Цели элективного курса по английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 15.08.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Шпак, Ю. Ю. Цели элективного курса по английскому языку / Ю. Ю. Шпак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73127/ (дата обращения: 19.09.2020).



Ключевые слова: иностранный язык, элективный курс, курс, английский язык, учебный предмет.

На сегодняшний день образование является неотъемлемой частью успеха, способствует всестороннему развитию личности человека. Исторически сложившееся доминирование английского языка в статусе международного, влечет за собой его высокую востребованность в современном обществе.

Дисциплина «Английский язык» согласно ФГОС начального, общего, основного общего образования является составляющей предметной области «Филология», а согласно ФГОС среднего (полного) общего образования входит в предметную область «Иностранные языки». В соответствии с примерной программой по иностранному языку дисциплина «Английский язык» формирует коммуникативную компетенцию — способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка; английский язык способствует формированию у школьников целостной картины мира; способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного; полиязычного мира, расширяет лингвистический кругозор учащихся; способствует формированию культуры общения; содействует общему речевому развитию учащихся [3]. Необходимо отметить огромный образовательный потенциал английского языка как учебного предмета.

На сегодняшний день государство рассматривает образование как основополагающий фактор в становлении личности, в связи с этим создан проект Концепция модернизации российского образования до 2020 года, который предполагает осуществление профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, основываясь на индивидуализации обучения [3, 2].

Определение профиля обучения в старшей школе ставит выпускника основной школы перед необходимостью выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления. Необходимыми условиями для такого выбора является введение в основной школе предпрофильной подготовки через организацию профориентационных курсов по выбору. Такие курсы помогут ученику подготовиться к поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт формирования индивидуального учебного плана. Содержание элективных курсов по выбору предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету, в данном случае к английскому языку. Выпускнику необходим такой уровень компетентности, который стал бы залогом успешной реализации его индивидуальности во всех сферах — профессиональной, личностной, семейной и др.

Таким образом, грамотно организованная предпрофильная подготовка (прежде всего система элективных курсов) не только дает возможность учащимся более осознанно подойти к выбору профиля своего дальнейшего обучения, но и способна утолить их познавательные запросы.

Элективные курсы (далее ЭК) — обязательные курсы по выбору учащихся из компонента общеобразовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения [5, 2, 1].

Новизна элективных курсов иностранного языка заключается в том, что курс должен быть построен с учетом целей, которые преследуют ученики. Такое целеполагание предполагает обязательный учёт потребностей учеников и создание условий для их успешного саморазвития в сфере иноязычной профессиональной коммуникации.

Изучение английского языка на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

– Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной): — речевая компетенция — функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения [4];

– языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, а также увеличение объема знаний за счет информации профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии) [4, 2];

– социокультурная компетенция — расширение объема знаний о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты [4, 2];

– компенсаторная компетенция — совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе и в профильно-ориентированных ситуациях общения [4];

– учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля [4].

– Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знаний; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля [4].

Таким образом, элективные курсы являются современным механизмом актуализации и индивидуализации процесса обучения, где каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Литература:

  1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М: ИКАР, 2009.
  2. Колесников, А. А. Профессионально-ориентированные элективные курсы на иностранном языке для филологического профиля: научные основы, пример разработки, специфика внедрения в практику / А. А. Колесников. — Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, — 212 c.
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы.: электронный // http://static.government.ru/: [сайт]. — URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 11.08.2020).
  4. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык.: электронный // https://www.titul.ru/: [сайт]. — URL: https://www.titul.ru/uploads/journal/8/Journal_08_4_33.pdf (дата обращения: 11.08.2020).
  5. Федорова, Н. Б. 4. Профильное обучение: элективные курсы для предпрофильной и профильной подготовки учеников общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие / Н. Б. Федорова, О. В. Кузнецова. — Рязань: Ряз. гос. ун-т. им. С. А. Есенина, 2011. — 88 c.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, выбранный профиль, курс, основная школа, неречевое поведение, профильно-ориентированная ситуация общения, совершенствование умений, учебный предмет.


Задать вопрос