Юридические гарантии реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 14.08.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Федосеева, А. А. Юридические гарантии реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду / А. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73140/ (дата обращения: 19.09.2020).



В статье автором проанализированы юридические гарантии соблюдения экологических прав граждан, в частности конституционного права на благоприятную окружающую среду. Рассматривается механизм реализации и защиты экологических прав граждан путем проведения прокурорского надзора.

Ключевые слова: конституционное право, экологические права граждан, право на благоприятную окружающую среду, юридические гарантии, прокурорский надзор, прокуратура.

Ни у кого не вызывает сомнения, что охрана окружающей среды — одно из приоритетных направлений для обеспечения устойчивого развития любого современного и социально ориентированного государства. Российская Федерация закрепила в статье 42 Конституции [1] экологический статус личности, тем самым сделала серьезный шаг в сторону построения правового государства. Наиболее активная политика нашей страны в области экологии: в том числе касающаяся создания полноценной системы экологического мониторинга, формирования законодательства о квотировании вредных выбросов в атмосферу, внедрение так называемого механизма «расширенной ответственности», а также поддержание современных исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам в области экологии, изменения климата, загрязнения окружающей среды и иных «вызовов глобального развития» начинается с 2017 года (Год экологии в России) и продолжается по сей день [7]. Однако невзирая на все предпринятые меры борьбы с экологическими правонарушениями количественные показатели остаются стабильными высокими. Следует акцентировать внимание на том, что любое экологическое правонарушение влечёт за собой нарушение центрального экологического права граждан — права на благоприятную окружающую среду [6]. Принимая во внимание значительную потребность общества и государства в соблюдении баланса экономических и экологических интересов всех заинтересованных субъектов, можно говорить, что грамотно выстроенная деятельность всех органов государственной власти, направленная на обеспечение реализации задекларированных в Конституции и расширенных других нормативных актах прав человека и гражданина, может признаваться юридической гарантией их соблюдения [4].

Наиболее интересным для изучения представляется деятельность прокуратуры в процессе реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, заключающейся в проведении прокурорского надзора, приоритетность которого подчеркивается положениями Приказов Генерального прокурора № 195 [2] и № 165 [3].

Для того, чтобы в полной мере проанализировать деятельность прокуратуры в области реализации конституционных прав граждан, в частности экологической направленности, являющейся юридической гарантией их соблюдения, необходимо проанализировать статистические данные, что поможет оценить состояние законности в изучаемой сфере.

Начинать осуществление анализа состояния законности в сфере соблюдения экологических прав граждан необходимо с приведения статистических данных по преступлениям, совершенным в экологической сфере (рис. 1). Следует подчеркнуть, что приведенные статистические данные являются иллюстрацией уровня реагирования правоохранительных органов, а «не реальное состояние более масштабной экологической преступности» [5]. Необходимо учитывать, что экологические правонарушения являются латентными, а также довольно большой массив экологических правонарушений является компетенцией административного законодательства.

Число экологических преступлений за период 2015–2019г.

Рис. 1. Число экологических преступлений за период 2015–2019г.

Теперь необходимо проанализировать деятельность прокуратуры в данном направлении путем оценки основных показателей ее работы, а именно использования своих полномочий в сфере защиты экологических прав граждан. Статистические показатели можно отследить в рис. 2.

Выявленные нарушения законов в сфере соблюдения экологических прав граждан (в динамике за 4 года)

Рис. 2. Выявленные нарушения законов в сфере соблюдения экологических прав граждан (в динамике за 4 года)

Если проследить детально прокурорскую деятельность через призму актов прокурорского реагирования, то результаты легче всего представить в виде таблицы, где наглядно видны все акты, вынесенные прокурорами за отчетный период (рис. 3).

Динамика прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в сфере соблюдения экологических прав граждан

Рис. 3. Динамика прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в сфере соблюдения экологических прав граждан

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее прокуратура Российской Федерации является центральным элементом в механизме юридических гарантии реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду. Это обуславливается тем, что ни один орган, входящий в правоохранительную систему нашего государства, ни один государственный институт не имеет такого широкого спектра рычагов воздействия на происходящие процессы, как прокуратура. Однако не стоит забывать, что в процессе своей деятельности прокуратура не может заменить (и не имеет права) компетентные органы в области реализации конституционных прав граждан. Соблюдение баланса, а также совместная деятельность компетентных органов и прокуратуры будет являться гарантом соблюдения конституционных прав человека и гражданина, в том числе экологического характера.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://www.genproc.gov.ru дата обращения: 01.07.2020).
  4. Хазов Е. Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / Санкт-Петербург, 1997
  5. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2015 год: информ.-аналитич. зап. / под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О. С. Капинус. — М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2016. 180 с.
  6. Выступление И. В. Краснова на коллегии о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр 26.06.2020 // // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://www.genproc.gov.ru (дата обращения: 01.07.2020).
  7. Послание Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://kremlin.ru (дата обращения 01.07.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): благоприятная окружающая среда, гражданин, деятельность прокуратуры, прокурорский надзор, сфера соблюдения, область реализации, орган, прокурорское реагирование, Российская Федерация, соблюдение баланса.


Ключевые слова

конституционное право, прокуратура, прокурорский надзор, юридические гарантии, экологические права граждан, право на благоприятную окружающую среду
Задать вопрос