Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни [1].
Известно, что определяющим в социализации личности считается дошкольный возраст. Именно в этот период идет интенсивное духовное развитие, закладываются главные ценностные ориентиры личности, формируется характер, отношение к себе, к своей семье, к окружающим [1].
Совершенствование работы дошкольной организации в соответствии с ФГОС требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению образовательного процесса, в том числе и в области физического развития, к роли педагога в этом процессе. Именно это направление в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (что невозможно без физического развития) превращается сейчас в первоочередную социальную задачу.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.
В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, в результате задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Игра наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активном участии. Игра всегда связанна с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Каждая дошкольная организация ищет свои пути в этом направлении. В нашем детском саду мы используем много инновационных технологий в области двигательной активности детей, но особенно хочется отметить постер — технологии.
Постер-технология в образовании — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения, каждого обучающегося к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
В группах созданы Постер индивидуальных достижений детей. Это очень интересная форма работы с детьми и родителями. Воспитатель в течении дня выставляет карточки со схематическим рисунком, что в течение дня хорошо получилось у ребенка: научился прыгать на скакалке, ловить мяч двумя руками или сам организовал подвижную игру. У детей появляется стимул «Я тоже могу», «Я научусь», а родители наглядно видят, чему научился ребенок в течение дня. Этот постер можно использовать не только в двигательной активности, но и в любой образовательной области. Этот постер многофункционален.
Двигательная активность — это естественная потребность в движении, основа всестороннего физического развития. В наших силах, не подавляя инициативы детей и не противореча их желаниям, предложить им разнообразные игры и другие затеи, которые послужат им хорошим подспорьем в развитии. В каждой группе есть спортивный уголок, где располагается спортивный инвентарь, маски для подвижных игр, а также ПОСТЕР — схемы, при помощи которых дети могут самостоятельно организовать игру, выполнять физические упражнения, общаться друг с другом.
Воспитатели знакомят детей со знаменитыми спортсменами города Белгорода. Для того, чтобы дети лучше запомнили каким видом спорта они прославили наш город, они используют постер –схемы .
Но больше всего объединяет детей, когда они самостоятельно изготавливают постер . Они не только закрепляют и получают знания, но и учатся работать в команде, общаются друг с другом, договариваются. С помощью таких творческих постеров формируется представление не только у детей, но и у родителей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей, повышает стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий.
Процессы социализации в двигательной деятельности успешно формируются и развиваются, приобретают высокую эффективность и полезность для будущей жизнедеятельности растущего человека. Подвижная игровая деятельность всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности [2].
Вот такая работа проходит в нашем дошкольном учреждении по социализации старших дошкольников в двигательной активности с использованием постер-технологии.
Литература:
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н. Ф. Голованова. — СПб. 2004. — 308 с.
- Галушко И. Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности / И. Г. Галушко, Н. Г. Зайцева, А. В. Галушко // Концепт. — 2016. — Т. 10. — С. 106–110.