Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 16.08.2020

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Потявина, Н. Н. Изучение темы «Великая Отечественная война» на уроках истории в 10-м классе с использованием материалов экспозиции школьного музея «Из истории Волховского фронта» / Н. Н. Потявина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73170/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор делится опытом проведения уроков по истории Великой Отечественной войны с учетом регионального компонента.

Ключевые слова : музей, урок-экскурсия, урок-конференция, краеведение, блокада Ленинграда,исследовательская, проектная деятельность патриотизм.

Педагогическая миссия учебного предмета «История» многообразна. Я остановлюсь на краеведческом аспекте и на аспекте создания условий для воспитания патриотических чувств ребенка. Современный молодой человек — патриот, уважает прошлое и настоящее многонационального народа России, знает историю, язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества, усвоил гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества, чувствует ответственность и долг перед Родиной. Воспитание такой личности является важнейшим условием получения школьником образования на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов [1].

Особое место в этом ряду с точки зрения организации учебного процесса школы № 98 Санкт-Петербурга и в преподавании предмета «История» принадлежит музею «Из истории Волховского фронта». Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей силами учащихся и педагогов поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Школьный музей «Из истории Волховского фронта» выступает как составная часть воспитания личности и формирования гражданско-патриотической позиции. Цель работы: историческое, героико-патриотическое и культурно-нравственное воспитание учащихся на основе познавательно-краеведческой и экскурсионной деятельности музея. Задачи : знакомство школьников с боевыми традициями Вооруженных Сил, примерами мужества и героизма защитников Отечества, проявленных бойцами Волховского фронта; сохранение памяти о бойцах Волховского фронта среди учащихся; выявление и развитие творческих способностей учеников, создание условий для их самореализации; формирование учебно-исследовательских знаний, умений и навыков у школьников; формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к военно-историческому прошлому Родины; воспитание у молодежи готовности к защите Отечества, формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством; побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям: Родина, патриотизм, подвиг, героизм. Поставленная цель и задачи реализуются при изучении школьниками истории Битвы за Ленинград.

По программе предмета «История» в 10-м классе теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.». отводится значительное количество времени. Учащиеся изучают причины, характер, периодизацию Великой Отечественной войны, боевые силы сторон, основные операции, их итоги и значение, знакомятся с примерами героизма и мужества советских солдат, работают с исторической картой, документами, делают обобщения и выводы. Важным является развитие умения самостоятельно проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа. Уделяя должное актуальности краеведческой направленности ряда уроков, учащимся предоставлена уникальная возможность выйти за стены класса и познакомиться с историей защиты Ленинграда непосредственно в музее школы, используя его экспозицию.

В музее можно провести уроки: «Героическая оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда», «Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни»», «Героизм и трагедия гражданского населения Ленинграда», «Ученые и деятели культуры Ленинграда в годы блокады», «Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года и полное снятие блокады», включенные в региональный компонент рабочей программы.

Чем урок в музее отличается от аудиторного занятия? Что дает такое «включение»? Необычная среда (оформление интерьера музея, специальное освещение) воздействует на чувства детей и помогает им совершить «погружение» в другую эпоху, в обстановку блокадного Ленинграда, воссоздать образы наших соотечественников.

В музее учеников окружают карты-схемы, фотографии, текстовый материал, повествующий о начале блокады, боевых действиях на Волховском и Ленинградском фронтах, подвиге и трагедии жителей блокадного Ленинграда, героях-защитниках города. Особую ценность представляют рукописные воспоминания жителей Ленинграда, ветеранов Великой Отечественной войны, подлинные документы, с которыми знакомятся ребята (например, боевой характеристикой командира батареи 860 артполка 310 стрелковой дивизии старшего лейтенанта Пушкарева Феофана Ефимовича). Они имеют возможность рассмотреть кусочек блокадного хлеба, карточки на продукты питания, фотокопию страничек дневника Тани Савичевой, памятные знаки, личные вещи, подаренные музею, стрелковое оружие, найденное на местах боев, а к некоторым экспонатам прикоснуться руками, потрогать, почувствовать ритм метронома. Это делает урок более наглядным и позволяет учащимся не только глубже ощутить особую атмосферу тех лет, но и получить знания об организации жизни и борьбы ленинградцев за освобождение своего города от блокады.

Уроки в музее могут проходить в форме урока-экскурсии, урока-конференции . 1. Урок-экскурсия проводитсяспривлечением учеников-экскурсоводов разных классов, ведущих тематические экскурсии, посвященные блокадному Ленинграду («Начало блокады», «Дети блокадного города», «Труд женщин в блокадном Ленинграде», «Блокадный хлеб», «Таня Савичева», «Анна Ахматова и Ольга Берггольц», «Дорога жизни», «Полуторка», «Ладожская военная флотилия»), его защитникам, героям Волховского фронта, созданию Волховского фронта и его командующему Кириллу Афанасьевичу Мерецкову, военным операциям в ходе Битвы за Ленинград («Тихвинская оборонительно-наступательная операция 1941 г., «Любанская наступательная операция 1942 г.», «Операция «Искра» 1943 г.», «Ленинградско-Новгородская наступательная операция 1944 г.»). Как вариант, можно предложить группе учащихся 10-го класса попробовать свои силы в качестве экскурсоводов — рассказать на уроке экскурсии одноклассникам на экспозиции музея. Для этого ученик заранее выбирает тему экскурсии и собирает для нее материал, консультируется с учителем, который должен объяснить алгоритм подготовки и проведения экскурсии.

В залах музея учащиеся могут увидеть фотографии воинов-волховчан, поэтов — Мусы Джалиля и Павла Шубина и материалы о них, личные вещи и военную форму начальника штаба артиллерии Волховского фронта Абрама Гершановича Чертока и командующего 14-й воздушной армией Волховского фронта Ивана Петровича Журавлева — людей разных национальностей, живших в семьях с разными традициями. Рассказ экскурсовода позволяет подчеркнуть значение общего вклада в Победу. В качестве домашнего задания предлагается подготовить сообщение: а) об одном из советских полководцев — участнике Битвы за Ленинград, б) об одном из событий войны, имеющем особое значение для учащегося, его семьи, нашего города, края, используя дополнительный материал, в том числе, из архива школьного музея.

Как показывает опыт, ребята внимательно слушают экскурсии, задают экскурсоводам вопросы, относятся к своим товарищам с уважением. Быть экскурсоводом музея в школе почетно. Поэтому не удивительно, что после окончания урока есть желающие также стать экскурсоводами. Например, узнав на уроке-экскурсии о Герое Советского Союза Николае Васильевиче Оплеснине, учащиеся решили написать исследовательскую работу и сочинение. Началась кропотливая работа с литературой, поиск источников, архивного материала. Была сделана попытка найти родственников, для этого связались с членами коми-землячества в Санкт-Петербурге «Неватас», участвовали в телемосте со школьниками и ветеранами из Сыктывкара. Итогом стало объемное сочинение «Николай Васильвич Оплеснин», представленное на районном и городском конкурсе «Война. Блокада. Ленинград» и исследовательская работа «Н. В. Оплеснин. К биографии героя», которая заняла первое место в районном конкурсе исторических чтений. Многие исследовательские работы, посвященные отдельным страницам истории Битвы за Ленинград, в разные годы занимали призовые места на районных и городских конкурсах исторических и краеведческих чтений, создавались учащимися после проведения уроков в музее. 2 . Урок-конференция способствует формированию у старшеклассников умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Урок-конференция с использованием мультемедийной установки проходит в музее, учащимся дается предварительное домашнее задание (индивидуальное или по группам): подготовить сообщение по конкретной теме, вопросы для интервью гостей. Учитель заранее проводит небольшую анкету, которая позволит выявить знания учащихся о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда. Приглашение жителей блокадного Ленинграда и ветеранов Великой Отечественной войны способствует общению с живыми свидетелями далеких военных лет. Свидетельства из первых уст, передача жизненного опыта старшего поколения молодому поколению неоценимы, оказывают большое эмоциональное влияние на развитие личности учащихся. Бывает, что именно такая встреча побуждает ученика обратиться к семейному архиву, истории своей семьи. Конференция в музее может стать обобщающим уроком по данной теме, местом подведения итогов. На протяжении ряда лет ученики 10-х классов принимали участие в таких конференциях, как «Человек на войне», «Город в блоке ада», «Белые пятна блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «А музы не молчали…».

Музей позволяет организовать исследовательскую и проектную деятельность учеников, как на уроке, так и индивидуально. Федеральные государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на формирование исследовательской культуры учащихся, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать найденную информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней. Предполагается, что в старшей школе ребята уже владеют навыками проектной деятельности и исторической реконструкции.

На уроке можно исследовать отсканированный архивный материал школьного музея (документы, воспоминания письма, газеты). Например, переписку ребят из детского дома № 57 (Флюгов переулок, д..9), находившихся в блокадном Ленинграде с воинами, сражавшимися на фронте в 1943–1944 гг. Учащиеся узнают о том, как была организована помощь детям, оставшимся без родителей, как выживали маленькие ленинградцы, об их надеждах и чаяниях. Делают выводы о моральной поддержке детей воинами-фронтовиками, о ценности теплого человеческого общения. Работа с письмами повлекла за собой желание учеников создать экскурсию для музея «Дети блокадного Ленинграда», написать исследовательскую работу и детском доме и встретиться с бывшими воспитанниками детских домов блокадного города.

На уроке можно раздать газеты, например, «Рабочий Кронштадта» (23 июня 1941 г. № 146 (6000)), где опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о военном положении, «Красный Балтийский флот» (26 сентября 1942 г № 234 (6357)) и прочитать статьи «Один против двадцати» (о подвиге красноармейца Банникова), «192 часа в осажденном танке» (о действиях танка лейтенанта Семена Шмакова на вражеской территории), «Захватили орудие» (о семи разведчиках), рассмотреть фотографию «В районе Синявино» — автоматчиков морской пехоты, выделить главную мысль, ответить на вопросы по тексту, проанализировать обстановку в блокадном Ленинграде, на фронте, сделать выводы.

Учащимся предлагается выполнить проект «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны», включить в него интервьюирование своих родственников с фото или видео фиксацией по примерному плану: 1) Где вы находились в годы Великой Отечественной войны? Сколько вам было лет? Чем вы занимались? 2) Какие события вы запомнили как самые важные? самые горькие? самые радостные? 3) Какие свидетельства военных лет сохранились у вас? Чем они дороги вам?

Также можно поручить группе ребят оформление школьного исторического журнала. Результаты своей проектной деятельности ребята представляют вниманию не только одноклассников, но и ученикам других классов, например, при организации круглых столов или классных часов в лекционном зале музея.

Таким образом, миссия предмета «История» создает условия для формирования гражданина, готового учиться, трудиться на благо процветания нашего города, формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формирования собственной активной жизненной позиции в общественной жизни, воспитания уважения к историческому наследию народа, помогает нам воспитать личность гражданина Санкт-Петербурга. В этом неоценимую помощь учителю истории оказывает школьный музей.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, блокадный Ленинград, школьный музей, Волховский фронт, Ленинград, музей, учащийся, блокада Ленинграда, исследовательская работа, проектная деятельность.


Ключевые слова

краеведение, музей, урок-экскурсия, блокада Ленинграда, урок-конференция, исследовательская, проектная деятельность патриотизм

Похожие статьи

Задать вопрос