенствующих мест в системе бухгалтерского учета. Многочисленный кадровый состав, функциональное деление на отделы, исполняющие различные обязанности, вызывают необходимость оптимизации данного участка с целью получения объемной и достоверной информации.

ООО «Гранат» имеет в штате бухгалтера в единственном лице. Оклад бухгалтера составляет 25 000 руб. Надбавки и премии не предусмотрены. Бухгалтер ООО «Гранат» является высококвалифицированным специалистом, работу исполняет добросовестно, ошибок в учете не допускает. Но ввиду хронического заболевания вынужден часто отсутствовать на работе, по 2–3 недели пребывает на больничном. Руководитель ООО «Гранат» доволен работой бухгалтера, но ввиду его частого отсутствия возникают проблемы во взаимодействии с клиентами из-за несоставленных бухгалтерских документов. Предприятие вынуждено передать часть работы бухгалтера по составлению товарных накладных и счет-фактур менеджеру по продажам, доплачивая ему за совмещение должностей 3000 руб.

Рассчитаем экономическую эффективность найма бухгалтера по договору аутсорсинга (таблица 1).

ООО «Гранат» при заключении договора аутсорсинга на 1 месяц увеличивает бухгалтерскую прибыль на 11 400 руб. (36400 руб. — 25000руб.). В год — на 136 800 руб. С учетом того факта, что сумма начисленных взносов уменьшает налогооблагаемую прибыль, предприятие заплатит больше налога на прибыль в сумме 1680 руб. в месяц, а за год — 20 160 руб.

Таблица 1

Расчет экономического эффекта от привлечения бухгалтера по аутсорсингу

Должность специалиста

Привлечение по трудовому

договору

Привлечение по договору аутсорсинга

Оклад

Налоги/

взносы

Уменьшение прибыли

Сумма услуг

Налоги / взносы

Уменьшение прибыли

Бухгалтер — оплата по окладу

25 000

7500

32 500

25 000

0

25 000

Менеджер — доплата за совмещение

3000

900

3900

0

0

0

Влияние на налог на прибыль (20 %)

-5600

-1680

х

-5000

х

х

Итого общий положительный экономический эффект от внедрения договора аутсорсинга на одного сотрудника — 116 640 руб. (136 800 руб. — 20 160 руб.) На практике получается, что увеличение налога на прибыль покрывается экономией, полученной от использования аутсорсинга.

Таким образом, ООО «Гранат» увеличит бухгалтерскую прибыль, за счет которой можно выплатить дивиденды, приобрести внеоборотные активы и провести другие мероприятия.

В подобной ситуации главной проблемой становятся человеческие отношения, поскольку предприятию не так просто будет уволить зарекомендовавшего себя сотрудника. Но это уже вопрос человеческих отношений, тогда как главный эффект — экономия, виден невооруженным взглядом [1].

Далее рассмотрим организационные особенности работы аутсорсеров и их основные плюсы и минусы в отличие от штатного либо приходящего бухгалтера. Сравнительная характеристика представлена в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика работы аутсорсинговой фирмы и штатных бухгалтеров

Аутсорсинг

Штатный бухгалтер

Приходящий бухгалтер

ПЛЮСЫ

Отсутствуют затраты на оборудование рабочего места

Всегда находится на рабочем месте в зоне доступа

Отсутствуют затраты на оборудование рабочего места

Стоимость услуг уменьшает налогооблагаемую прибыль, НДС по услугам принимается к вычету

Мотивация в развитии компании

Невысокая стоимость услуг

Отсутствует необходимость набора штата, его оценки и повышения квалификации

Оперативная работа, при необходимости в нерабочее время

Работа специалиста проверяется вышестоящим руководителем

Налаженные личные отношения с сотрудником

Всегда в курсе изменений в законодательстве

Несет материальную ответственность перед клиентом в случае некачественного исполнения услуг

Отсутствует необходимость в приобретение программного обеспечения для работы

Мотивация в оперативном решении всех задач

Отсутствует необходимость в уплате «зарплатных» налогов

МИНУСЫ

Не всегда возможно оперативно связаться со специалистом

Затраты на организацию рабочего места

Уплата «зарплатных» налогов

Как правило, отсутствие личного контакта со специалистом

Высокая стоимость услуг

Ограниченная материальная ответственность

Необходимо затрачивать время на организацию личной встречи и обсуждение вопросов

Уплата «зарплатных» налогов

Отсутствует сосредоточенность на бизнесе клиента

Угроза утечки информации

Затраты на повышение квалификации сотрудника

Не всегда возможно оперативно связаться со специалистом

Ограниченная материальная ответственность

Итак, плюсов от применения аутсорсинговых услуг больше, чем у штатных бухгалтеров. Однако, существуют и минусы, но их меньше, чем у «конкурентов».

Основной проблемой видится возможность утечки конфиденциальной информации, но данный аспект решается подбором надежного и квалифицированного партнера.

На наш взгляд, аутсорсинговые услуги — это услуги будущего. Аутсорсинг значительно экономит затраты, оптимизирует налоговую нагрузку, да и просто освобождает руководителя от головной боли, связанной с поиском надежной штатной единицы. На микроуровне проблема аутсорсинга решена — это выгодно и надежно.

На макроуровне может возникнуть вопрос безработицы. Если представить, что 100 % экономических субъектов передадут ведение учета на аутсорсинг, единовременно будут уволены миллионы сотрудников. Допустим, половина из них перейдут на работу в те же аутсорсинговые компании. А что будет с оставшейся половиной? Глобальный экономический вопрос. Вполне возможно, что такая ситуация выступит своего рода естественным отбором и очистит трудовой рынок от неквалифицированных специалистов.

Литература:

  1. Грачев, А. В., Максимова, О. Ю. Расчет оптимального уровня ресурсной обеспеченности органов внутренних дел МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны // Вестник Московского университета МВД России. — 2010. — № 11. — С. 38–45.
  2. Курбанов, А. К., Плотников, В. А. Аутсорсинг: история, методология, практика: монография. — М.: Инфра-М, 2013. — 112 с.
  3. Самсонова, Е. К. Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 1. — С. 152–155.
  4. Толкачева, О. П. Анализ исполнительской дисциплины по уплате налогов и сборов в системе факторов, влияющих на экономическую безопасность России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 4. — С. 152–155.
  5. Бухгалтерский аутсорсинг в РФ и других странах за рубежом — актуальное исследование. Электронный доступ: https://praxiscom.ru/buhgalterskij-autsorsing-v-rf-i-v-drugih-stranah-za-rubezhom-aktualnoe-issledovanie/.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, услуга, аутсорсинг, затрата, налоговый учет, рабочее место, стоимость услуг, бухгалтерская прибыль, кадровый учет, материальная ответственность.


Ключевые слова

аутсорсинг, ведение налогового и бухгалтерского учета, ведение деятельности коммерческого субъекта
Задать вопрос